Между Иваном и Давидом
Я очень ждал этих слов, и вот сегодня читаю со ссылкой на «Спорт-Экспресс» сказанное президентом «Локо» Смородской: «Я не уверена, что Саша уйдет именно в киевское «Динамо». «Локомотив» должен выплатить оставшийся транш до 28 февраля. У нас достаточно времени, чтобы продать Алиева в какой-нибудь другой клуб, а из вырученных денег погасить задолженность. Им интересуется не только киевское «Динамо». Есть несколько других предложений».
Я ждал этих слов, потому что вполне готов согласиться, принять внутренне желание Алиева уйти из «Локомотива». Без догадок о степени бескомпромиссности этого желания. На мой взгляд, это положительно говорит об Алиеве, поскольку означает, что железнодорожный перегон своей карьеры он рассматривает куда более адекватно, чем можно было бы предполагать. Завоевав любовь фанатской трибуны, заслужив скандирование собственного имени на протяжении большей части сезона и возбужденный гул при каждом назначенном в сторону ворот соперника штрафном, Алиев в «Локомотиве», безусловно, не раскрылся. Я вовсе не имею в виду, конечно, что любви трибун для этого достаточно, нет; но когда ты приходишь в новую команду, можно сказать, в новую страну, и ждут от тебя многого – это крайне важно. Не собственно раскрытие и успешная адаптация, но универсальный катализатор, кредит доверия.
А ведь впридачу о ситуации, подобной алиевскому переезду в Москву, принято говорить «шел к своему тренеру».
Но произошло парадоксальное. Подтвердив свое реноме мастера штрафных и просто дальних ударов, Алиев не показал больше почти ничего. Он не стал ключевой фигурой в центре поля, мало того – не смог найти приемлемого взаимопонимания с партнёрами на поле, мало и этого – во многих играх был явным лидером брака.
Если Александр Алиев отдает себе в этом отчет, а желание сменить клуб косвенно об этом свидетельствует, – что ж, значит, дельный малый. Хочет развиваться.
Впрочем, хотеть уйти можно по десятку разных причин. Показательно и другое: что во главе угла не размещается возвращение в Киев.
Слов нет – в футбольном смысле для Алиева это дом. Там с родной страной вопрос запутанный, но уж с тем, где Александр стал футболистом, все ясно. И не нужно припоминать, что он с детства привлекал к себе внимание; из сотен тех, кто с детства этим отличен, в игроки уровня премьер-лиги выбиваются единицы. В Киеве Алиев донес свой прихотливый дар до первой команды, там впервые размышлял, не вернуться ли в Россию (звал лучший спец Украины по молодежи Павел Яковенко, рвавшийся тогда с молодыми зубастыми «Химками» в премьер-лигу), и там же и остался – потому что после летнего чемпионата мира для молодых переход в команду класса «Б» потерял всякий смысл. Это стало бы шагом назад.
Так что с этим все ясно. Но, поскольку футболисту дома предстоит не сиднем сидеть и умиляться виду из окна, а играть, то нужно вспомнить и другое. К своему тренеру Сёмину Алиев уже приезжал в Москву. И свой тренер не нашел способа по-настоящему грамотно использовать прекрасно знакомого ему футболиста, встроить в командную игру. Именно поэтому вовсе не факт, отнюдь не главное соображение, что за ним стоит ехать снова. Может быть, сотрудничество себя исчерпало.
Вот и вторая половина мысли... Думается, дилемма, стоящая перед Александром, примерно такова.
Надеюсь, удастся последить за ним в следующем сезоне сколько-нибудь систематически. Такие игроки меня ужасно привлекают. Какие? Я бы сказал – неравномерно одаренные. Гениальные в каком-то одном компоненте игры – и ничем не примечательные в основном. Вот если бы Дэвид Бекхэм и Иван де ла Пенья были братьями, писатель классического толка мог бы написать об их судьбах роман. Они похожи – и противоположны сразу. И ровесники, кстати – погодки. Бекс, гениальный исполнитель диагональных передач и всяческих стандартов, – но беспомощный вне этой достаточно узкой роли. Впридачу ещё и не обладающий по-настоящему лидерским характером. Бекхэму посчастливилось во всем – он заиграл в команде, в которой рос (а ещё раньше, конечно, посчастливилось в нее попасть), в команде, где его талант пестовали и обставляли партнёрами, чтобы его феноменальные плюсы сияли, а очевидные пробелы прятались... Ещё и жена у него ровно та, что нужна человеку слабохарактерному – кремень-баба.
И де ла Пенья – тоже вроде бы баловень судьбы, воспитанник «Барсы»... Замеченный Круиффом. Но прошло время, сменился тренер – и он смотрел на Ивана не сквозь призму любви, а просто умным, ничего не упускающим взглядом. Луи ван Галь поставил Ваню играть опорным полузащитником. Стоит ли удивляться, что из-под него сыпались голы? Ну, и началось странствие по самым разным командам, так и жизнь прошла. Игрока де ла Пенью, конечно, знает весь мир. И карьера его прошла достойно. Но кто скажет, что он реализовал себя?
Алиев вот примерно таков же. Оставим за скобками масштаб – не в том дело. Он может приказывать мячу лететь, куда угодно – но не до конца понимает, во-первых, зачем (если только это не удар по воротам), а во-вторых, на любой стандартной позиции имеющий серьезные проблемы. Чтоб в центре играть, надо много работать в отборе, двигаться без конца и пауз – Алиев этого не умеет. Чтобы на краю полузащиты фигурировать, нужно лучше видеть поле. Хотя для подач в штрафную видеть не обязательно, это может быть отработано схемно (если на то будет воля и стремление тренера, конечно). Под нападающими – не распасовщик он. На той позиции, где действует «поднападательный», он уже примеривается к удару.
Так или иначе под такого игрока, как Алиев, должна быть подстроена команда.
Было б это в «Локомотиве» – ну, как минимум, никто б не ругал Сычева с Одемвингие за голевое бессилие. Голы б были. Полузащита требовала бы баланса с учетом того, что в коллективных взаимодействиях один игрок принимал бы крайне дозированное участие. Это риск, между прочим. Для этого тренер должен увидеть лидером своей команды именно Алиева; не просто игроком, способным ударить и забить – а частью тонко выстроенного коллектива...
Алиеву нужно пожелать такую команду и такого тренера себе найти. Тут удача нужна. Додику везло, а Ване – нет. И больше тут ничего не скажешь.
Да, гламурщик. Но он в тренажерке сдохнет, и с лишними килограммами не выйдет на публику. Актер.
Чтоб обводка появилась
P.S. Fan yes, so what?
Поэтому, в надежде не обидеть Василия, мне, тем не менее, неловко за своего ровесника.
Что касается Смородской, это скорее всего заказ сверху. Сёмин, вероятно, мешал пилить деньги. При нём ни одной бессмысленной дорогостоящей покупки не было. Сейчас же Локо приобрёл за ТРИ (!) миллиона Иванова (напомню, что любой из Комабаровых стоил 4). К тому же, профессиональный президент ОБЯЗАН удерживать ведущего игрока по мере сил и возможностей. Очевидно, что такого желание у Ольги нет.
Ваше желание не гнать впреди паровоза понятно, особенно в плане оценок, но отрицать очевидные вещи по крайней мере глупо.
Что то не верю я, что он вообще задумывался над этим.