История Галопирующего майора
17 ноября 2006 года Венгрия хоронила своего национального героя. Кажется, весь Будапешт вышел засвидетельствовать последнее путешествие величайшего из мадьяров. Почётный караул в парадном обмундировании, первые лица страны в траурных костюмах, многие тысячи людей с зажжёнными свечами и главный собор Будапешта в качестве усыпальницы - такой антураж сопровождал погребение одного из величайших футболистов всех времён - Ференца Пурцельда Биро, более известного как Ференц Пушкаш.
Первый тайм. Галопирующий майор
Будущая легенда мирового футбола Ференц Биро родился 2 апреля 1927 года в Будапеште. Отец его также был футболистом и именно он взял себе звучный псевдоним Пушкаш. А сын не только оставил придуманную отцом фамилию, но и последовал по стопам батюшки, выбрав делом своей жизни футбол.
С детства Ференц выступал за "Кишпешт", который впоследствии был переименован в "Гонвед". Стоит ли говорить, что во времена Пушкаша "Гонвед" был абсолютным лидером на национальном уровне, а от гегемонии венгров на международном уровне Европу спасло лишь отсутствие в то время регулярных всеевропейских соревнований (Кубок чемпионов был организован на несколько лет позже). Как и все игроки "Гонведа" Ференц Пушкаш был кадровым военным. Дослужился он до звания майора. С этим связано одно из его прозвищ - "Галопирующий майор".
Наш герой - типичный гений эпохи, эпохи невиданого расцвета мадьярского футбола. В послевоенное десятилетие в небольшой Венгрии народилось ТАКОЕ поколение суперфутболистов, которого ни до, ни после не знавала ни одна великая футбольная держава. Божик, Грошич, Кочиш, Хидегкути, Цибор - каждый из этих футболистов мог бы повести за собой целую нацию, тем не менее первенство Ференца Пушкаша в той суперсборной никем и никогда не оспаривалось.
Сборная Венгрии в начале 50-х годов XX века была не просто сильной, она была настоящим всемирным потрошителем. От безжалостных мадьяров страдала вся Европа, если венгры забивали в ворота своих соперников менее пяти голов, то это следовало рассматривать лишь как досадное недоразумение. Во всей истории футбола сложно найти команду, более результативную, нежели венгерская "Золотая команда". Например, родоначальники футбола англичане, считавшие себя в те времена пупом земли футбольной, были унижены мадьярами 3:6 на "Уэмбли" и 1:7 в Будапеште.
Вспоминает Бобби Робсон, в 50-е годы действующий футболист: "Наша пресса утверждала, что к нам приедут любители, которые гоняют мячик после работы. Английский же футбол был в то время полностью профессиональным и неудивительно, что мы отнеслись к венграм немного свысока. Поэтому результат матча на "Уэмбли" был сродни холодному душу для всей нации".
Олимпиаду-1952 в Хельсинки "Волшебники-мадьяры" (ещё одно прозвище той великой сборной) выиграли в одну калитку и теперь готовились к главному турниру своей жизни - швейцарскому чемпионату мира 1954 года. Надо сказать, что золотые медали на шею Пушкашу и компании футбольная общественность повесила ещё задолго до самого первенства. Это, а также немецкая воля и хитрость, и сыграло с венграми злую шутку. На протяжении швейцарского Мундиаля сборная Венгрии играла просто волшебно, по привычке громя всех и вся (в том числе и бразильцев). Разгромила Венгрия и сборную ФРГ, попавшуюся им на групповом этапе. Однако, несмотря на крупный проигрыш, главную свою задачу на тот матч подопечные Зеппа Хербергера выполнили - вывели из строя гениального Пушкаша. Поначалу мадьяры не заметили потери бойца и с лёгкостью вышли в финал и без своего капитана.
В решающей игре Мундиаля Венгрию поджидали всё те же немцы, а Ференц Пушкаш вышел играть с незалеченной травмой. Поначалу показалось, что риск венгров оправдается - уже к 8-й минуте они повели 2:0 и один из мячей забил сам Галопирующий майор. Но мадьяры не учли одного - несгибаемого тевтонского духа. И уже к 84-й минуте западные германцы, ведомые Вальтером и Раном, повели в счёте 3:2. Венгры были растеряны, Пушкаш уже еле хромал по полю. Всем стало очевидно, что сильнейшая сборная мира пролетела мимо "Золотой богини".
Тот памятный финальный матч смело можно записывать в главные разочарования жизни великого Ференца Пушкаша.
