14 мин.

«Все идут на стадион, а я уже обратно — заплаканная, с огромным животом». «Локогерлз» 15 лет спустя

Девочки выросли.

У «Локомотива» больше всего активных болельщиц. Так сложилось исторически. На фанатских секторах не устанавливали гендерных запретов и спокойно реагировали на их присутствие, а в золотые годы (чемпионства 2002 и 2004) интерес со стороны девушек подогревали главные футбольные красавчики — Сычев, Билялетдинов и Измайлов. Тех, кто ходил исключительно на них, грубо называли «сычевками» или обобщенно — «локогерлз».

Сейчас — особенно после выжженных лет президенства Ольги Смородской — на «Локомотив» ходят гораздо меньше: и девушек, и брутальных викингов, и барабанщиков. Однако процент болельщиц все равно чувствуется; даже на бровке, где работают фотографы для фанатских сайтов. Самые постоянные из них как раз девушки.

«Большинство стали вполне себе состоявшимися «локовимен». Сейчас этому поколению плюс-минус 30, у большинства семьи и дети, поэтому даже судить их за смену приоритетов язык не поворачивается. Женщины все же в первую очередь женщины. Переросли футбол, и в этом нет ничего постыдного. Но и дурные есть вроде меня, конечно. На стадионе с 2005 года и до сих пор. В прошлом году пробила «золото». Люблю всю эту движуху и нашла мужа-единомышленника», — рассказала Sports.ru болельщица «Локомотива» Регина Ханова.

Ниже — воспоминания девушек, которые начинали болеть за «Локомотив» 15 лет назад, по-разному относились к «локогерлз» и никогда не переставали быть с любимым клубом.

Татьяна Лебедева, менеджер крупной международной компании, автор текста «Локогерлз. За или против?»

«Локогерлз»? Если бы мне задали этот вопрос тогда, я бы ответила, что меня обижало то, что им сам футбол не интересен и они в нем не разбираются. Я-то думала, что разбираюсь, а они — нет. Приходилось отстаивать свое право быть болельщиком женского пола, но не «локогерл». Относилась достаточно ревностно, потом плюнула на это, да и меня называли тогда «умнейшей из локогерлз», и я даже находила это весьма приятным.

Сейчас я бы сказала, что время расставляет по местам, и если какая-то изначально «локогерл» потом просто заинтересовалась футболом и до сих пор ходит на матчи и всячески поддерживает команду, то почему бы и нет? Не так уж и важно, какой был повод, если человек с командой и искренне ее полюбил.

С годами «локогерлз» либо потихоньку отдалялись от «Локо» и футбола вообще, либо оставались. А вообще примеры футболистов разные — эти три футболиста уходили в разное время и при разных обстоятельствах. Сычев был в клубе очень долго, но мне не кажется, что он удержал какую-то массу девушек на трибунах. Скорее, «локогерлз» плавно закончились как социальное явление. Оставшиеся либо повзрослели и перешли в другие категории болельщиков, либо забыли про футбол.

***

В детстве друзья родителей и ближайшее окружение болели за «Спартак»: казалось, что выбора особо нет. Но потом чаще стали говорить о «Локо», показывать игры, в итоге к золотому матчу с ЦСКА я подошла опытным телеболельщиком, да еще и завербовала папу: смотрели, радовались, тогда поводов было много. Стала приходить на всякие форумы, заводить друзей среди болельщиков «Локомотива», купила тарелку «НТВ плюс» и, наконец, сходила на стадион.

Ну а там закрутилось: домашки на Юге, выезды, запуск совместного с единомышленниками проекта «Л-Око», а потом и самого крупного сайта болельщиков lokomotiv.info, переход в сектор прессы, новые друзья, бесконечные репортажи, интервью с сотрудниками клуба, снова домашки и выезда. Это была отдельная жизнь, пять очень активных лет, по ходу которых я даже думала бросить учебу и выучиться на журналиста, чтобы писать о футболе, но разум взял свое.

