Импровизация по расписанию или очаровательные прелести тупизны
Зрелище подавай! По-иному жить не хотим, не можем и не будем. Природа, куда деваться…
Наша природа. Однако же, какова природа объекта – пресловутого действа (шоу, представления)? Что берет нас за поджилки, трясет с неимоверной силой, а потом заставляет нервно сглатывать? Не берусь дать четко очерченные ответы на эти вопросы, но кое-какие подталкивающие к ним рассуждения привести не премину.
Посмотрев два совершенно разных по наполнению матча - сверхнапряженное рурское дерби и удивительный голепад тайнсайдско-лондонского разлива, натолкнулся на извечную проблему взаимоотношений пищи для ума и яркости ощущений. Вот скажите, не кривя душой: какой матч из двух вышеприведенных показался вам более содержательным? А какой понравился больше?
В контексте полярности этих двух поединков уместно провести параллель с кино. Рурское дерби – психологичесая драма, причем авторская. Лента, где внутреннее напряжение неразрывно связано с нежеланием идти на поводу у шаблонов. Штамп – интересный матч = голевой (желательно с приставкой -много) опровергается нещадно. Почему лента авторская? Да потому что дуэт режиссеров и сценаристов Клопп-Магат и никто иной – они и только они авторы этого шедевра! Адаптировать сценарий и подкорректировать драматургию не смог, к счастью, и арбитр поединка. Присущее арт-хаусу монотонное повествование, где нужно улавливать мельчайшие интонации действующих лиц, чтобы добраться до сути, дополнено таким же неизбежным моральным выбором, который был сделан загодя: «Боруссия» – протагонист, ведущий сюжетную линию вровень со своей поступью, «Шальке», в свою очередь, – антагонист, старающийся не дать оппоненту выплеснуть весь спектр эмоций на полотно матча и цинично обозначая свою зону комфорта,при этом не позволяя развернуться все новым порывам души соперника.
Осмысление метафор – занятие столь приземленное, сколь и необходимое, так как порой это просто требование самому себе для лучшего постижения сказанного собою же.
Говоря по-простому, в этом нерядовом матче «Бундеслиги» мы увидели типично тренерские команды, которые буквально выражают мысли наставников действиями на поле. Импровизация строго по расписанию! Четко отработанные командные взаимодействия, проштудированный до кровавой пыли план на игру, предельно разумное использование кадровых, игровых ресурсов, понимание силы и слабости противника – все это мы наблюдали в пятничном Дортмунде в лучшем виде. Напряжение, давление, ответственность.
Экспрессия, проектирующая свои потоки вовнутрь объекта, интроверсия чистой воды.
Наблюдать за подобными матчами сродни процессу пития изысканного Каберне Совиньон – горячим юнцам не понять, им бы лишь воспалить сознание, да побыстрее. Вкус – вот что теряется в процессе чумных возлияний!
Матч «Боруссия» – «Шальке» явил собой настоящее эстетское панно, на которое можно смотреть не пьяными глазами восторженных нимфеток, зато взором трезвым и взвешенным - необходимо и это единственно возможный вариант, при котором такими противоборствами можно наслаждаться вообще.
Другой значимый поединок уик-энда - аналог голливудского блокбастера, в позитивном понимании этого слова. Да, все сделано по одному, давно знакомому лекалу, однако, добавляя новые штрихи, можно солидно отретушировать заезженность сюжета. Главный герой – простой рабочий парень, шахтер с дивным именем Ньюкасл. У него есть недоброжелатель, который , не желая главному герою зла в принципе (ничего личного – бизнес) и в частности, просто занимается привычным делом, сметая на своем пути мелких сошек, к коим можно при желании отнести протагониста.
Кто ж знал, что и ветоши бывают с яйцами!
Все сошлось: «Арсенал» из столицы – большой клуб, гранд мирового футбола, а супротив него – простая (сугубо на данный момент, ведь периодами налет звездности ощущался и в Ньюкасл-апон-Тайне), не хватающая ни черта с неба команда. Сюжет до безобразия банален : в первые минут сорок – час, слабого телом возят мордой по полу, пока в нем не проснется сила воли, спрятанная в глубинах его глубин. В конце уже впору задаваться вопросом характера обратного, в сравнении со всплывающим изначально: что же случилось, Голиаф?
Внешняя экспрессия, непередаваемая скудным для этого запасом слов (печатных - иных в достатке) гамма чувств, экстраверсия.
После таких поединков хочется выпить пяток бокалов пива и отжигать в караоке-баре или другом «высокоинтеллектуальном» месте. Просто, не задавая вопросов, которые могут натолкнуть на нелицеприятные ответы и испортить послевкусие шедеврального, казалось бы, матча.
Если уж я устроил здесь буйный цвет метафор и пиршество аналогий, то позвольте произвести контрольный выстрел в голову поединку «Ньюкасл»-«Арсенал». Знаменитый мегафайт Хосе-Луиса Кастильо и Диего Корралеса (естественно, речь идет о первом бое), а если брать точнее – десятый раунд. Блицкриг Кастильо, когда тот несколько раз потрясал соперника, отправляя его в нокдаун, а затем был контрудар Диего, который помог вернуть ему уверенность в себе и нанизать в дальнейшие секунды раунда голову соперника на серию мощнейших панчей, сокрушивших оппонента окончательно и бесповоротно. У кого-то есть сомнения, что для «Ньюкасла» – это больше чем один балл?! Разве это не победа?! Пусть даже с оговоркой «моральная»!
В пятницу играли две команды – «Боруссия» из Дортмунда и «Шальке» из Гельзенкирхена, мы видели их лицо на протяжении всей игры. Они п р о т и в о б о р с т в о в а л и. Субботнее противостояние «Ньюкасла» и «Арсенала» скорее напоминало потаймовую игру в поддавки, хотя и захватило своей предсказуемой непредсказуемостью и всегда покоряющей сердца романтиков тупизной. Зато - какой благородной и трагичной!
Мне ближе цельность, завершенность. Очень не люблю необязательную фрагментированность, какой бы экстраординарной она не была. Если нецелесообразна – значит явный проект ошибок. Без ошибок красоты не будет в принципе, однако там, где они случаются слишком часто ее не может быть вообще.