Второй тайм. Неудержимый Панчо
В 1956 году в Венгерской Народной Республике вспыхуло всем известное кровавое восстание против коммунистического режима. Клуб "Гонвед" в то время находился за границей и до игроков, конечно, дошли тревожные известия. В итоге, трое лидеров команды Ференц Пушкаш, Золтан Цибор и Шандор Кочиш отказались возвращаться на родину. Так закончилась эпоха великой "Золотой команды". А в жизни нашего героя начался совершенно новый этап.
Начался этот этап с подписания контракта с "Реалом" и полуторагодичной дисквалификации, наложенной на него ФИФА за побег из своего предыдущего клуба. Следует отметить, что довольно заметное пузико было непременным атрибутом футболиста Пушкаша, однако на его скорости и мастерстве это никак не сказывалось. За полтора же года простоя Пушкаш раздобрел так, что на профессионального спортсмена походить и вовсе перестал. К чести Ференца надо признать, что справился он с этой проблемой довольно быстро и уже очень скоро обрёл оптимальные для себя весовые кондиции. Однако прозвище "Панчо" (по аналогии с народным испанским героем толстяком Санчо Пансой) приклеилось к нему намертво.
"Реал" второй половины 50-х годов представлял из себя бетономешалку, которая перемалывала своих соперников на раз-два. В команде к моменту прихода Пушкаша блистали Ди Стефано, Хенто, Копа. Влиться в такую звёздную компанию было делом в любом случае непростым. Однако для нашего героя это проблемой не стало. С самого первого матча Пушкаш спелся с главной звездой команды - Альфредо Ди Стефано. И впоследствии они составили бронебойный атакующий дуэт. Вспоминает Ди Стефано: "В беге на 20 метров равных Панчо в нашей команде не было. Он как никто другой умел убежать от защитника всего на нескольких шагах".
За "Реал" великий венгр играл на протяжении 9 лет, в которые уместились три Кубка чемпионов, пять национальных чемпионств, один "Кубок Короля" и один Межконтинентальный кубок. Попрощался с футболом Пушкаш в возрасте 40 лет в белоснежной футболке мадридского "Реала".
За сборные Венгрии и Испании Ференц Пушкаш сыграл 89 матчей, забил 84 гола (долгое время этот результат являлся рекордом, пока его не побил страстный болельщик московского "Спартака" иранец Али Даейи), в высших лигах Венгрии и Испании сыграл 534 матча, забил 512 голов, объявлен ФИФА лучшим бомбардиром XX века.
Послесловие. Гражданин мира
Если спросить простого европейца, что для него край света, он, наверняка, подумает и скажет: "Австралия или Чили, да и Канада не очень близко от нас". Трудно поверить, но во всех перечисленных странах, а также в Греции, Саудовской Аравии, США, Египте, Парагвае, Испании, Венгрии, потрудился в качестве тренера Ференц Пушкаш. Не каждый профессиональный путешественник имеет подобный послужной список. А в 1971 году он даже вывел скромный "Панатинаикос" в финал Кубка европейских чемпионов.
В 1993 году Пушкаш возглавил на несколько матчей свою родную сборную Венгрии. Однако успеха на этом посту не снискал.
В 2001 году (ещё при жизни Пушкаша) главный стадион Будапешта был переименован в его честь. По иронии судьбы Ференц Пушкаш имел непосредственное отношение к строительству этого спортивного объекта. Дело в том, что в начале 50-х годов, когда стадион возводили, венгерское правительство имело обыкновение привлекать к строительным работам знаменитых спортсменов. Не минула чаша сия и майора Венгерской армии, а по совместительству капитана национальной сборной - Ференца Пушкаша. Конечно, участие спорсменов в стройке было скорее символическим: пофотографировались на фоне груды кирпичей - и уехали. Но факт остаётся фактом.
Сейчас венгерский футбол переживает робкий ренессанс. Сборная Венгрии находится среди лидеров своей отборочной группы, всё чаще до уха обычных футбольных болельщиков доносятся специфические венгерские фамилии - Салаи, Джуджак, Хусти, Рудолф, Юхас, "Дебрецен" периодически мелькает в групповых турнирах еврокубков. Но назвать всё это наследием Ференца Пушкаша не поворачивается язык. Венгрия окончательно стала футбольным захолустьем.
Закончить же хочу словами премьер-министра Венгрии Виктора Орбана: - В молодости я много ездил по миру. И везде мне задавали вопрос: "Откуда ты?". Я отвечал: "Из Венгрии". Реакция была следующая: "Что-то не слышал никогда, а чем знаменита твоя страна?" Тогда я пускался в пространные описания красот Будапешта и меня раз за разом прерывали возгласом: "Я вспомнил - "Пускас"! Правильно?" "Правильно, - отвечал я, - Пушкаш"... Венгрия - это Пушкаш, а Пушкаш - это Венгрия".
Собор Святого Иштвана. Место последнего упокоения великого футболиста
Великий игрок, великая эпоха...