***

С годами все успевать становилось сложнее. К тому же в какой-то момент уровень моего погружения в вещи, которые простому болельщику знать не нужно, был слишком высок, а это как копаться в грязном белье. Тем не менее в 2011 году я умудрилась получить дополнительное образование по специальности «менеджмент в игровых видах спорта», и как-то меня совсем опустило с небес на землю: не то что бы я разочаровалась в нашей спортивной индустрии, но поняла, что работать в ней не хочу.

Я по-прежнему люблю «Локо», это уже никуда не денется, просто уровень вовлеченности уже другой, да и спокойнее отношусь ко многому в футболе — выросла. За эти годы я только один раз не купила абонемент (хожу на западную трибуну), потому что надолго уезжала из страны. А так — это по умолчанию, могу съездить на два-три выезда за сезон, в этом году очень жду Лигу Европы, обязательно слетаю хотя бы на одну игру.

Ольга Петросова, музыкальный модератор портала FreshTunes

Команду выбираешь один раз, и неважно, как ты начал. Если какая-нибудь условная «локогерл» пришла болеть за «Локомотив» из-за *здесь можно подставить любого миловидного игрока* — она достойна уважения, потому что не предает любимый клуб, когда эти миловидные игроки его покидают. К «локогерлз» я себя не относила. Моим любимцем был Пименов, а Димон понравился в сборной. Печалило, что он в «Спартаке». Но все эти любимцы не основной фактор: просто всегда хочется кого-то выделить.

***

«Спартак», за который болела семья, мне не нравился. ЦСКА — это быть против семьи. «Локомотив» как раз не шел в разрез ни с кем. Активно болеть я начала в 19-20 лет. Все еще покупаю абонемент на весь сезон, хожу на игры, реже посещаю выезда — просто обычная жизнь занимает больше времени, что нормально. Меня не манят более спокойные места «кузьмичей», откуда, между прочим, быстрее выпускают после игры и где не так строго обыскивают. Поэтому хожу на свой сектор — мне важно, что рядом проверенные годами люди.

Больше всего из золотого сезона запомнилась ночевка в Самаре. Недавно была кубковая игра в Хабаровске, денег после нее оставалось немного. В общем, я приехала в Самару в неопределенности, думала посидеть ночью в аэропорту, что не очень-то и страшно. И в течение дня три человека предложили помощь, узнав, что мне негде остановиться: давний знакомый, болельщик с моего сектора (даже не знали друг друга по имени), товарищ из Новосибирска. Все это было очень трогательно.

***

В жизни многое изменилось: я больше времени уделяю другим увлечениям (музыка, бег, зумба и разное другое), семье. В данный момент у меня действительно любимая работа (хотя начальство в курсе того, что я люблю футбол и относится с пониманием). Футбол — это не вся жизнь, но очень важная ее часть.

Регина Ханова, PR-менеджер

«Локогерлз» — обобщенное прозвище девочек-сычевок. Раньше обидное, а теперь даже статусное, что ли. В моем понимании это большинство девушек, пришедших на стадион вместе с чемпионством «Локомотива», а также в ближайшие к этим датам годы: кто активно ходил с красно-зелеными бантами, щеками и флагами с 2002-го по 2007-й; кто особенно любил Сычева, Измайлова, Билялетдинова.

Таких девушек можно называть богинями мудрости! Ведь они следовали логике и здравому смыслу — это была блистательная команда, поддерживать которую как минимум приятно. Новейший, лучший в стране стадион, великолепные результаты, завидный состав, атмосфера на трибуне; набирал обороты Reactive: они многое делали первыми среди всей ультрас-тусовки в России, поддержка была бомбическая. А тут еще и молодые красавчики-игроки. Ну неужели идти болеть за «Торпедо»?

***

Я — подтверждение теории «клуб выбирает человека, а не человек — клуб». Не тратила деньги в школьном буфете две недели, накопила некоторую сумму и купила на рынке шарф «Локо», начала носить его по поводу и без. Не знала почему, просто на ровном месте ударило в голову — надо купить этот шарф! Мне было одиннадцать. Футбол в общих чертах привлекал, а про команду в тот момент знала только, что она есть, представляет Москву и играет в красно-зеленом. Так что красавчики-футболисты и великолепие самой команды свою роль сыграли позже. То есть пришла я не из-за них, но в том числе из-за них осталась с «Локомотивом» навсегда.

