За сезон - неуд!
Долго думал, писать ли этот пост или нет. Однако, что называется, накипело. Не могу сдержаться, хотя может и стоило бы. Так получилось, что в этом сезоне я по разным причинам побывал всего на двух играх «Спартака». Цифра для меня крайне неубедительная, поэтому в следующем сезоне я попытаюсь её хотя бы утроить. Но речь не об этом.
Моё первое после долгого перерыва (связанного с армейской службой) посещение «Лужников» удалось на сто процентов. «Спартак» играл с «Локо», убедительно (пусть не по счёту, зато по игре) обыграл железнодорожников, а я уезжал из Москвы в приподнятом настроении, с надеждами на удачный сезон.
Однако следующие несколько месяцев обломали меня с моими мечтаниями через колено. «Спартак» валился, крупно проигрывал аутсайдерам, по делу уступал грандам. Тогда я перекинул мостик своей надежды на Лигу чемпионов. Тем более что летние закупки робко нашёптывали мне, что моя вера небезосновательна.
И тут на израненную болельщицкую душу начала литься благодать. Сначала в виде умопомрачительной по нелогичности победы над «Олимпиком», затем в виде классной игры против «Жилины». И вот я уже пакую чемоданы (или вернее – собираю лёгкую сумку), отправляясь на главный матч года – с «Челси».
Не сказать, чтобы у меня были большие надежды на положительный исход. Пожалуй, только самую малость. Но именно этот матч перевернул для меня весь сезон. И сей «переворот» никак не был связан с игрой «Спартака». Связан он с его болельщиками. Я, конечно, и раньше знал, что среди фанатов имеется расистская прослойка… Но когда прямо вокруг тебя несколько тысяч глоток в едином порыве, повинуясь стадному зову толпы, начинают гугукать как бабуины (когда к угловому флажку подбегает Малуда или Калу), это поражает! Сразу становится противно до рвотных позывов.
Через несколько недель после матча с «Челси» красно-белых ждал ещё один поединок с приставкой «супер-». Я имею ввиду дерби с ЦСКА. Первые 60 минут того матча я бы занёс в учебник. Именно так менее классная команда и должна действовать против более классной, это было как бы продолжение матча с «Зенитом». Дисциплина, плотность, надёжность, отличный контроль мяча – всё это буквально сочилось из футболистов «Спартака». Но слово взяли всё те же животные (я другого слова подобрать не могу и не хочу). Они «загукали» Олисе и Думбия до такой степени, что те решили врезать им по морде, причём не в буквальном смысле, а в футбольном. Либериец и ивуариец за несколько минут организовали два прекрасных гола, а потом исполнили издевательский танец, который меня восхитил своим ироничным превосходством.
Следующий знаменательный момент в фанатском секторе случился на матче с «Марселем». Когда в середине второго тайма при счёте 0:3 (понятно в чью пользу) на трибунах появился баннер следующего содержания: «ВАШЕ БЕЗВОЛИЕ СТАНЕТ ЛЕГЕНДОЙ», я прямо-таки обомлел. Вы знаете, я всегда думал, что фанаты – это такие люди, которые свою команду любят как родную мать. Они прощают ей всё, верят в неё даже в безнадёжных ситуациях. Но только не (отдельные) болельщики «Спартака», у которых хватило цинизма перед решающим матчем заготовить такой баннер, а потом его так подленько вывесить. Я бы на месте игроков «Спартака» смертельно обиделся. Но ребята вытерпели, за что им честь и хвала.
А фанаты, похоже, уже шли вразнос. Через две недели они всерьёз решили оставить «Спартак» без еврокубковой весны. И если бы не УЕФА, принявший беспрецедентно мягкое решение, играть бы в Лиге Европы словацкой «Жилине». Я не буду касаться предыстории тех событий. Конечно, за честь убитого товарища спартачи обязаны были постоять. Но разве это таким способом делается?!
Что-то не так в спартаковской фанатской среде. Какие-то совсем не те люди ею руководят. Я больше, чем уверен, что процентов 80 спартаковских суппортеров – отличные ребята, но гнилая пятая часть портит всё. По этому сезону у меня мало претензий к игрокам «Спартака». Они провели его на своём уровне, не прыгнули выше головы, но и не провалились. А вот поступки фанов красно-белых порой вызывали омерзение. Поэтому за сезон им – неуд!
Главное - не бояться называть вещи своими именами.