4 мин.

Mes que un club, или почему я считаю Барселону лучшим из клубов.

Не хочется вспоминать дедушку Маркса, но в обществе очень часто поднимается вопрос: "А кому все это, собственно говоря, принадлежит?" Идем мы, значит, по Киеву. Красота вокруг - старинные здания, алеи - аж пахнет историей. И тут вдруг появляется шикарный офис, остекленный сверху донизу. Возникает вопрос: чье это? Да еще и в таком месте... Оказывется, какой-то безродной фирмочки. После недолгого разговора охранник поведал, что фирмочка эта - часть империи самого богатого в Украине олигарха. Видите ли, вопрос принадлежности кому-то, или попросту говоря, частной собственности, очень часто будоражит умы, когда речь идет о чем-то ценном. Что уж говорить - в наше время участок на Луне купить можно, или астероид целый. За деньги люди готовы делать безумные вещи.

Какое отношение все это имеет к футболу. Да самое прямое. Футбол, как и все прочее - часть системы взаимоотношений между конкурентами. Плюс - это очень денежная сфера деятельности. Здесь крутятся миллиарды. Есть, конечно в футболе нечто такое, что за деньги не купишь - имя, слава, идея... Но, в целом, практически у всего можно сосчитать "нули".

Берем несколько примеров собственности в футболе. Кто владелец клуба Интернационале? Массимо Моратти. Это его детище, его проэкт. Кто владелец Милана? Семья Берлускони - это их клуб. Кто владелец Челси? Роман Аркадьевич. Кто принимает решения в этих клубах? Тот, кто платит. А платит всего лишь один человек. Не секрет, что Милан, к примеру, самый титулованный из клубов мира, достиг своих успехов благодаря предприимчивости Дона Сильвио. Однако годы шальные прошли, деньги на ветер улетать перестали - и команда в результате переживает очень непростые времена. То же самое можно сказать и о Интере - почти 20 лет без скудетто - сложновато дело обстоит. Челси Абрамовича - вообще тема отдельная. Лихорадочная смена тренеров на фоне эпичных Фергюссона и Венгера - как-то по-детски смотрится. Никто не может дать россиянину то, чего он желает. Что ж, это их внутренние проблемы. В общем, понятно. Клуб, как частная собственность в Англии и Италии - пример из этой оперы. Проводя параллели с политикой - такие команды похожи на тоталитарные режимы диктаторов. Сильные, порой яркие, но, жуть, как зависимые от одного человека. От перестал Сильвио вкладывать - и все. Перестал Абрамович инвестировать - и результат налицо.

Любые рассказы об общественной собственности, о равенстве, об отсутствии чьей-то личной собственности - либо утопия, либо коммунизм. Так посчитало бы большинство, услышав о таких лозунгах. В нашей стране в это уже никто не верит, идиллия окончилась крахом. Как вид остались Акционерные Общества - но кому они нужны, если вся система - фиктивна. По сути, компанией управляет либо один человек, либо небольшая группа. Но для обычного человека это не имеет никакого значения.

Кто же владелец ФК Барселона? Кусочек лакомый. Барселона - это, ведь, не только сам клуб, это еще и земля, самый крупный стадион в Европе, ультрасовременный центр подготовки, это сильный Баскетбольный клуб со своей площадкой, и гандбольный, и футзальный, и роликовый хокейный клубы со своей структурой - это мощнейшая машина, государство в государстве с огромным бюджетом. И как же парадоксально выглядит ответ - народ. Знаете, возникает такое чувство, что Барселона настолько величественна, что один человек не может присвоить себе все это величие. И действительно владельцами клуба являются все его члены - около 150 000 человек. Большинство совладельцев - это самые простые болельщики команды. Такая полнейшая независимость позволяет назвать Барселону не просто клубом, а некой идеей, которая набрала ход, и теперь уже никому ее не остановить. Борьба за власть над клубом бессмысленна ввиду огромного влияния сосьо (членов клуба). А партии, сменяющие одна другую, не задерживаются у власти надолго, давая место новым идеям и людям. Не имеет значения, кто у руля клуба - команда все так же процветает. Это показала смена Лапорты Росселем. Принцип управления Барселоной до невероятия прост и гениален. Клубом управляют все его члены. Став членом клуба - заплатив членский взнос - человек имеет право голоса при выборе президента. К 1000 старейших членов клуба присоединяются еще 5000 членов клуба, представляющие интересы масс для решения ключевых вопросов на ежегодных заседаниях. Этот принцип исключает любую зависимость - никто здесь не может быть хозяином, но он чувствует, что лишь выбран другими - и зависим от других. Постоянно забитые битком трибуны, успехи клуба, его процветание сформировали самый крупный за всю историю поток людей, желающих стать членами клуба. И возникет парадокс - с одной стороны, кажется, это привлечение новых средств, и клубу это наруку. Однако теперь даже деньги не помогут стать членом клуба. Изменены правила приема: и теперь лишь родственникам действующих членов могут предоставить такое исключение. Теперь быть членом Барселоны - это редкая благородная привилегия. Ведь абонементов на Камп Ноу теперь хватит на 42 года вперед. Так что, проблематично стать еще одним совладельцем этого клуба, который теперь настолько самодостаточен и имеет огромную доходную часть. Так что, Барселона, похоже, действительно, больше, чем просто любой другой клуб. Конец 1 части.