Редкая «локогерл» причисляет себя к таковым. «Это все остальные – «локогерлы» — а я настоящая преданная фанатка! Они здесь ненадолго и вообще ничего не понимают в футболе, а у меня буква «Л» на сердце вытатуирована судьбой, вскрытие это докажет». Тут как с приезжими разных национальностей. Почти все их не любят и оскорбляют, но всегда в компании есть два-три человека из их числа. И для последних в нетолерантном сознании делается исключение: не, ну эти ребята нормальные, я их знаю. Так и с «сычевками». Всех раздражало количество не всегда адекватных девочек, но в каждой компании девушки присутствовали. И они были «норм». 

Как мне кажется спустя годы, мы выделялись примерно как клоуны при параде утром понедельника среди пассажиров на станции «Выхино». Жуть. В 88% случаев поведение и внешний вид были неуместны: либо это платья и агрессивный макияж «хочу замуж», либо перебор ленточек, повязочек и визга.

***

Через годы я не переросла футбол, он перерос во мне. Врос и пустил корни. Но это не остановка в личностном росте. В моей жизни футбол остался, это любовь, моя личная стабильность. Мне интересен клуб в целом, его жизнь и развитие, решения менеджеров и руководства, работа пресс-службы и маркетологов. «Локомотив» всегда был полезен для меня, надеюсь, и я однажды смогу быть полезна «Локомотиву».

На девятом месяце беременности я пошла на стадион, это было ужасно. В предпоследний свой раз поехала на кубковый полуфинал. Приехала на стадион и психанула, что буду одна весь матч, без мужа. Всегда у нас так было в Черкизове: я хожу на 2-й сектор (только во время беременности — в теплую ложу), а он — на 3-й, куда девушкам вход заказан, у него там своя компания. Ничего нового. Но именно на том матче в голову вдруг ударил гормон, я психанула и уехала домой еще под объявление составов. Все идут на стадион, а я уже обратно, заплаканная, с огромным животом — странная картина. Смотрела второй тайм по телевизору и думала о том, как несправедлива жизнь.

С последнего матча ушла в адекватном состоянии, но тоже раньше финального свистка, тяжело уже было физически. На прощание даже обняла основание пилона. Скучать по стадиону начала уже в тот момент.

Александра Вознесенская, учительница русского языка и литературы

«Локогерлз» — это девушки, которые любят «Локомотив» не за красивую игру и не за атмосферу на трибунах, а из-за смазливых футболистов, временно присутствующих в клубе. Но я пришла на стадион совсем не из-за вышеупомянутых игроков. Меня много лет назад привел на стадион друг, который сейчас работает в клубных структурах переводчиком. Сразу понравилась атмосфера и игра команды. Для меня легенды — это Дмитрий Лоськов и Владимир Маминов; образцы верности клубу и достойной игры.

К «локогерлз» относилась всегда достаточно спокойно, единственное, что раздражало, – это появившийся из-за них стереотип о том, что все болельщицы «Локо» такие. Мне кажется, эта тема с персональными болельщицами Билялетдинова, Измайлова и Сычева больше раздута фанатами других клубов, чтобы был лишний повод для подколов.

***

«Локомотив» — счастливая случайность. Поехала отдыхать в летний лагерь, где все ребята на волне первого чемпионства восхищались командой.

В 2009 году я пробила золотой сезон. Это было моей фанатской мечтой с момента первого выезда, и в 18 лет я решилась на это. Приходилось прогуливать пары и подрабатывать. Самым запоминающимся стал «двойник» Хабаровск-Пермь с проливным дождем, 8-часовым перелетом, ночевкой на берегу Байкала и 28 (вроде) фанатами «Локомотива» на секторе у берегов Амура. Я тогда размахивала огромным мокрым флагом и плакала, потому что мы проиграли 0:2. Потом «золотников» награждал на встрече с командой Юрий Палыч, и это было незабываемо.

