8 мин.

Самый странный игрок сборной России

Александр Дорский – об очевидных минусах и не очень заметных плюсах Александра Ерохина.

Этой осенью в России мощнее всех критикуют Александра Ерохина. Кокорин в октябре почти не забивал, но хорошо работал на команду, Смолов – наоборот, Дмитрий Комбаров дважды выносил мяч с ленточки в матчах с «Севильей», а Глушаков снова попадал в створ ударами из-за штрафной. Неточные передачи и корявые удары Ерохина, который ни разу не был замечен ни в каком околофутбольном скандале, привели к тому, что он стал самым нелюбимым футболистом сборной и «Зенита».

Едва ли не главный повод такого отношения к Ерохину – то, что он всегда выходит на поле. Александр редко забивает и почти не отдает голевых передач, а Манчини и Черчесов все равно постоянно включают его в состав. За 2017-й Ерохин не пропустил ни одного матча в РФПЛ (и в «Ростове», и в «Зените»), а в сборной не сыграл только против «Динамо».

На Кубке конфедераций Ерохин вряд ли был бы основным игроком России, но травма Романа Зобнина разрушила тройку Зобнин – Глушаков – Головин. Функции Ерохина отличались от заданий, которые были у Зобнина – Александр должен был смещаться в правый полуфланг, помогая Самедову. Против Новой Зеландии у Ерохина получалось взаимодействовать с Самедовым, а также со Смоловым и Полозом – например, предголевой пас на Полоза перед автоголом Боксэлла отдавал именно он.

Справлялся полузащитник и с другими функциями. Ерохин чаще всех действовал вверху против Криса Вуда, через забросы на которого строились все атаки Новой Зеландии. Он выиграл 44% верховых единоборств – и это был хороший результат на фоне партнеров (у всех – меньше 30%). Ничего удивительного в такой статистике не было – по итогам сезона-16/17 Ерохин вошел в топ-16 в РФПЛ по количеству единоборств в воздухе (53% выигранных, лучше были только 7 человек).

Об этом никто не помнит. Зато все вспоминают эпичный промах Ерохина по мячу в игре с Мексикой (и последующий голевой пас на Самедова). Этот момент отлично отражает проблемы Александра при работе с мячом, однако он мало что говорит о нем как об игроке в целом.

В «Урале» Ерохин казался достаточно техничным игроком, но партнерам по «Зениту» он сильно уступает в обращении с мячом. Александр – третий центральный полузащитник команды Манчини по количеству обострений, но общий процент брака в передачах у него самый высокий. При попытках вспомнить обрезы от «Зенита» в центре поля вспоминаются потери именно Ерохина (они начались с матча против СКА в первом туре).

Из-за невынужденных потерь в средней трети поля Александр часто вынужден вступать в отбор (14-е место в лиге – 67 попыток, 54% успешных) и фолить (3-й в чемпионате). Чаще правила нарушают только Слай (50) и Оздоев (34).

О недостаточном количестве передач, которые отрезают от эпизода нескольких игроков соперника, говорит Packing-статистика средней линии «Зенита» (без учета матча с «Рубином»).

Packing Паредеса ожидаемо превышает показатели остальных центральных полузащитников – когда Леандро на поле, большинство атак «Зенита» развивается через него. Кузяев в шести матчах появлялся на позиции крайнего хавбека, но его преимущество по Receive (количество игроков соперника, которые отрезаны от эпизода приемом передачи) над Ерохиным слишком велико для того, чтобы объяснять его только этим. Далер просто лучше действует без мяча – особенно это стало заметно в конце сентября, когда игра у петербуржцев разладилась.

При атаках «Зенита» Ерохин оказывается самым непонятным вариантом для их продолжения – он и не опускается к защитникам для розыгрыша мяча, и не поднимается в зону между средней линией и обороной соперника.

В сборной слабые стороны Ерохина маскируются далеко не всегда – например, в матче против Ирана Ерохин отдал 67 передач (больше – только Кутепов). Такая вовлеченность Александра объяснялась тем, что рядом с ним в центре поля находился Дмитрий Тарасов, который при позиционных атаках еще более бесполезен (в матче против Ирана меньше Тарасова пасовали и выступали в качестве адресатов передач только Васин и Алексей Миранчук). В результате за доставку мяча Кокорину и Смолову чаще всего отвечал Ерохин, но передачи у Александра получались промежуточными (0 ключевых передач и 0 пасов в штрафную). Конечно, дуэта Тарасов – Ерохин в официальных матчах мы не увидим, но зачем Черчесов опробовал его в контрольной игре – большой вопрос.

