Шандор Кочиш. Тихий венгр. Часть 2
Мароши придерживается мнения, что скромность Кочиша — главная причина, из-за которой он не достиг заслуживаемого уровня признания: «Это может быть связано и с его ранней и трагической смертью: в отличие от Пушкаша у него не было возможности вернуться домой, а его характер скромного интроверта препятствовал саморекламе. Всё это помешало адекватно оценить его талант».
«Сложно сравнивать игроков разных периодов: Роналду — футболист, который вместе с Месси определяет эпоху. Во времена Кочиша Пушкаш был более подходящим героем, олицетворявшим эпоху, но и Кочиш являлся одним из лучших нападающих мира. Нельзя сравнивать его влияние на игру с влиянием Роналду, но это скорее говорит о разных эпохах, в которых они играли».
Сбежавший из Венгрии после подавленного восстания в октябре 1956 года Кочиш при жизни так и не вернулся в родную страну. В 2012 году, его прах возвратили в Венгрию из Испании, где он прожил последние годы и где умер в 1979 году. В Испании вторым домом для игрока стала «Барселона», где он провел восемь лет. Будучи в турне вместе с «Гонведом» в период, когда расцвели национальные настроения в Венгрии, Кочиш, Кубала и Пушкаш решают не возвращаться назад после еврокубкового матча против «Атлетика» из Бильбао. Они оставляют свои семьи в Венгрии, контролируемой советскими солдатами, жёстоко пресекающими попытки сопротивления.
Так начался мировой тур клуба, который был признан ФИФА незаконным и в котором игроки демонстрировали мастерство в играх с клубами из Испании и Бразилии, стараясь заработать. Для Кочиша это был шанс обрасти свободу, но отрицательным фактором стала потеря шансов вернуться на родину, когда-нибудь сыграть за сборную, а также необходимость покинуть клуб, в котором было шесть игроков-участников знаменитого «избиения Англии» (счет матча 6:3).
Можно назвать этот момент концом «венгерской дрим-тим», которая не смогла завоевать трофеев, но могла бы монополизировать европейскую арену на годы вперед. Но потерю «Гонведа» можно назвать приобретением для европейского футбола, лучшим клубам которого стал доступен Кочиш. «Гонвед» потерял игрока, забившего за них 177 голов, а всего в чемпионате Венгрии — 250.
После двух лет гастролей и выставочных игр Кочиш нашёл пристанище в «Барселоне», против которой он играл во время турне. А клуб обрёл нападающего, одного из лучших в истории. Он отличился 151 раз в 235 матчах, добыв два кубка Ярмарок, пару домашних Кубков и два титула чемпиона Испании. Триумфально для футболиста, два года игравшего выставочные матчи без высокого уровня конкуренции.
Однако, как и в национальной сборной, на него зловеще подействовал стадион «Ванкдорф» в Берне, на котором он уступил победу на Чемпионата Мира в 1954 года. В финале Кубка Европейских Чемпионов 1961 года «Барселона» встречалась с «Бенфикой» именно на этой арене. Но после того, как «Барселона» выбила из турнира мадридский «Реал», который к тому времени пять раз подряд завоевывал этот трофей, проигрыш португальцам 3:2 стал горькой пилюлей, которую было сложно проглотить, особенно Кочишу, не только храбро сражавшемуся против плохих воспоминаний на этой арене, но и забившему первый гол в матче.
Одноклубник Кочиша, Кубала отправил мяч на правый фланг Марти Вергесу, в противостоянии с которым соперник выбил мяч в аут. После того, как мяч вбросили на Луиса Суаресу, испанец вошёл в штрафную и навесил на Кочиша, который не промахнулся, отправив мяч мимо Косты Перейры. Кочиш повернулся в направлении автора голевого паса, поднял руки, празднуя забитый гол и поздравляя партнеров. Фанаты ревели от восторга, это был гол классический для его стиля. Полный энтузиазма, стойкости и бодрости, Кочиш всегда выкладывался без остатка, и гол в финале состоялся, опять же, после удара головой. Это был его коронный удар, однако, это не было его единственным достоинством.
