Последний проект Сарсании. «Зенит»-2017 как он есть
Около семи вечера субботы 7 октября 23-летний нападающий Андрей Панюков забил девятый гол в своем девятом матче первенства ФНЛ, а через полчаса стало известно о смерти спортивного директора «Зенита» Константина Сарсании. Молодой нападающий в последние пару лет был для Сарсании и личным проектом, который когда-нибудь назовут образцом футбольного менеджмента. Как и «Зенит»-2017.
Чемпионская команда в любых условиях
За пару недель до старта сезона Сарсания говорил автору этих строк: «Андрей главному тренеру понравился. И если до конца сборов приведет в порядок физические кондиции, Манчини его возьмет». Речь шла именно об основном составе, а не перспективе играть годами за «Зенит-2». Пока так и происходит, но феноменальная результативность нападающего в ФНЛ указывает, что шанс Панюкова в первой команде — лишь вопрос времени да удачного стечения обстоятельств. А само согласие итальянца взять в команду форварда — это ведь еще и показатель прозорливости Сарсании. Понять, что время переходить на новый уровень для игрока наступило, и чувствовать, где ему стоит этот шаг сделать, – те качества, за которые экс-директора «Зенита» и называли в своей профессии номером один.
«Спортакадемклуб», «Химки», «Факел», «Атлантас»: ежедневный взгляд на процесс изнутри в разных по классу и задачам командах — это и способность всегда смотреть на ситуацию с нескольких сторон, по-тренерски понимая, кто ему сегодня нужен, а чей уход окажется благом для всех.
Его уникальность – и в умении подстраиваться под любые условия. Ведь «Зенит»-2007 и «Зенит»- 2017 — проекты, которые похожи целями, но не средствами ее достижения. Десять лет назад клуб не стоял за ценой. Но когда от изобилия звездных кандидатов разбегаются глаза, то взять именно тех, кто нужен, тоже ведь особое умение. Нынче в Питере траты считают строго и лишь «амортизацией» футболистов ограничиваться не намерены. Потому убеждать высшее руководство надо не только футбольными аргументами, но и финансовой перспективой будущей продажи новичков.
«Сарсания был везде. И теперь его везде нет». Илья Казаков — в память о Константине Сарсании
Команда на продажу
Уже и не вспомнить, сколько лет назад «Зенит» выглядел столь же понятным. С четким селекционным вектором: клуб в бюджетном режиме закрывает с одобрения Манчини российские позиции и вкладывает серьезные суммы в протеже итальянца – молодых, но уже весьма раскрученных аргентинцев. Причем ставка на «футбольный транзит» для молодых иностранных звездочек, по мнению многих менеджеров, единственный верный курс для российских топ-клубов в новых экономических реалиях. Символично, что 24-летний новичок «Зенита» Ригони в интервью прессе обозначил своей глобальной целью переход в «Реал», а не всю карьеру в «Зените». Внятная кадровая политика позволила еще до старта чемпионата получить преимущество перед конкурентами: в отличие от них, питерский состав на три четверти был сформирован еще к середине лета.
Справедливый Манчини
Особый мастер-класс — в российской части селекции. Играл себе в «Тереке» Далер Кузяев. Голов не забивал, в сборную не вызывался. Мало ли таких питерских воспитанников по всей России… Оказалось, получил «Зенит» мастера-универсала, способного и вратарей «прошивать» издали, и любую позицию в середине поля закрывать. Зенитовский выбор оценил и Станислав Черчесов: он продолжает вызывать 24-летнего полузащитника и после ознакомительного сбора. До Кузяева у «Зенита» попадания в яблочко тоже получались – вратарь Лунев тому пример. Но трансфером экс-хавбека «Ахмата», возвращением из «Ростова» питерского воспитанника Дениса Терентьева и твердой позицией по Кокорину менеджер «Зенита» на деле показывал, как должна выглядеть раскритикованая им спортивная часть работы клуба, что такое точечное усиление и как его изыскать во внутренних ресурсах команды. Когда разговоры об обмене на Федора Смолова достигли пика, твердую позицию клуба озвучил именно Сарсания: «Смоловым интересуемся, а Кокорина не отдаем».
Ибрагим Цаллагов, поработавший до ухода в аренду на сборах с Манчини, охарактеризовал его футбольное кредо так: «Агрессия. Компактность. Стремительность». Смена игровых акцентов на более скоростной и вертикальный футбол предсказуемо выдвинула новых героев и задвинула на вторые роли прежних. Причем заподозрить Манчини в предвзятости не получается: Артем Дзюба, прежде чем превратиться в запасного, провел несколько матчей в стартовом составе. И, похоже, не успевал за темповым футболом команды. Ни с «Краснодаром», ни с «Локомотивом» у Дзюбы не срослось, и выхода, кроме как доказать свою нужность Манчини, не осталось. На справедливое отношение к нему тренера говорят и статистические показатели нападающего: в сентябрьских матчах он забил всего раз, но тем не менее его игровое время увеличивалось, а роль становилась все заметней.