Так зачем Ерохин нужен Манчини и Черчесову? Есть несколько причин.

Во-первых, Александр проводит большой объем работы. При внушительных габаритах Ерохин всегда входит в тройку лучших игроков «Зенита» по дистанции, которая была преодолена на рывках (5,5-7 метров в секунду). Да, полузащитник провалил матч против «Локомотива», не успевая возвращаться в оборону при контратаках команды Семина, но эта игра – скорее исключение. В остальных играх к Ерохину сложно предъявить претензии по скоростной работе и самоотдаче.

Во-вторых, Ерохин хорош при борьбе в воздухе. В среднем за 90 минут Александр вступает в 6 верховых единоборств, 62% из которых выигрывает. Из центральных полузащитников в РФПЛ лучше вверху действуют только двое – Мвила и Емельянов (который, правда, сыграл почти на 700 минут меньше Ерохина). Использование Александра против Вуда в матче с Новой Зеландией на Кубке конфедераций – одно из удачных и логичных решений Черчесова.  

В-третьих, полузащитник реально не очень полезен при игре с мячом в середине поля, но когда атака доходит до чужой штрафной, все меняется. Очевидно, что на Ерохина сильно повлиял этап карьеры в «Шерифе», где он играл центрфорварда (и даже становился лучшим бомбардиром чемпионата Молдавии), а также годы в «Урале», где Александр действовал под нападающим. Ерохин отлично чувствует зону на линии штрафной, в которую пойдет передача или в которую отскочит мяч после выноса защитников. Этот скилл хавбека напрямую влияет на количество ударов – по ним Ерохин в РФПЛ входит в топ-10.  

Почему у него всего 2 гола? Ответ прост: треть ударов Александра даже не доходит до вратарей, их блокируют защитники.

Заблокированные удары Ерохина – очень интересный кейс. Соперники с такой же регулярностью блокируют удары Бикфалви, Промеса и Панченко, однако это абсолютно разные ситуации. Бикфалви нанес 25 ударов из-за пределов штрафной (из 49), Промес – 34 (из 57), Панченко – 21 (из 33), Витиньо – 46 (из 65), а Ерохин – всего 11 (из 36). У ударов Ерохина меньше шансов быть заблокированными за счет более короткого расстояния до ворот и (обычно) меньшего числа соперников, однако на деле доля ударов Александра, которые до ворот не дошли, выше, чем у Бикфалви и Промеса.

Скорее всего, это происходит из-за слабого технического оснащения Ерохина (особенно относительно конкурентов), а также неправильного момента для нанесения удара. Подборы и передачи Александр забирает отлично, но дальше суетится и пытается пробить из не самых выгодных позиций. Так Ерохин получает большое преимущество перед конкурентами по «Зениту» и сборной за счет правильного расположения у чужой штрафной, но пока по-настоящему воспользоваться им не может.

Еще один показатель, по которому Ерохин находится среди лидеров – удары после розыгрышей стандартов (без учета прямых ударов со штрафных и пенальти).

В этом компоненте роль Александра после перехода в «Зенит» серьезно увеличилась. В сезоне-16/17 у «Ростова» были Бухаров, Навас, Азмун и Гацкан, которые тоже успешно действуют вверху. Ерохин занял только 5-е место по числу ударов (7) после розыгрышей штрафных и угловых, лучшими стали Бухаров, Навас и Азмун (все – по 9).

В сегодняшнем «Зените» нет такого количества игроков, способных бороться на втором этаже, поэтому ставка Манчини на Ерохина и Ивановича понятна. Серб после подач со стандартов пока не забивал, но его удары после розыгрышей штрафных и угловых – самые опасные в лиге.

В матче с Аргентиной Ерохин отыграл всего 22 минуты и почти не допускал брака в передачах (13 точных из 15; 87% точности), однако все пасы шли на ближайшего партнера (4 раза – на Глушакова).

При этом Ерохин был не особо убедителен в борьбе – 5 проигранных единоборств из 8. Цифры логичны: Ерохин не вступал в верховые единоборства и 4 раза оказывался без мяча один в один с соперником.

***

Ерохин далеко не так плох, как принято считать, но его плюсы не так заметны, как проблемы с передачами и качеством ударов. Того уровня хейта, который есть у Александра сегодня, он точно не заслужил, но и места в старте сборной – тоже.

Умение Ерохина побороться вверху может пригодиться сборной в конце матчей, но функционал Дзагоева, Головина, братьев Миранчуков, Кузяева, Глушакова (с натяжкой) и Зобнина шире.

Но Черчесов может думать иначе. 

Использованы данные Opta, InStat, WyScout и паблика «Пыльный чердак».

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов