7 мин.

Домашнее преимущество

Как известно, команды, играющие дома, выигрывают чаще, чем в гостях. Во всех видах спорта. Во всех странах и в любом году. Зависит ли это от поддержки болельщиков домашней команды? Или в первую очередь влияют другие факторы? По некоторым данным болельщики значительно сильнее влияют на судей, чем на игроков. Но что, если я скажу вам, что влияние болельщиков на ход матча можно сделать гораздо более осязаемым и непосредственным? Итак, представьте себе: грубый подкат возле штрафной, свисток арбитра, штрафной удар в 25 метрах от ворот. И тут... болельщики берут в руки специальные пульты, и голосуют! Да, прямо как в телеигре "Кто хочет стать миллионером?". В результате чего штрафной пробивают уже не в 25, а в 20 метрах от ворот. Звучит бредово? Что ж, тогда продолжим! :)

Кто хочет стать миллионером?

Футбол

Если бы болельщики могли голосованием во время футбольного матча влиять на разные игровые ситуации, то это могли бы быть:

  • Сдвиг точки пробития свободного или штрафного удара ближе к воротам (либо наоборот, дальше от ворот)

  • Сдвиг точки пробития углового удара вдоль боковой линии поля (чем дальше от угла, тем проще попасть в ворота прямым ударом - угловые станут опаснее)

  • Дополнительная замена (или даже не одна)

Маловато. Пенальти сюда не включаю, т.к. далеко не очевидно, что (к примеру) с 8 метров забить пенальти будет проще, чем с 11. Что касается штрафных и угловых, то они бывают не так уж часто. У некоторых команд (в некоторых матчах) может быть 1-2 раза за игру. И городить огород с голосованиями ради влияния на штрафные и угловые - действительно бредово. Вывод - футбол для подобных экспериментов не годится. Но ведь есть и другие виды спорта!

Баскетбол

В баскетболе болельщики могли бы влиять на:

  • Увеличение/уменьшение количества секунд на атаку (стандартно - 24 секунды)

  • Увеличение/уменьшение числа фолов, требуемых для удаления игрока с площадки (в НБА - 6, по правилам ФИБА - 5)

  • Увеличение/уменьшение дистанции, с которой выполняется штрафной бросок (для некоторых игроков это может оказаться немаловажно)

Да, есть ещё правило трёх секунд, правило пяти секунд, правило восьми секунд. Но ведь для этого нет отдельных счётчиков, и судьям будет сложновато во время игры контролировать, что игрокам одной команды можно находиться в трёхсекундной зоне 2.5 секунды, а другой команде можно аж 3.5 секунды. Смещать дистанцию трёхочковых бросков тоже не получится, ведь трёхочковая дуга нарисована на площадке, перерисовывать её перед каждым матчем возможным не представляется. В то время как при выполнении штрафного броска игрока можно просто отодвинуть на нужное расстояние (можно в разметку добавить отсечки через каждые полметра). То есть опять же при стандартных положениях можно “переиграть”, но когда мяч в игре - нет.

Чуть поинтереснее, чем в футболе, но всё же не вписывается. Хоккей? Волейбол? Знаете, есть один вид спорта, который подходит лучше. Ведь там измеряется каждое перемещение мяча. И весь матч по сути состоит из “стандартных положений”. Пас на 15 ярдов, или проход (вынос) на 20 ярдов, или гол, забитый с расстояния 35 ярдов… Да, это американский футбол!

Американский футбол

Итак, в американском футболе болельщики могли бы путём голосования влиять на:

  • Точку пробития начального удара (в начале игры и после каждого набора очков)

  • Расстояние, с которого пробивается реализация после тачдауна.

  • Расстояние, с которого пробивается филд-гол (перемещаем мяч ближе к воротам, если болельщики голосуют за, либо дальше от ворот, если болельщики голосуют против).

  • Аналогично филд-голу - при пробитии панта.

  • И даже: количество ярдов, необходимых для первого дауна. Что, если вместо 1-й & 10 домашняя команда всегда будет играть 1-й & 9, а гостевая - 1-й & 11? (если вы не знаете, что такое “1-й и 10”, то вкратце об этом можно узнать здесь)

В общем, можно организовать влияние болельщиков на множество игровых ситуаций! Не сравнить с футболом или хоккеем. Прежде чем перейти к технической стороне вопроса, обсудим, зачем это вообще может быть нужно.

