6 мин.

Вызов чемпиону

Когда начинается очередной футбольный сезон, 16 команд (если говорить о чемпионате России) вступают в борьбу за титул, и в начале чемпионата все равны - и действующий чемпион, и новички Премьер-лиги. У всех перед стартом по 0 очков и у всех впереди 30 туров. И чемпион определяется только раз в году, в конце сезона. Мы все к этому привыкли и считаем это правильным. Но что, если бы мы привыкли к другому? Что, если бы чемпион не был в равных условиях с середняками и аутсайдерами? Представьте себе, что в футболе (или другом игровом виде спорта) чемпион отстаивает свой титул в матчах с претендентами, как в профессиональном боксе, шахматах или брейн-ринге 1990-х. А середняки и аутсайдеры сражаются с себе подобными, чтобы забраться повыше и бросить вызов чемпиону.

Схема розыгрыша чемпионата могла бы выглядеть так:

На самой верхней ступени - чемпион. Ступенью ниже - претенденты. Их количество может быть разным, остановимся на числе три. Три претендента, каждый из которых имеет право играть против чемпиона (и в случае победы занять его место).

Пусть в определённый игровой день проходит чемпионский матч между чемпионом и одним из претендентов. А что будут делать остальные команды? В первую очередь - два других претендента? А вот что - они будут играть против команд с более низкой ступени, отстаивая своё положение на высокой ступени претендентов.

При этом каждый матч чемпиона является чемпионским, т.е. в случае поражения чемпион теряет свой титул. Проводить такие матчи каждую неделю (в каждом туре) - чересчур. Поэтому чемпион будет играть раз в две недели.

В первом туре розыгрыша все команды играют против равных себе, т.е. команд, стоящих на той же ступени. Победители таких игр получают право сыграть во втором туре против команд, стоящих ступенью выше (и в случае успеха - занять их место), проигравшие должны отстаивать своё место против команд со ступени ниже. В том числе, победитель матча между двумя командами ступени A бросает вызов чемпиону - победитель чемпионского матча становится новым чемпионом, проигравший опускается на ступень A (либо остаётся на ней). Таким образом, если в традиционном круговом чемпионате чемпион определяется раз в году (1 сезон = 1 год), то в “ступенчатом” чемпионате чемпион меняется раз в два тура (1 сезон = 2 недели). При этом никакого деления на лиги нет - команды делятся на ступени, количество которых теоретически ничем не ограничивается - их может быть 20, 30, 50…

Рассмотрим на примере:

Красным цветом выделены победители матчей. Все совпадения с реальными матчами считайте случайными, это просто схема. Например, "Локомотив", находящийся на ступени B, в первом туре играет против другой команды ступени B, "Ахмата". Обыграв его, он получает возможность во втором туре играть против команды ступени A, более высокой - ЦСКА. Обыграв армейцев, "Локомотив" займёт их место на ступени A, ну а ЦСКА опустится на ступень B и постарается вернуться наверх в следующем розыгрыше.

В следующем розыгрыше "Локомотив", уже будучи командой ступени A, играет против другой команды ступени A, "Краснодара". Победив его, во втором туре (который можно назвать челлендж-раундом) он встретится с действующим чемпионом в чемпионском матче. После чего в любом случае получит лишнюю неделю отдыха - первый тур каждого розыгрыша и чемпион, и проигравший в чемпионском матче пропускают, т.к. им просто не с кем играть. Три розыгрыша подряд более полно выглядят так.

Здесь я не рассматриваю, что делать в случае ничьих - играть ли каждый матч до серии пенальти, или, может быть, вместо одного матча на всех стадиях играть два матча (дома и в гостях). Вообще есть мнение, что такая схема больше подошла бы для "изолированной" лиги вроде NFL (американский футбол) или AFL (австралийский футбол) - они варятся в собственном соку, не играют в Кубке страны или в международных матчах. И вопрос ничьих там не так остро стоит, как в футболе.

