Шаг вперед? Два шага назад?
Российский футбол с каждым годом все сильнее увязает в сложных, практически неразрешимых, проблемах. Есть ли возможность свернуть с дороги ведущей в никуда? Или для того, чтобы построить что-то реально работающее, надо сначала разрушить то, что создано сейчас.
Давайте в первую очередь постараемся ответить на вопрос: «Что такое футбол?». Конечно, не с точки зрения «Это игра с мячом двух команд по 11 человек», а как явление. Что это? Бизнес? Шоу-бизнес? Игра, имеющая высокую социальную значимость? Зачем он нужен, что в него имеет смысл вкладывать деньги? Тем более, в такой не сильно благополучной стране как наша.
Говорить о том, что футбол имеет социальное значение, я бы поостерегся. С точки зрения воспитания молодежи, отваживания ее от криминала и различных радикальных групп, футбол играет роль скорее негативную. Футбол это алкоголь, драки между фанатами, сомнительные группировки. Какую социальную функцию несет футбол? У нас, боюсь, никакой. Поэтому речи о том, что, вкладывая деньги в условный Шинник, мы проводим какую-то социальную программу говорить нельзя. Тем более, когда этих денег не хватает на реальные социальные проекты. Больницы, школы, детские дома и т.д.
Можно, конечно, говорить о престиже страны, который повышается с каждым завоеванным кубком и с каждой победой сборной. Но это тоже весьма сомнительное утверждение. На престиж страны скорее влияет уровень зарплат, медицины, образования. А когда на фоне довольно сомнительного уровня жизни и образования населения ЦСКА или Зенит выигрывает кубок УЕФА или сборная берет бронзу на Евро, это конечно приятно, но не может не вызывать некий скепсис.
Поэтому давайте оставим тему социальной значимости футбола. По крайней мере, в той форме, в которой он существует у нас сейчас.
Тогда мы приходим к тому, что футбол это либо некий бизнес проект, который пускай в перспективе, должен приносить деньги, либо бездонная бочка в которую можно выбрасывать сотни миллионов рублей, получая зачастую в качестве отдачи сомнительное удовольствие, видеть свою команду в какой-нибудь условной десятке чемпионата России.
При этом, если рассматривать команду как такую дорогостоящую игрушку, то престижность обладания ей тоже довольно сомнительна. После развала СССР, в Российском чемпионате «Брендовых» команд осталось не так и много. Спартак, ЦСКА, Динамо. В какой-то степени Зенит. Локомотив. Остальное, это «новодел», имеющий в своей истории, в лучшем случае, игру во второй лиге советского чемпионата. А обладание такой командой, это совсем не тоже самое, что владение серьезным нематериальным активом. Правда, как показывает пример Торпедо, громкое имя, тоже еще не гарантия выживания или безбедного существования. Бренд брендом, а деньги деньгами.
Вот мы и приходим к тому, что клуб, для того, чтобы чувствовать себя уверенно и не рисковать своим здоровьем, а то и жизнью при смене губернатора или даже просто настроения губернатора, должен давать отдачу. Приносить деньги.
И вот тут мы приходим к самому грустному.
Сейчас, подавляющая часть российского футбола живет на дотации. И мы утыкаемся в невеселый выбор. Либо, мы снимаем футбол с этой иглы и получаем колоссальный откат назад. Либо мы продолжаем кормить футбол «на деньги налогоплательщиков», но каждый сезон у нас будут появляться Амкары, Сатурны, ФК Москва и т.д. Поддерживать больного на аппарате искусственного дыхания или отключить аппарат и посмотреть, не сдохнет ли пациент.
Если в итоге мы хотим получить здоровый футбол, то боюсь, придется сделать пару шагов назад.
Даже постепенное сворачивание финансирования приведет к тому, что из большинства команд, более-менее достойные игроки уедут. Даже россияне. Я уж не говорю об иностранцах. Потому что, играть в России за большие деньги, это одно. Но играть в России, когда тоже самое можно заработать в Европе… это безусловный маразм. Кроме игроков уедет квалифицированный персонал. Уровень команд резко упадет. О победах можно не мечтать. Привлекательность игр упадет. Болельщиков начнет ходить еще меньше. О каких-то заработках от ТВ можно забыть. И вот с этого дна, по новой, нужно будет как-то выплывать.