***

С момента начала моего боления я поступила на журфак МГУ, закончила его, а потом нашла свое призвание — работаю в школе учительницей русского языка и литературы. В этом году выпустила свой первый девятый класс. Уже много лет фотографирую для фанатского объединения UnitedSouth, продолжаю ездить на выезда (сейчас их 69 – от Хабаровска на востоке до Бильбао на западе). Спад интереса был только во время царствования Смородской. Сейчас я переехала жить в Санкт-Петербург: надеюсь, будет получаться поддерживать «Локо» и отсюда.

Из нынешнего состава нравится Леша Миранчук. Хочу, чтобы он остался в клубе и стал нашим новым героем. А еще у Лоськова подрастает сын Гриша, он учится в футбольной академии «Локо», так что надеюсь на скорое появление на поле нового Лоськова.

Эльвира Каленова, живет и работает в Барселоне

Смотреть игры «Локомотива» по телевизору начала в 2001 году, с еврокубков, впервые пойти на стадион решилась 22 марта 2003-го на матч «Локомотив» — «Зенит». Написала заранее на гостевой еще старого сайта Lokomotiv.ru (чтоб не идти одной): там в то время зависали отличные люди, которые меня встретили перед матчем. С того дня посетила все домашние матчи сезона-2003, а Сычев перешел в «Локомотив» в 2004 году; никакой роли в моем болении он не сыграл.

Очень уважала его как футболиста, но никаких других эмоций он не вызывал. Также отлично помню первый матч Билялетдинова в основном составе против «Торпедо». Очень радовалась его прогрессу в команде. Парни, вышедшие из дубля, вызывали у меня больше позитивных эмоций, чем пришедшие из других клубов.

***

Никак не отношу себя к «локогерлз»: я начала болеть за «Локомотив» не из-за красивых парней. Это случилось, скорее, из-за еврокубков 2001 года, из-за несправедливой переигровки с «Тиролем», когда сочувствовала вся страна. И никаких красно-зеленых бантов в моей жизни не было: у меня такие вещи вызывали неимоверное желание провалиться сквозь землю.

Когда ушел Измайлов — ничего не почувствовала. К тому моменту он уже больше времени проводил на скамейке с травмами, чем на поле. Уход Сычева для меня был концом большой эпохи. Тем более я была на том матче в Казани в 2005 году, когда ему нанесли ужасную травму: на стадионе было хорошо слышно его крик. Уход Билялетдинова восприняла с большой грустью, но в тот момент была уверена, что его ждет отличная карьера в Англии.

Не думаю, что после этого стало меньше девушек на трибунах. Вскоре просто стало меньше болельщиков на трибунах благодаря приходу к руководству одной женщины-президента.

Были немного неприятны подтрунивания со стороны остальных московских команд, которые каждый матч старались напомнить фанам «Локо», сколько у нас дам на трибунах. Хотя один баннер от ЦСКА был даже с юмором: это где две девочки тянут на себя шарф и надпись «Север-Юг».

***

Футбол я не «переросла», и никуда он из моей жизни не ушел. До переезда в Барселону в 2015 году я все так же посещала домашние игры. На выезды, конечно, уже не было столько времени, и они стали редкими. «Локомотивом» я не перестаю интересоваться: это увлечение на всю жизнь, где бы я ни жила.

Одно из событий, которое будет вспоминаться в старости и за которое благодарна «Локомотиву» — нереальные эмоции осенью 2004 года в Ярославле. Мало что в жизни переплюнет сумасшедшую радость в тот вечер от чемпионства в компании тысячи таких же, как ты. А еще гол Паркса на последних минутах в матче с киевским «Динамо» в 2003 году. В тот момент все сошли с ума, обнимались с незнакомыми людьми, плакали. Ради таких эмоций стоило полюбить футбол.

Из самых чудесных выездов в своей жизни отметила бы Бильбао в феврале 2012 года. В городе везде мелькали знакомые лица, теплая погода, поездка к океану, стадион «Сан-Мамес». В такие моменты вспоминаешь, как тебе повезло болеть за «Локомотив», ведь одна из его главных ценностей — отличные люди на стадионе (обоих полов!).

Топовое фото: Global Look Press/Igor Kritskiy/Russian Look