Бока Жуниорс. Символическая сборная за все времена
Символическую команду Боки составить проще всего: берём последние 20 лет и выбираем наиболее значимых для многочисленных побед футболистов. Именно поэтому настоящую символическую сборную "шенейсес" составить очень непросто.
В том числе поэтому критерий реально продемонстрированного футбола становится как никогда важен и выходит вперёд статистики и тутиулов. Кроме того, меня до сих пор гложет, что в Ривере я поставил Алонсо вместо Эрминдо Онеги, поведясь на титулы первого и "Онега-ничего-не-выиграл". Это, конечно, имеет не последнее значение, но как игрок Онега был заметно круче.
Но вернёмся к Боке.
Вратарь - Антонио Рома. Сочетал зрелищные спасения с очень надёжной игрой. Титулар сборной на двух Мундиалях (1962 и 1966), с Бокой - пять чемпионских титулов и один Кубок Аргентины. Самая длинная его "сухая" серия насчитывает внушительные 783 минуты.
Наиболее яркое событие в карьере случилось 9-го декабря 1962-го. Бока и Ривер шли вровень по очкам, в суперкласико за два тура до конца Бока вела 1:0, и Ривер имел шанс отыграться, но Рома блестяще взял удар бразильца Делема с пенальти. Ривер так и не смог оправиться и проиграл матч, а вместе с ним и борьбу за чемпионство. 18-летняя серия Ривера без титулов тогда ещё только набирала обороты, и, несомненно, Антонио немало ей поспособствовал.
Третий лучший вратарь в истории Аргентины, сразу за Амадео Каррисо и Убальдо Фильолем.
Альтернатива - Оскар Кордоба. Да, именно так. Несмотря на рекорды Уго Гатти по матчам и отражённым пенальти, колумбиец всё же был более совершенным вратарём, к тому же сыграл значимую роль в Золотой эре Боки.
Правый латераль - Уго Ибарра. В Аргентине всем прекрасно известно, что Уго Ибарра был ничем не хуже своего почти ровесника Хавьера Дзанетти, а в плане атаки - даже более талантливым игроком. Техничная, умная игра, а главное - фантастические слаломные проходы - всё это было визитной карточкой Ибарры.
Оставался очень хорош до 35-ти, несмотря на то, что вторую половину карьеры провёл с незашитым надрывом коленной связки, о котором поведал лишь по окончании карьеры. Выиграл с Бокой практически всё, что она выиграла за своё золотое десятилетие (1998-2008), отлучившись лишь на пару коротких "командировок" в Европу, - в его коллекции 6 национальных тиулов и 9 (!) международных кубков.
Альтернатива - Карлос Соса. Первый звёздный аргентинский латераль. Человек, который, собственно, и создал эту позицию, отдалившись в край с позиции правого опорного полузащитника под сентрохас (под центральным полузащитником) и добавив в игру активные подключения в атаку с навесами изумительной точности. Звезда клуба и великой сборной 40-х.
Правый центральный защитник - Хорхе "Патрон" Бермудес. Высокий и мощный, колумбиец был словно стена в обороне - очень надёжен. К своему огромному росту (188 см) обладал хорошим прыжком, благодаря чему доминировал на "втором этаже", в том числе часто забивал головой.
С Бокой выиграл три чемпионата (две Клаусуры, одну Апертуру), два Кубка Либертадорес (2000 и 2001) и Межконтинентальный Кубок-2000 в матче против мадридского Реала.
Приход Бермудеса в команду в 1997-м был фундаментален для, простите за каламбур, фундамента - надёжной обороны. Трижды (1997, 1998 и 2000) входил в символическую сборную (11 лучших) Южной Америки.
Альтернатива - Франсиско "Панчо" Са. "Панчо" пришёл в команду уже ветераном, и можно было бы сказать, что пришёл "доигрывать", но в Боку крайне редко кого-то берут просто доигрывать. Са довольно хорошо сохранился физически, а опыт за плечами был просто колоссальный - в частности, с Индепендьенте он брал четыре Кубка Либертадорес подряд. С Бокой взял ещё два, чем навсегда вписал своё имя в историю как рекордсмен в данном отношении. Едва ли кто-то выиграет больше, в нынешние нестабильные времена это представляется вовсе невозможным.
Левый центральный защитник - Роберто Моусо. Партнёр "Панчо" Са, с которым также тесно связаны первые крупнейшие успехи Боки на международной арене.
Если Моусо и не был самым искусным защитником, он с лихвой компенсировал это "физикой", мощью и напором, боевыми качествами, свойственными лучшим аргентинским центральным защитникам.
Кроме того, отлично играл головой и был весьма техничен для защитника, начинал атаки как правило точным пасом. Как и Бермудес, в своё время был фундаментально важен для успехов клуба.