А для начала, нужно сделать так, чтобы клуб, представлял собой реальную бизнес единицу. Что это значит?
Значит, что, на баланс клуба, на каких-то льготных условиях должен перейти стадион, вместе с землей, на которой он стоит. Клубная база. Что государство, если оно реально хочет поднимать футбол, должно помочь со строительством футбольной школы. И пусть особо талантливые мальчишки, на которых команда может рассчитывать в будущем, занимаются там бесплатно. Ребята из неблагополучных и малообеспеченных семей, за счет государства. А остальные за деньги. Вы скажете, это снова финансирование со стороны налогоплательщиков? Да. Но это финансирование будущего. Это вложение денег. Это, как раз, соц проект. А не оплата контрактов игроков на один сезон.
Как появится необходимость зарабатывать, клуб будет вынужден работать с болельщиком. Придется повышать цены на билеты. Но за эти деньги придется и предоставлять услуги. Или, для начала, хотя бы устранить неудобства. В виде неадекватной милиции, безумных фанатов, очередей в туалеты и давки на входе-выходе. Иначе, кто пойдет на стадион?
Придется решать вопрос с договорными играми. Потому что, кто понесет свои деньги, чтобы смотреть заведомо расписанный матч? На стадион болельщики может и придут. Но ТВ за такой продукт платить, точно не будет. Тем более, если это ТВ будет платное.
Но, главное, это создание бренда. Клуба. Клуба не как совокупности 11 человек на поле. А клуба, как содружества людей. Болельщик должен будет почувствовать себя частью команды. В идеале, это создания команды финансируемой болельщиками. И это не фантастика. Если взять годовой бюджет даже в 100 000 000 долларов, то при наличии у клуба 100 000 болельщиков, получается это 1000 долларов в год с человека. 3 000 рублей в месяц. Неподъемные деньги для болельщика? Да нет. Копейки. Но при условии, что болельщик будет получать от этого отдачу. Не только в виде спортивных результатов, но и в работе с ним. В возможности участвовать в жизни команды. В организации поездок на матчи. В работе в школах с его детьми. В участии в розыгрышах призов, лотереях, черта лысого тут можно придумать, а для хорошего маркетолога здесь просто непаханое поле для деятельности.
Только вот боюсь, не будет ничего этого в ближайшем будущем. Руководству и спорта и страны не с руки устраивать революцию перед 14 и 18 годом. Проще все оставить как есть. Пусть похоронив еще несколько клубов, но зато сохранив и контроль и спортивные результаты перед Олимпиадой и Чемпионатом мира.
Хочешь узнать, что будет дальше? Жми
Но я уже не первый раз говорю, что это невозможно в России. В настоящее время. Потому что спорт в России - не просто спорт, и уж точно не бизнес, а деталь государственной машины. Важная, кстати.
Вот похоже наши клубы выбрали это направление. Только пока вместо «заработать» у них лучше получается «потратить».
Так я к чему об этом писал. Что реально дает успех в ЛЧ или ЛЕ? Почему туда все средней руки европейские клубы стремятся попасть? Ну, кроме эйфории от победы, праздника и всех прочих сентиментальных вещей. Правильно, заработать. Для чего - понятно. Мы же идем по другой схеме - мы тратим, чтобы получить эти сентиментальные вещи. Словно забывая, что в перспективе это, по сути, путь в никуда.
За исключением момента «.. из большинства команд, более-менее достойные игроки уедут. Даже россияне. Я уж не говорю об иностранцах. Потому что, играть в России за большие деньги, это одно. Но играть в России, когда тоже самое можно заработать в Европе…»
Это не столь очевидно. И я не говорю о том, что в Европе получают в среднем меньше. Это и так известно. Просто игроки уровня РПЛ смогут получать ЕЩЁ МЕНЬШЕ. В силу относительно невысокого профессионального уровня. Будут на банках сидеть, а так же иметь проблемы административного характера, ведь там они будут легионерами.
Поэтому вряд ли все так прямо ринутся за кордон.
ЗЫ.Кстати,пока рассуждали Мальорка Лаудрупа,чуть «жизни не научила» господина Жозе.
Чтойто «плывет» похоже «великий».