Игра по Канту. Балет «критика чистого разума».
Итальянский футбол - мумия, погребенная в пирамиде тактических преобразований.
Только великий извращенец, кинорежиссер и страстный поклонник игры, зверски убитый Пьер-Паоло Пазолини мог выразиться настолько точно и емко о сущности кальчо, что остается одно - вторить ему: " Итальянский футбол по своему содержанию близок к прозе, однако и у него есть свой поэтический момент – контратака».
Отсмотрев очередное римское дерби, лишь укоренился во мнении: я не готов дожидаться поэзии и, зачитываясь прозой, надеяться на озарение свыше одного из писателей дробь игроков, творящих новую повесть. Одну спонтанную, метафоричную, и от этого гениальную рифму, я готов предпочесть тысяче заковыристых сюжетных ходов и хитросплетений судеб, циничных интриг и харизматичных, но все-таки, вписанных в рамки персонажей. К тому же, терпеть не могу вымученные финальные штрихи.
Футбол с Апеннин чертовски последователен , в нем нет несостыковок сюжета, неприятных сюрпризов – хороший роман, который, однако, читается с превеликим трудом в силу своего правильного, идеального, но чрезвычайно занудного языка. Итальянский футбол, как романы Льва Николаевича Толстого, - велик, даже величественен, но ввиду своего стремления к абсолютной умозрительности и глубинной саморефлексии, невыносимо скучен и от этого несколько патетичен. Его патетика мне не близка. Мне не близка абсолютизация умения сыграть на чьей-то оплошности и доведенная до высшего искусства культура выжидания. Игра в прятки. И это не моя игра.
Я люблю социально-реалистическую направленность, которую завсегда можно встретить в высшем дивизионе английского футбола. Саморефлексия маргиналов, таких как «Болтон» Койла, «Сток» Пьюлиса или «Блэкпул» Холловея , мне во сто крат ближе, нежели балет «критика чистого разума» в исполнении лучших образцов «Ювентуса» времен Капелло или нынешнего занудства от еще одного сына Италии – Роберто Манчини, которое, как ни прискорбно, должна терпеть Английская Премьер-Лига и все ее почитатели. Английские или , к примеру, испанские команды сами берут свое: первые – бешеным темпом, напором, скоростью, страстью там, где не хватает умения ; вторые - постоянными посягательствами на территориальное преимущество, посредством контроля мяча и стремительных многоходовых комбинаций, как главного оружия (за скобки можно вынести разве что Атлетик из Бильбао, перманентно играющий в более силовой, атлетичный (простите за каламбур) футбол).
Разве нет только что перечисленных достоинств у итальянских команд? Есть, можно даже сказать, что Италия – квинтессенция вышеназванных качеств! Однако, в процессе абсорбции футбольного опыта, итальянские специалисты не забывают упрочить полученный материал главным постулатом: "Будь бдителен, ты не должен проиграть!». Победа любой ценой – вот краеугольный камень итальянского футбола. Что ж, двигаться согласно заповедям хитреца Макиавелли - дело небесперспективное, хотя и неблагодарное – большинство на твоей стороне не будет точно, врагов наживешь не меньше, чем искренних благожелателей.
Кальчо – продукт высоколобых теоретиков, забывших о ходульном, затасканном донельзя, но жизненном выражении «все гениальное просто», а может быть даже и не подозревавших о его существовании. Кальчо – это сверкающие камни, бриллианты, воплощенные гениальными футболистами, и водруженные на дряблую шею обрюзгшей дворянки. Кальчо – колосс на глиняных ногах тактик, схем, умозаключений и софизмов.
Он выхолащивает эмоции. Он сводит скулы. Он заставляет смотреть с вожделением на постылую доселе подушку. Оправдывает порочность средств чистотою цели. Впадает в безвременье, чтобы вовремя восстать из пепла самокритики и самоуничижений. Стремительно возносится на Олимп, но долгое пребывание там почитает застоем.
Ему нужны противоречия, скандалы и оглушительные фиаско, чтобы самоутверждаться. Он никогда не будет в покое, так как умиротворение для него – синоним забвения.
Оксюморон. Поэтому непонятен и ненавистен.