Альтернатива - Вальтер Адриан "Стена" Самуэль. Самуэль отыграл немного, но свой вклад в историю Боки внести успел. Уже в молодости показывал игру мирового класса, за которую Рома выложила невероятные (по тем временам, да южноамериканскому клубу) 20 млн. евро. И не пожалела ни разу - Вальтер сходу стал получать признание специалистов и ведущих европейских СМИ, регулярно попадая в различные символические сборные по их версии.
Левый защитник - Сильвио Марцолини. Мощный, надёжный, с хорошей скоростью и техничный левый защитник, Марцолини был одним из главных символов Боки в довольно славные для неё 60-ые.
В 66-м, на Чемпионате Мира в Англии, был признан лучшим левым защитником и вошёл в символическую сборную турнира. При этом обошёл в опросе не кого-нибудь, а знаменитого итальянца Джачинто Факкетти.
Многие считают его лучшим левым защитником в истории Аргентины.
Альтернатива - Альберто "Эль Конехо" Тарантини. Чемпион мира-1978, скоростной латераль (умевший, при необходимости, играть на всех позициях в защите, даже либеро) не остался в стороне и от успехов Боки второй половиные 70-х.
Опорный полузащитник - Антонио Раттин. Символ и капитан клуба в 60-ые. Высоченный и мощный опорный полузащитник с хорошим пасом на короткие и средние расстояния. Непререкаемый авторитет и лидер как в клубе, так и в сборной. 353 матча за Боку, 26 голов.
Альтернатива - Эрнесто Ладзатти. "Золотой мальчик" аргентинского футбола, как говорили про него в 30-ые и начале 40-х. Несмотря на то, что он отнюдь не был гигантом вроде Раттина, Ладзатти тоже был неспешным игроком. Зато вывел на новый уровень культуру паса и понятие "командной игры", чем положил начало традиции аргентинских опорников Редондовского типа. Один из героев Боки, периодически успешно боровшейся с самой риверовской "Машиной".
Центральный полузащитник - Альберто Гонсалес. "Гонсалито", как его звали, едва ли оценивается так, как следует. Его редко когда вспоминают, говоря об истории Боки. А ведь он был одним из ключевых игроков в 60-ые, если не самым ключевым. Скоростной, способный легко накрутить нескольких соперников на скорости, Гонсалито был незаменим и в командных взаимодействиях, будучи абсолютно везде на поле. Круче него на этой позиции в истории аргентинского футбола был разве что Мигель Анхель Бриндиси (за счёт очень высокой технической одарённости, а вот по моторности Альберто Гонсалес любому даст фору).
Альтернатива - Себастьян Батталья. Себа, конечно, был "восьмёркой" совершенно другого плана - с оборонительным уклоном. С Гонсалесом их объединяет разве что высочайшая работоспособность. И ещё - высокая значимость для команды. До сих пор помню, как они с Рикельме на пару выиграли Апертуру-2008, вытянув на себе всю команду (один - в атаке, второй - в обороне и связывании командных действий). Закончил Батталья всего лишь в 32 из-за постоянных тяжёлых травм, однако выиграл с Бокой 17 (!!!) трофеев, что делает его одним из самых титулованных игроков не только в истории клуба, но и всего аргентинского футбола.
Энганче - Хуан Роман Рикельме. Мог бы быть здесь и за один лишь перфоманс в Кубке Либертадорес-2007, который он выиграл лично. Но все прекрасно знают, что большинство успехов Боки конца 90-х и нулевых годов связаны с его именем. Лучший распасовщик в истории футбола, а, как известно, футбол - это командная игра в пас. Один из величайших идолов клуба.
Альтернатива - безальтернативен. Какие тут могут быть альтернативы? Хотя, если кому надо, Марио Санабрия во второй половине 70-х (когда играл за клуб) был очень и очень хорош.
Инсайд - Роберто Черро. Звезда Боки 1930-х. Мастер футбола портеньо, основанного на технике, дриблинге и пасе, Черро был прекрасным голеадором с хлёстким и прицельным ударом. Несмотря на невысокий рост, много забивал и головой. А всего за Боку забил поразительные 218 мячей за 301 игру. Это не будучи чистым форвардом, которым был Варажо.
Альтернатива - Анхель Клементе Рохас. Игравший в оттяжке форвард-дриблёр из второй половины 60-х. "Рохитас" крайне высоко ценится болельщиками Боки, хотя я бы не сказал, что его футбол был таким уж супер впечатляющим.
Форвард (лёгкой оттяжке) - Франсиско "Панчо" Варажо. Подобно, например, Батистуте, Варажо не обладал какой-то фантастической техникой, однако его отличал такой же несгибаемый, боевой характер, жажда гола и, главное, - пушечный и одновременно прицельный удар. Многие его удары были совершенно не берущимися для вратарей.
