Комбинации в слепых зонах. Тактическая теория
Одним из самых недооцененных аспектов в футболе является восприятие пространства. Как оно влияет на принятие решений и действия футболистов в разных фазах игры? - Попытаемся ответить целой серией переводов потрясающего материала spielverlagerung.com. Ссылка на источник и другие полезные штуки, как всегда, в тапках.
Первая часть: Слепые зоны
Вторая часть: Слепые зоны в фазе билдапа
Третья часть: Перемещение в слепых зонах
Пятая часть: Слепые зоны с точки зрения обороны
Повторимся в очередной раз, что, независимо от построения игры, основным ориентиром для защитников является расположение игрока, владеющего мячом. Понимая это, команда может разыгрывать комбинации.
Первый вариант – это стеночка, при которой обратная передача отдаётся на ход. Станочки используются, когда необходимо оторваться от опекуна или пройти нескольких соперников. Но почему они так эффективны? – Есть две причины: разделение фокуса внимания и скорость.
Такому розыгрышу не важно, в какой вид защиты играет команда. Персональные ориентировки, зональные или персонально-зональные – это действует на всех одинаково. Когда мяч перемещается от игрока к игроку, фокус внимания защитников перемещается вместе с ним. Обороняющиеся запоминают последнюю позицию игрока, отдающего передачу. Но позиция меняется и происходит дезориентация.
У защитника есть два выхода – следить за мячом, но потерять соперника за спиной или следить за соперником, но не отследить направление следующего паса. И хотя в некоторых ситуациях можно держать мяч и соперника в одном близком фокусе внимания – это довольно сложно сделать технически и физически.
Тогда важно помнить и ещё об одном моменте – скорость. Чтобы розыгрыш в стеночку был эффективен, необходимо выполнять манёвр на хорошей скорости. Помимо очевидного ответа на вопрос «почему», есть и ещё один: когда действия выполняются на скорости – это заставляет защитников быстро принимать решения. Чем быстрее им нужно это сделать, тем выше вероятность ошибки.
Второй вариант – это передача на третьего. Если оборона команды хорошо организована, то она может справиться с этим компонентом, подключая дополнительного игрока или игроков. Но что если мяч разыгрывается не между двумя игроками, а между тремя?
Да, это довольно сложно реализовать, потому что в вашей команде должны быть техничные игроки с высокой культурой паса. Но эффект от розыгрыша на третьего потрясающий. Человек – существо однозадачное. Мы можем быстро переключаться между задачами, но не можем выполнять их параллельно. И не верьте байкам про Цезаря.
Поэтому когда происходит розыгрыш между двумя игроками, а потом в эту комбинацию включается третий, то наш мозг на мгновение попадает в шок. Особенно если мяч в итоге переводиться не в смежную зону, а в дальнюю. Футболисту нужно заново оценить ситуацию, разобрать соперников и занять новую позицию.
Поскольку оборона ориентирована на положение мяча, то и выстраивается она соответственно. Некоторые работают персонально с соперником, некоторые закрывают зоны, чтобы сохранить компактность. И современный футбол постепенно приходит к мысли о том, что чем меньше персональных ориентировок на поле, тем проще управлять своей обороной. А теперь представьте, что какой-то парень начинает забегание из глубины, не имея для этого очевидных, на первый взгляд, обоснований. Он просто бежит в какую-то зону. Даже если оборона обращает на него внимание, она не будет реагировать, потому что считает, что опасность исходит не от него, а от игрока с мячом.
Когда защитники пытаются реагировать на это забегание, атакующий уже имеет динамическое превосходство и его очень сложно остановить. Кроме того, если второй игрок в этой комбинации действует достаточно быстро, он может перевести мяч на третьего в момент, когда оборона только начинает под него перестраиваться. Переключиться на третью фазу игры становиться непросто.
Хорошо исполненная комбинация на третьего использует слабое звено обработки информации человеком, а именно медленную реакцию на второй стимул. Первый стимул – это когда мяч доставляется второму игроку, второй стимул – когда третьему. Исследования психологов показывают, что люди медленно реагируют на второй стимул, особенно если он появился сразу после первого. Этот феномен известен как «рефрактерный период».
Поскольку люди медленно реагируют на второй стимул, имеет смысл увеличивать число таких ситуаций. Преимущество особенно заметно, когда третий футболист получает мяч по вектору, противоположному изначальному. Такие комбинации заставляют оборону двигаться сначала в одну сторону, а потом в другую. И поскольку эта реакция будет замедленной, третий игрок может быть освобождён от давления/прессинга практически полностью.
Изменение вектора может проходить в вертикальном, горизонтальном и диагональном направлении. Ограничений нет.
Посмотрите пару примеров: раз, два.
Неотъемлемая часть Juego De Posicion (?)
Если проанализировать некоторые концепции Juego De Posicion становится ясно, что использование слепых зон является неотъемлемым аспектом этой модели игры.
Одной из таких концепций является необходимость присутствия игроков между линиями обороны соперника. Это имеет значение для продвижения мяча как прямо, так и косвенно. Позиционирование между линиями подразумевает расположение игроков за спинами игроков соперника, а значит слепые зоны здесь используются. Если объединить эту концепцию с концепцией расположения игроков в промежутках между игроками соперника (в одной линии), то мы придем к перемещениям в слепых зонах.
Учитывая то, что защитники могут блокировать передачи за спину, постоянное движение игроков – обязательное условие для создания игровых связей.
Спасибо, что прочитали четвертую часть перевода. Оригинал лежит здесь.
Не забывайте подписываться и плюсовать, если вам понравилось.
Я VK.
Пообщаться о футболе можно здесь.