Еще одно отличие нынешнего «Зенита» от предыдущих — отсутствие закоренелых запасных, которые у прежних тренеров превращались в запылившийся от ненужности на складе товар. Ротация при Манчини дает шанс и 18-летнему Капленко, и, казалось, уже списанному Новосельцеву, и 35-летнему ветерану Анюкову. Шанс для каждого — и залог атмосферы без недовольных, и дополнительные загадки для соперника, которым такой «Зенит» не просчитать.
Вратарский ребус
Впрочем, не все так у «Зенита» просто. Вратари любят утверждать, что конкуренция хорошим отношениям и работе на общий результат не помеха. Так это или нет, наверное, вопрос атмосферы в конкретной команде. Но во вратарской брагаде «Зенита» напряженно еще с прошлого сезона. Юрий Лодыгин свой весенний уход на вторые роли не понял — считал, поводов себя менять на Андрея Лунева не давал.
Хотя Лунев — это приятная сторона вопроса. Есть и другая, проблемная. По нашим данным, тренеры вратарей еще на этапе предсезонной подготовки хотели баланс на последнем рубеже выровнять до оптимального: есть первый номер, есть второй, а за ними уже молодые, благо вратарей в системе «Зенита» столько, что из них можно сделать отдельную команду. Но в сезон клуб вошел с весьма странной иерархией: помимо Лунева и Лодыгина есть еще Михаил Кержаков (30 лет) и Егор Бабурин (24) года, которые тоже, по мнению специалистов, готовы быть основными в Премьер-лиге. В заявку на матчи все они поочередно попадают, но это тот случай, когда от перестановки слагаемых сумма не меняется. За исключением часто играющего за «Зенит-2» Бабурина, практики они лишены.
В начале сезона показалось, что этого бояться не стоит: Лодыгин вышел на ответный матч Лиги Европы с «Бней-Иегудой» и безупречной игрой с несколькими сейвами вывел «Зенит» в следующий раунд (первая игра – 2:0, ответная – 0:1). Но до кубкового матча с питерским «Динамо» Юрий отсидел на скамейке еще полтора месяца. Итог — три пропущенных мяча и неоднозначное впечатление от игры Лодыгина, а с этим и вопрос, есть ли вообще у Лунева надежный сменщик.
Специалисты во вратарском искусстве утверждают, что быть не просто запасным, а надежным вторым номером — особое умение. Не каждый голкипер способен мотивировать себя четкими целями вдолгую, понимая, что он безоговорочный запасной. И быть готовым сделать потерю незаметной, если основного вратаря придется внезапно менять. А некоторые тренеры и вовсе считают, что не так важно иметь самого сильного кипера в Лиге, как располагать лучшей среди конкурентов парой вратарей. С первым номером у «Зенита» так хорошо не было несколько лет – пожалуй, со времен раннего Лодыгина. Но есть ли у команды хоть какой-то второй?
Кто неприкасаемый
Следующая директива Манчини — полная перестройка в оборонительной четверке, что, кстати, аукнулось игрокам сборной России. Доменико Кришито после экспериментов Луческу вернулся на левый фланг защиты, а железный статус итальянца на этой позиции укрепила капитанская повязка. Даже вынужденная ротация Кришито не затрагивает, поэтому шансы на весомое игровое время у Юрия Жиркова и знакомого с этим амплуа по «Ростову» Дениса Терентьева упали до минимума. Но здесь о несправедливости не заикаются: специалисты седьмой год признают, что левый защитник уровня Доменико среди россиян так и не просматривается.
Четыре года в Питере гадали, в чем же феномен Луиша Нету. У склонного к нелепым ошибкам португальца менялись партнеры, приходили в «Зенит» новые тренеры, а Нету оставался игроком стартового состава. Ответ на ребус дал Манчини, который быстро решил, что феномена-то никакого нет: очередной клоунский фортель уже во втором туре, мяч – в воротах «Зенита», и Нету — на cкамейке. А через месяц – в аренде в «Фенербахче». К тому моменту на месте португальца уже вовсю обживался Эммануэль Маммана, приметный не только обращением с мячом на ты и пока еще эпизодическими ошибками, но и возрастом. Маммана всего 21 год. Такого молодого игрока на столь ответственной позиции не было в «Зените» больше 10 лет – со времен молодого Мартина Шкртела. Что символично — купленного примерно за 300 тысяч евро при активном участии Сарсании, а через три с половиной года проданного за 10 миллионов в «Ливерпуль». Добавлять мудрости в центре защиты позвали из «Ростова» 27-летнего Миху Мевлю. Кандидатуру с учетом амбиций клуба вроде и неочевидную, но на деле скорее показывающую пример селекционной работы.