Он проиграл оба важнейших финала, в которых участвовал. Однако, пристально рассматривать только эти поражения — означает забыть о его способности поиска новых целей в карьере. Несмотря на то, что он покинул любимую страну, что он покинул «могучих мадьяров», что он постоянно встречался с прошлым, Шандор смог преодолеть всё и сыграл важную роль в определении будущего всего европейского клубного футбола.
Помимо прочего, Шандор стал одним из вдохновителей идеи Кубка Европейских Чемпионов: Кочиш принимал участие в знаменитом товарищеском матче «Гонведа» против «Вулверхэмптона Уондерерс» в 1954 году, за два года до побега из страны. Его игра явилась ещё одним доказательством превосходства венгерских игроков.
В том матче декабря 1954 года «волки» одержали неожиданную победу со счётом 3:2, что дало газетам аргумент в защиту английского футбола. Журналист Дэвид Винн-Морган написал наиболее красочную передовицу: «Приветствуйте прекрасных «волков», подаривших Британии их самую большую послевоенную победу в футболе. Прошлой ночью они обыграли «Гонвед», «могучих мадьяров», со счетом 3:2 после того, как проигрывали 0:2 к перерыву. У Англии не было более заслуженного чемпиона». Тренер «волков» Стен Кулис рассказывал «Daily Mirror»: «Это самый волнующий матч в моей жизни».
Будучи далёким от оптимальных физических кондиций, Кочиш не позволил этому фактору стать достоянием общественности и отметился в итоговом протоколе, став автором гола, а также одной из ключевых фигур волнительного вечера. Итог игры был использован английскими журналистами в качестве подтверждения возвращения английского футбола на вершину, с которой он опустился год назад, после проигрыша сборной тем же венграм. Однако, многие страны усомнились в таком положении вещей.
Английская пресса в одностороннем порядке начала вновь утверждать о превосходстве британского футбола над континентальным, в то время как «L’Équipe» предпочла предложить соревнование, для того, чтобы выявить лучшего. Последовал долгий обмен мнениями, каждая из сторон настаивала на единственно правильном мнении по этому вопросу (естественно своём), сдобренный острой пикировкой друг с другом. Наконец, бюрократия была побеждена и в середине 1950-ых турнир стартовал.
Конечно, «Мадрид» доминировал в ранние годы турнира, завоевав исторические пять трофеев подряд. Но для Кочиша неким поэтическим сонетом видится первый четвертьфинал (точнее, его ответная игра) турнира в составе «Барселоны» против… «Вулверхэмптона», конечно же, в далеком 1960 году. На самом деле, он добился большего, чем просто реванш, одержав итоговую победу со счётом 9:2 по сумме двух матчей, а в ответной игре счёт на табло был 2:5, в том матче он смог оформить хет-трик, забив на 44, 49 и 74 минутах. Это воскресило память о мрачной для Англии ночи в Вест Мидландс. Один из комментаторов зашёл настолько далеко, что назвал это «Ночь резни на «Молинью», с Кочишем в роли главного палача». Это было первым домашним поражением «Вулверхэмптона» в еврокубках.
Если бы победа в той игре позднее приравнивалась к неофициальному мировому титулу, то Кочиш застолбил бы за собой роль протагониста матча, успев, к тому же, забить головой.
Поднять шум из-за трёх голов «Вулверхэмптону» легче лёгкого. Скорее всего Кочиш увидел шанс доказать самому себе, остальному миру, что он играет на достойном уровне, и продолжить движение в сторону светлого будущего. Знаменитый нападающий, один из самых важных футболистов в послевоенной истории Венгерского футбола.
Не все признают в Кочише фигуру, олицетворяющую целую эпоху. Всё из-за природной скромности и нелюбви к свету прожекторов славы. Его рекорд кажется следующим, на который замахнется Роналду. Возможно, мировая футбольная общественность и не признаёт значительный вклад Шандора в мировой футбол, но он точно останется великим, пусть и для несколько ограниченного круга любителей футбола.