Преимущества перед традиционным круговым чемпионатом:

  1. Нет проходных матчей. Каждый матч имеет турнирное значение, каждый матч может привести к понижению (или повышению) в классе (если не сразу, то во втором туре). В каждой игре командам придётся играть в полную силу.

  2. Нет большой разницы в классе между соперниками. Не будет матчей вроде Зенит-Томь. В каждой игре соперники будут равны или более-менее близки по классу, непредсказуемых результатов будет больше.

  3. Проще добиваться повышения в классе. Если в круговом чемпионате новому клубу нужно дебютировать во второй лиге, и путь до Премьер-лиги даже при должном финансировании может занять несколько лет, то в “ступенчатом” чемпионате можно с самого дна добраться до топ-16 всего за несколько месяцев или даже недель!

  4. Нет необходимости проводить определённое количество туров к конкретному сроку (например до зимнего перерыва или начала чемпионата мира/Европы) - перерывы/межсезонья можно устраивать практически в любое время года, между любыми розыгрышами (т.к. каждый розыгрыш длится всего 2 недели).

Недостатки “ступенчатой” схемы:

  1. Отсутствие календаря. Точнее, календарь известен только на неделю вперёд - расписание каждого тура всегда зависит от результатов матчей предыдущей недели. Из-за этого не будет долгосрочного планирования - команды не будут знать, куда им предстоит лететь через две недели, а болельщики не смогут купить билеты на месяц вперёд.

  2. Если в круговом турнире каждая команда за год сыграет с 15 соперниками по 2 раза, то в “ступенчатом” турнире у каждого клуба соперников будет 7-8, но количество игр с каждым из них будет больше. Будет меньше разнообразия - игры против одних и тех же команд могут надоесть болельщикам. Меньше городов смогут вживую увидеть чемпиона или другие топ-клубы. Это обратная сторона того, что “в каждой игре соперники будут равны или более-менее близки по классу”.

  3. Команды будут проводить разное количество игр за некоторый период - чемпионы и участники чемпионских матчей будут пропускать некоторые туры, также будут пропуски у команд самой нижней ступени. В связи с чем команды и игроки будут в неравных условиях, к примеру, при определении лучшего бомбардира (и ещё вопрос, за какой срок нужно определять лучшего бомбардира при отсутствии сезонов в нашем понимании).

  4. Если говорить о чемпионате географически протяжённой страны, такой, как Россия - на определённом уровне нужно переходить к географическим зонам либо к выбору соперников внутри ступени по географическому принципу. Для этого нужно как минимум расширить ступени с 4 команд до 8 или 10. Это дополнительная проблема, хотя в принципе тоже возможно.

Немного истории

До 1915 года Кубок Стэнли можно было выиграть, бросив вызов действующему обладателю и обыграв его (в одном матче или в серии). Собственно, изначально Кубок назывался Dominion Hockey Challenge Cup. Подобные “челленджи” происходили довольно нерегулярно, часто по нескольку раз за сезон (потому в некоторые годы той эпохи числятся сразу по два обладателя Кубка). Кроме того, выиграть Кубок Стэнли можно было ещё одним путём - став в конце сезона чемпионом лиги, в которой играет действующий обладатель Кубка (за Кубок Стэнли боролись команды из разных лиг). С 1912 года такую практику отменили, “челленджи” стали возможны только в конце сезона.

Из других видов спорта можно вспомнить теннисный Кубок Дэвиса, в котором действующий чемпион был избавлен от отборочных соревнований аж до 1971 года и отстаивал свой титул раз в году, в челлендж-раунде, против команды, победившей всех остальных в предварительных раундах.

Во втором розыгрыше футбольного Кубка Англии, в 1873 году, чемпион первого розыгрыша отстаивал свой титул сразу в финальном матче. Но от такой схемы быстро отказались. А если бы нет? Сегодня мы могли бы знать совсем другой футбол.