5 мин.

1980. Как болельщики Ужгорода Олега Блохина Дерюгиным обзывали

ф

Сейчас начал работу над очередным материалом рубрики «Украинские сезоны в советском футболе». Подошла очередь сезона-1980. Как водиться при написании подобных обширных материалов, есть много тем, которые не подходят по формату к основной теме. Поэтому я их пускаю отдельным постом. Сразу же озвучу, что данный случай мне поведал житель Ужгорода, футбольный болельщик и эксперт игры миллионов, издающий свои книги про этот вид спорта. Причем сам он не видел и не слышал о том, что рассказал, потому как отдавал свои два года для народа в рядах вооруженных сил СССР. Ему самому сообщили про этот случай его друзья. Итак…

Олег Блохин к 1980 году, это мировая знаменитость и самый известный футболист СССР за пределами страны. Обладатель «Золотого мяча»-1975 лучшему футболисту Европы, сильнейший игрок Союза 1973-1975 годов, второй – 1977-1978. Лучший бомбардир советского первенства 1972-1975 гг. Лидер сборной СССР. Заслуженный мастер спорта с 1975 года. Вместе со своими командами Блохин трижды становился чемпионом страны (1974, 1975, 1977), два раза поднимал над головой Кубок СССР (1974, 1978) и Кубок обладателей кубков-1975, а так же таскал по кругу почета Республиканского стадиона в Киеве массивную чашу Суперкубка Европы-1975. На шею Олега дважды опускались «бронзовые» медали летних Олимпийских игр 1972 и 1976 годов.

Ирина Дерюгина так ни разу и не выступила на Олимпийских играх, потому что художественная гимнастика в 1970-1980-е годы не была олимпийским видом спорта. Но всё равно молодая гимнастка была очень популярна в стране. Шутка ли сказать, с 14 лет в сборной СССР, что в «застойные» годы было экстраординарным событием. В те времена конкуренция в главной команде страны была очень жесткой. Дерюгина единственная советская гимнастка, которая дважды становилась чемпионкой мира в абсолютном зачете.

По словам матери Ирины Дерюгиной, Альбины Николаевны, «звезды» советского спорта познакомились, когда у её дочери была серьезнейшая травма, полученная на чемпионате мира в Лондоне-1979 – разрыв крестообразных связок. Вот мама и настояла, чтобы родная кровинушка позвонила Блохину, который недавно вылечил подобную травму. Молодые люди познакомились, и в конце 1979 года сыграли свадьбу. По другим данным, в начале 1980-го. Во всяком случае, когда киевское «Динамо» играло свои кубковые поединки в Ужгороде, Блохин уже был женат на Дерюгиной.

Футбольный сезон в олимпийский 1980 год начинался матчами групповых этапов Кубка СССР. В Ужгороде любили проводить свои предсезонные сборы многие клубы Советского Союза, и киевское «Динамо» здесь не исключение. А тут еще в Федерации футбола страны было решено матчи одной из групп провести в столице советского Закарпатья и близлежащего Мукачево. Киевское «Динамо» уверенно опередило всех своих конкурентов, одержав во всех пяти матчах победы: «Нистру» Кишинёв – 3:1 (Блохин открыл счет и забил третий мяч в присутствие 9 000 зрителей на ужгородском стадионе «Авангард»), «Спартак» Ивано-Франковск – 2:0 (8 000 на стадионе имени 50-летия Октября в Мукачево), «Днепр» Днепропетровск – 3:0 (2 500 болельщиков на «Авангарде»), «Локомотив» Москва – 4:0 (Блохин забил второй гол в начале второго тайма – 7 000 зрителей на «Авангарде»), «Карпаты» Львов – 1:0 (8 000 зрителей на «Авангарде»).

Тренеру киевского «Динамо» Валерию Лобановскому явно пришлась по душе спортивная арена в Ужгороде, и он принял решения и дальше весенние кубковые матчи проводить на ней. 15 марта 1980 года в 1/8 финала динамовцы при стечение 10 000 любителей футбола обыграли алма-атинский «Кайрат» - 2:0. В то время в Ужгороде завершали свою предсезонную подготовку более десятка команд мастеров. Вот и попросил корреспондент «Советского спорта» А.Румянцев кратко прокомментировать игру старшего тренера львовского СКА Владимира Капличного, в прошлом игрока сборной СССР 1968-1974 годов:

- Стал ли для вас, молодого тренера, этот матч поучительным?

- Победа киевлян – закономерна. «Динамо» - решительная, настойчивая команда. Такие качества я хотел бы воспитать и у игроков львовского СКА. Однако на поле я не увидел импровизаторов, кроме, конечно, Блохина, который и сделал игру.

31 марта киевляне свой домашний кубковый матч снова провели в Ужгороде. И опять те же 10 000 болельщиков стали свидетелями уверенной победы сильнейшего клуба Украины с теми же 2:0. Блохин хоть и не забивал московскому «Динамо», но ассистировал Леониду Буряку, который красиво сходу вогнал мяч под перекладину после прострела будущего тренера нашей «жовто-блакытной» сборной.

И всё бы хорошо. Ведь киевляне уверенно вышли в полуфинал Кубка СССР. Если бы не одно НО… Футбольные фанаты Ужгорода приняли Блохина очень уж горячо. Они каждое его появление на поле встречали оглушительным свистом и издевательски называли Олега Блохина «Дерюгиным». Как все уже догадались, говорилось это не шёпотом, и кричалось в три горла с трибун «Авангарда». Конечно же, такая «поддержка» позитива динамовскому лидеру не добавляла. Но Блохин, как видно из отчетов матчей, оказался настоящим профессионалом, и исправно делал свою работу – забивал мячи, активно участвовал во взятии ворот соперников, раздавая голевые пасы, и вообще вёл за собой товарищей по команде.А вот ужгородские фанаты проявляли себя не из самой лучшей стороны. Кроме свиста и обидных выкриков в сторону Блохина, когда его сравнивали с женой (что обидно для каждого мужчины, когда его обзывают женщиной), они еще и беспредельничали. Вот запись в протоколе матча «Динамо» Киев – «Локомотив» Москва, который состоялся накануне международного женского праздника, 7 марта: «…на 72 минуте брошена бутылка на беговую дорожку, осколки полетели на поле». Сейчас подобные выходки футбольных ультрас кажутся детским лепетом. Особенно на фоне того, что происходит на украинских стадионах с захишательными файер-шоу, да петардными «артобстрелами» с дымовыми завесами. Но в 1980-ом, в год, когда была намечена Московская Олимпиада, бросание бутылок с трибун являлось очень серьезным правонарушением с самыми непредсказуемыми последствиями для футбольных неадекватов. Нашли ли того бросальщика, и если да, то как наказали – сие история умалчивает. А вот про то, «что ужгородская «торсида» весьма специфична, они ни львовских не любит, ни киевских, ни днепропетровских, ни донецких. Я вообще не знаю кого она признаёт...», нам поведал всё тот же ужгородский товарищ, мой хороший знакомый блогер под ником Маски. За что ему огромное «Спасибо!». Без его показаний не было бы этого материала.