Зачем это нужно

Между прочим, это вовсе не я придумал, в одном виде спорта такое уже есть! Точнее, не во всём виде спорта, а только в одной гоночной серии. Я имею в виду Формулу-Е (гонки на автомобилях с электродвигателями). Зрители голосуют в начале гонки (голосовать можно через сайт или приложение для смартфона), и трое лидеров голосования в ходе гонки получают дополнительное пятисекундное ускорение - так называемый FanBoost. Не ахти какое преимущество, но может оказаться весьма кстати при решающем обгоне.

FanBoost

Зачем это нужно организаторам Формулы-E? Очевидно, для привлечения болельщиков. И не просто для привлечения, а для вовлечения болельщиков в процесс. Применительно к игровым видам спорта: болельщики, зная, что их присутствие может реально повлиять на исход матча, будут охотнее ходить на стадион, а также охотнее ездить на выезды.

Как это организовать технически

Голосование болельщиков можно организовать разными способами: непосредственно на стадионе, по SMS, на интернет-сайте. Последний способ рассматривать не будем, как наиболее уязвимый для взломов и злоупотреблений, остановимся на первых двух.

Для богатой и коммерчески успешной лиги, например NFL (коль скоро американский футбол подходит для данной затеи больше всего), не будет большой проблемой оборудовать стадионы пультами для голосования - у большинства команд большие современные стадионы. Другое дело, что с посещаемостью у NFL и без того всё хорошо.

Поэтому имеет смысл оборудовать пультами только дорогие места - центральные трибуны и, конечно, VIP-ложи. Заодно это позволит ещё больше поднять цены на билеты на данные места - хочешь влиять на ход игры, изволь раскошелиться! Не можете себе позволить - для вас есть бюджетные места, но без голосования.

Голосование, естественно, будет одно на весь матч, а не на каждую игровую ситуацию. При этом можно закрывать голосование, скажем, в середине матча, если в самом начале игры не все зрители успеют проголосовать, то и влияние на игру будет меньше, чем во второй половине матча.

Предположим, 1000 человек проголосуют за домашнюю команду, тогда в игровых ситуациях, описанных выше (кикофф, реализация, филд-гол, пант) мяч будет перемещаться на 1 ярд ближе к зачётной зоне соперника (количество ярдов для первого дауна, т.е. “1-й & 10”, нужно менять по другой шкале, если вообще нужно). А что, если проголосуют 20000 человек - тогда перемещаем мяч сразу на 20 ярдов? Нет - влияние болельщиков должно быть заметным, но не слишком большим - у гостевой команды должны оставаться шансы на победу. Поэтому сделаем логарифмическую шкалу голосования:

1000 голосов = 1 ярд

2000 голосов = 2 ярда

4000 голосов = 3 ярда

8000 голосов = 4 ярда

16000 голосов = 5 ярдов

При этом голоса, отданные за другую команду, не складываются напрямую - складываться должны итоговые расстояния. Например: за хозяев голосуют 16000 человек (что соответствует 5 ярдам), за гостей - 2000 (что соответствует 2 ярдам). Итого мяч будет сдвинут всего на 3 ярда - вот так пара тысяч фанатов гостей могут нейтрализовать чуть ли не половину усилий многотысячной армии болельщиков хозяев!

Также можно организовать голосование по SMS. И здесь уже не будет преимущества у домашней команды! Представьте себе матч “Томь” - “Спартак” (не буду уж приводить примеры из американского футбола) - за кого проголосуют больше по всей стране? И главное, насколько больше? Технически организовать SMS-голосование гораздо проще, и стоимость SMS можно сделать достаточно высокой, чтобы часть этих денег попадала в кассу клуба - таким образом, болельщики, которые не хотят или не могут попасть на матч (в т. ч. по причине проживания в другом городе), могут всё равно пополнить клубную кассу, пусть и не покупая билет на матч, а заодно и внести свой вклад во влияние на ход игры.

Если совместить оба вида голосования, то можно уравнять их максимальное влияние. Например при 16000 пультах на стадионе максимальное влияние будет равно 5 ярдам - SMS-голосование в таком случае тоже не должно влиять больше, чем на 5 ярдов. Затем результаты обоих голосований суммируются - например, голосование на стадионе даёт +4 ярда в пользу хозяев, голосование через SMS даёт +3 ярда в пользу гостей - итого +1 ярд в пользу хозяев.