Ну, и на правом фланге власть, похоже, поменялась. Бранислав Иванович от и до прошел с командой предсезонку, притерся к партнерам – и стали забываться весенние разговоры, что 33-летний ветеран по делу списан из «Челси» и для больших дел уже не годится.
Похоже, скорость и неуемную энергию Смольникова итальянец оценил по-своему: для Роберто, видимо, важнее умение не быстро бежать, а ворваться в свободную зону вовремя. Не просто быстро доставить мяч в штрафную, а недосягаемо для соперников и удобно для удара партнера. Не готовность каждую секунду лететь головой в ноги сопернику, а умение борьбы избежать.
А вот расклад в полузащите «Зенита» грозит когда-нибудь оказаться в учебнике по созданию оптимальной конкуренции. Здесь у Манчини проблема, о которых тренеры мечтают, — выбирать состав из десятка разноплановых и универсальных игроков, каждый второй из которых способен сделать разницу в одиночку. Железных и неприкасамых в средней линии нет. Насколько исключительной фигурой казался Паредес, но и он периодически начинает матчи со скамейки. Хотя Леандро, приехавший в Питер из аргентинцев первым, в каждой игре и мотор, и регулятор темпа, и разящее соперника оружие. Все голы за «Зенит» Паредес забил из центральной зоны: или подкарауливая отскок перед штрафной (тут особое чутье требуется), или получая несколько метров пространства для демонстрации коварнейшего удара.
Кокорин. Гениальный от простоты
Года полтора твердили, что Александр Кокорин в тупике. Все чаще ему отказывали в обладании спортивного духа. Если подробно обсуждали, то только нефутбольные выходки нападающего. Прошлым летом он впервые за пять лет оказался вне сборной. Тогда же судьба форварда в команде, казалось, была предрешена: уже появился Дриусси, еще оставался в команде Джорджевич, уже тренировался с «Зенитом» Панюков. Со дня на день ждали очередного новичка в линию атаки. На вопросы «Куда столько?» и «Что собираетесь делать с Кокориным?», Сарсания отвечал одним словом: «Конкуренция». Когда спустя три месяца после такого «набора» нападающий имеет 15 голов в… 18 матчах, объяснение этому кажется простым.
Но причины цветущего преображения Кокорина лежат глубже. Ведь сначала у него был отпуск – с возможностью, глядя на сборную со стороны, о многом подумать. Впервые за пять лет, кстати, глядя на сборную со стороны. Следом, впервые за несколько лет, публичная поддержка первого лица клуба. Мотивирующий голевой ориентир от Манчини, знаковый с ним разговор, капитанская повязка в товарищеском матче и возвращение в любимый центр атаки — все это уже было потом. Впрочем, есть и такие, кто считает показатели Кокорина – гол в каждой игре – далекими от его потенциала. Что же мы увидим, когда форвард станет быстрее от защитников убегать и точнее бить?
Миллионер без адаптера. Илья Казаков — о том, как Роберто Манчини преследует свои цели
Впрочем, и весь «Зенит» пока еще в процессе перестройки, которой, словно женскому настроению, свойственны резкие перепады. «Зенит» может деклассировать «Краснодар», не подпуская его к своей штрафной, но упереться в креативный тупик, если «Динамо» или «Ростов» безупречны у своей. Команда Манчини может весь матч комбинировать на чужой половине и забивать на любой вкус, как с «Вардаром». А может вынужденно отдать сопернику тотальное преимущество в контроле над мячом и две трети матча не предъявлять весомых игровых контраргументов, как с «Реал-Сосьедадом». Но именно эти зенитовские «горки» интригу в чемпионате России сохраняют. В 2007 году триумвират Фурсенко – Сарсания – Адвокат собирал команду, готовую побеждать здесь и сейчас. Этот «Зенит» создавался еще и на перспективу: восьми новичкам – от 18 до 24 лет. Кокорину, Панюкову и компании в память о Сарсании осталось доказать правоту его уникальной концепции: «Большие победы и перспектива совместимы».
Санкт-Петербург
Текст: Максим Михалко
Фото: Сергей Дроняев, пресс-служба ФК «Зенит»
А на след год был УЕФА, СК. И смотря на нынешний Зенит, понимаешь, уровень гораздо выше и громадные амбиции. В след году будем бомбить в ЛЧ;)