На ЧМ-1930 играл в той самой оттяжке, куда я его поставил в символической сборной Боки, хотя более подходящим для роли (скорость, дриблинг) представлялся Гишермо Стабиле. Однако играли именно так, потому что Варажо любил как следует зарядить с дистанции, в то время как Стабиле, напротив, не обладал сильным ударом и предпочитал бить уже из штрафной.
181 гол в 209 матчах за Боку - по средней результативности это точно рекорд клуба для игроков, проведших сколь-либо существенное количество матчей.
Ударный нападающий - Мартин Палермо. Классический центрфорвард. Король игры головой, обладатель мощного удара. Палермо - это человек-история. Палермо - это человек-гол. Забил два Реалу в Межконтинентальном Кубке-2000. Забил Индепендьенте с 61-го метра. Велесу - головой с более чем 40 метров.
Палермо - это человек-рекорд. Забивал 20 в 19 матчах - рекорд Аргентины для коротких чемпионатов (Апертура/Клаусура). Даже если вернуть короткие чемпионаты, едва ли кто-то сумеет побить этот рекорд. Да хотя бы приблизиться. Лучший бомбардир в истории Боки с 236 голами.
Однажды (правда, за сборную) не забил три пенальти в одном матче - это тоже рекорд, причём мира. Из-за тех трёх пенальти, да в угоду чрезмерно раскрученным, но мягкотелым европейским звёздам, неадекватно игнорировался в сборной. В 2010-м на Мундиале за 10 игровых минут забил гол. Это в 36 лет. До этого, в отборке, забил на последних минутах решающий гол Перу, давший сборной путёвку на ЧМ.
В том же 10-м году признан одним из 5 лучших аргентинских футболистов десятилетия.
Альтернатива Варажо и Палермо - Марио Боже, грандиозный голеадор клуба в 40-ые, с пушечным ударом и великолепной игрой на втором этаже (в духе Палермо).
Тренер - Карлос Бьянки. Тут всё просто: один из самых успешных тренеров в истории мирового футбола. А победоносную Боку конца 90-х начала 2000-х он создал сам, точечно приглашая именно тех, кого нужно. В итоге собрал свой вариант сборной Аргентины и выигрывал с ним у всех не только в Южной Америке, но и европейских грандов "чесал" со всеми их деньгами, "галактикос" и прочими атрибутами.
Президент - Альберто Хосе Армандо. Дольше всех руководил клубом и с большими успехами (а иначе бы и не руководил столь долго). С ним связана целая эпоха в истории клуба - чемпионские титулы 60-х, Кубки Либертадорес конца 70-х. Самый титулованный президент в истории Боки. Именем Альберто Армандо официально называется стадион Боки, более известный как "Бомбонера".
В Ривере, к слову, у меня тоже не было Ди Стефано, например, хотя он уж поболее отыграл за свой клуб на самом высоком уровне.
В любом случае, все эти символические сборные штука весьма субъективная, как и критерии отбора игроков.
А ведь даже Тевес в плане вклада в историю сине-золотых поболее достоин быть с сборной, чем Марадона)
А вот про то, что он признавался в любви стольким клубам, я не знал. Вот артист)
Бостерос просто нравилось ассоциировать его с собой, типа наше (аргентинское) всё - бостеро. Но времена меняются, всё меняется. После истории с Рикельме в сборной на Бомбонере его как следует освистали. После этого он практически перестал туда совать свой нос.
Плюс на фоне всякого наркотического бреда авторитет в целом очень сильно упал. И в век, когда гораздо легче найти информацию, люди всё чаще вспоминают различные интересные факты. Так, видел от одного инчи (причём именно бостеро) список команд, "болельщиком" которых являлся Марадона. Там больше половины всего когнитивного диссонанса, который только можно собрать в Аргентине. Всё не припомню, но основная часть, Марадона болельщик:
Индепендьенте (факт, кумиром был Бочини)
Архентинос (тут логично)
Ривера, когда был вариант туда перейти
Бостеро навсегда, когда всё же перешёл в Боку
Ньюэллз, когда вернулся в Аргентину и начал за них играть
Расинга, когда их тренировал в период дисквалификации
А ещё говорят, что и Сентраля до кучи)) (вроде из-за Че Гевары и всё такое). Как будто было мало)) Не хватает только Уракана и Сан-Лоренсо одновременно, навскидку)
В общем, я к чему. Он в Боке уже никакой и не идол, судя по всему. Продажу дыма в старые времена раскусили, за Рикельме не простили, чем ясно показали, что он для них много-много выше. Усё.
Ну а символическая сборная - я даже не знаю, что ему тут делать. Один отличный сезон и всё, а представленные здесь люди (на позициях, где/вместо которых он мог бы быть) годами ковали славу Боки, забивали сотни голов, выигрывали чемпионаты и кубки в количестве.
Сравнивать даже и нечего. Не только Тевес, ещё и Дельгадо со Скелотто впереди в очереди (кстати, впереди Карлитоса, имхо).