5 мин.

Тактическая теория. Как построить игровую модель ч.4

Это четвёртая часть перевода крутой статьи от spielverlagerung.com, где рассказывается об основах построения игры. Начали мы с анализа соперников, затем перешли к расположению игроков на поле и их взаимодействию, а в третьей части коснулись персональных и командных инструкций для игроков.

Теперь переходим к самому сокровенному, к методологии и тренировкам. Все полезные ссылки будут в конце статьи.

Раскрыть тему в статье практически невозможно. Но вот пять основных пунктов:

  1. Специфика тренировок.

  2. Целостность.

  3. Комплексность.

  4. Синергетичность.

  5. Разнообразность.

В основе всего «специфика тренировок». Всё что вы делаете на тренировках должно быть отражено в самой игре, а не наоборот. Многие идут другим путём, например, заставляя футболистов поднимать тяжести, потому что они считают, что «физическая мощь необходима на поле». Это неверная точка отсчёта на мой взгляд. Подход к тренировкам исходит из самой игры. И если вы сделаете упор именно на этом, то вот четыре основные момента, которые обязательно должны присутствовать:

Все упражнения должны быть целостными. Вы должны натренировать в футболистах максимум игровых элементов, насколько это вообще возможно. Потому что по ходу самого матча игрок должен быть готов ко всему. Старайтесь сделать тренировки приближенными к игровым ситуациям, чтобы выход на поле не оборачивался шоком. Особенно для молодых игроков, у которых ещё совсем мало опыта.

Комплексность является одновременным взаимодействием между разными элементами. Ваши тренировки должны быть устроены таким образом, чтобы в результате эффект от всех упражнений (сложных или не очень) был выше, чем эффект от каждого упражнения в отдельности (синергия). Каждое решение на тренировке должно быть связано с тем, что случилось до, и что будет после совершения определенного действия. Возможные последствия каждого решения должны стать частью этих решений. И, постепенно, каждая следующая тренировка должна гибко изменяться с каждым новым подходом. Важны не подходы, а разница между ними (разнообразность).

Эти принципы основаны на научных исследованиях в области спорта, и имеют отражение в работе таких специалистов, как, например, Роджер Шмидт и Томас Тухель.

Примечание: это не значит, что всё остальное неэффективно. Это вариант, который я вывел в своей личной тренерской практике. Это, например, совершенно не значит, что тренер не должен инструктировать игроков во время сессий. Общение – очень важный момент, и он должен быть включен во время тренировок, разборов, видео анализа (если это возможно), при построении тренировок и игровых схем.

У нас было довольно много инструкций для игроков. Теперь для тренеров.

Вот пример тренировки на основе игровой системы, которая рассматривалась по ходу перевода этой статьи:

Размер поля должен быть 24х36 метров (ДхШ). Используя конусы и фишки, сделаем сетку 3х3. Центральная зона в два раза шире боковых зон. Таким образом мы получим 9х8 зоны по сторонам и 18х9 зоны в центре. На обоих концах есть по два мяча.

Наши команды будут иметь две разные задачи основываясь на том, что мы планируем видеть в модели игры 3-2-4-1/3-4-2-1. Я бы поставил одну команду играть 3-2-1, а другую 2-3-1 или 3-2 против 2-3. У нас есть центральный защитник, крайние центральные защитники и центральные полузащитники против двух центральных защитников, опорного полузащитника и двух вингеров. И там, и там мы можем включить в команду центрального нападающего.

Правила игры могут быть, например, такими: не более двух игроков одной команды в центре. Максимум один игрок в каждой фланговой зоне, максимум два игрока по флангам вообще. Затем добавляем инструкции для каждого конкретного игрока.

Инструкции: для начала мы должны сказать, что передача назад – это важная опция для выхода из-под прессинга и возможность перестроится. Крайние центральные защитники должны располагаться в крайних зонах. Таким образом мы скопируем игровую ситуацию, когда им необходимо расположиться шире, если центральны полузащитник опускается глубже. Вспомните инструкции, которые были у игроков в предыдущей части перевода.

В 3-2 центральный защитник должен играть на крайних центральных, которые располагаются выше, чем «либеро». Поэтому крайние центральные должны быть достаточно широко, чтобы можно было быстро переключаться из зоны в зону, когда это необходимо (под прессингом, например).

Центральные полузащитники двигаются свободно, но могут занимать позицию на фланге выше или ниже. В соответствии с нашей игровой философией, они должны постоянно прессинговать, но изначально они находятся в центре и только в центре.

Это позволяет нам натренировать игру с высокой компактностью и заставляет футболистов двигаться по направлению к мячу.

Тренерские замечания? Да, их я тоже делал.

Когда начались первые тренировки, упор был сделан на интенсивность в передачах и прессинге. Когда интенсивность стала достаточно высокой и правила игры стали понятны, мы сосредоточились на технических аспектах и приходилось многое объяснять.

В перерывах (упражнение состояло из 4 подходов по 8 минут и 90 секунд отдыха) я давал краткие пояснения и отвечал на возникающие вопросы.

Например, при освобождении от прессинга, левый крайний защитник испытывал проблемы в плане собственных перемещений и перевода мяча на открытое пространство. Спустя несколько минут его игра стала выглядеть лучше, и он начал чаще и точнее отдавать диагональные передачи в центр поля.

Спасибо, что прочитали перевод данной статьи. Если вы владеете английским и можете проглотить её залпом, вот оригинал.

Не забывайте подписываться и плюсовать, если вам понравилось.

Я VK

Пообщаться о футболе можно здесь 

Блокнот

При копировании материала, перекреститесь.

Полезные ссылки:

Тактическая философия Юлиана Нагельсмана

Тактическая Философия Эусебио ди Франческо