Баски в СССР. Часть первая
Испанская Ла Примера была основана в конце 20х годов прошлого столетия, и первый чемпионат был сыгран в сезоне 1928/29 годов, в котором первенствовала «Барселона». В начале 30х годов на футбольных полях Испании начали доминировать футбольные клубы из Страны Басков. Они не знали проблем «Реал Мадрида» и «Барселоны», терзаемых лимитом на легионеров, и постоянно навязывали грандам борьбу, а временами и вовсе не знали себе равных. Возможно, пик баскского владычества в Испании пришёлся на сезон 1930/31, когда победу одержал «Атлетик», а ещё четыре клуба из Басконии приняли участие в турнире. Этими клубами были «Депортиво Алавес», «Клуб Унион Ирун», «Реал Сосьедад», «Аренас Гечо» и, собственно, «Атлетик», который до 1936 года выигрывал чемпионат четырежды. Если вспомнить, что Ла Примера тогда состояла всего из десяти команд, то становится понятно, что баскское представительство в тот сезон составило ровно половину всех клубов, такого больше не случалось никогда. Конечно, более слабые и бедные клубы из Басконии в конце концов вылетели в низшие лиги, поскольку им было сложно сохранить своих лидеров - «Реал Мадрид» с «Барселоной» не дремали даже тогда, и постоянно усилялись. Баски играли по всей Испании и играли очень успешно. Но вот, пришло время всем им собраться под одними знамёнами.
В 1936 году началась Гражданская война в Испании, и Баскония стала одной из главных целей армии генерала Франко. Баски оказались героическое сопротивление имевшим численный перевес националистам, тысячи спортсменов встали за защиту своей страны, в том числе несколько игроков сборной Испании. Но силы были не равны, баски отступали к Бильбао, оставляя за собой выжженную землю, из северных портов массово эвакуировали детей. Примерно в это время испанскому корреспонденту Аллегрия и пришла мысль об отправке футбольной команды в турне по Европе, с целью заработать денег для семей погибших защитников Басконии. Идея была поддержана главой баскского правительства Хосе Антонио Агирре и вскоре был обнародовал список из 25 кандидатур, призванных в ряды сборной Басконии. Многие футболисты приехали в Бильбао буквально из окопов, всего откликнулось 18 человек. 23 апреля 1937 года делегация в составе 16 футболистов, тренера Педро Вальяна, массажиста Бирикиньяга, спортивного журналиста М. Аллегриа и руководителя делегации Мануэля де ла Сота была на самолёте скрытно переправлена через линию фронта.
Грегорио Бласко – возможно величайший баскский вратарь, трижды выигрывавший «Трофей Заморы».
Вот игроки, принявшие участие в турне (в скобках последний клуб): Грегорио Бласко («Атлетик»), Педро Аресу («Барселона»), Серафин Аэдо («Реал Бетис Баломпи»), Леонардо Силаурен («Атлетик»), Пабло Баркос, Хосе Мугуэрса («Атлетик»), Гильермо Горостиса («Атлетик»), Луис Регейро («Реал Мадрид»), Педро Регейро («Реал Мадрид»), Исидро Лангара («Овьедо»), Хосе Ирарагорри («Атлетик»), Эмилио Алонсо («Реал Мадрид»), Анхель Субиэта («Атлетик»), Роберто Эчебаррия («Атлетик»), Энрике Ларринага («Расинг Сантандер») и Рафаэль Эгускиса («Аренас Гечо»). Следует отметить, что все они без исключения были рождены в Стране Басков, причём в пределах трёх провинций, Алава – Бискайя – Гипускоа. Ровно половина, восемь из шестнадцати представляли клубы из Страны Басков (семь – «Атлетик» и один, запасной вратарь Эгускиса, «Аренас Гечо»), до троих (братьев Регейро и Эмилио «Эмилина» Алонсо) успел добраться мадридский «Реал». Исидро Лангара родился в Бискайе, но ни разу за всю карьеру не выступал за баскские клубы, связав себя с астурийским «Овьедо». Центральные защитники Аэдо и Аресу прославились тем, что внесли весомый вклад в единственную победу «Бетиса» в Ла Примере за всю историю клуба в сезоне 1934/35, и Аресу на следующий год сменил Севилью на Барселону, а Аэдо остался. Ларринага провёл в «Расинге» семь сезонов, в течение которых сантандерцы ни разу не покидали Примеру, отличался высокой для полузащитника результативностью. Про защитника Пабло «Паблито» Баркоса неизвестно вообще ничего, нет данных ни о клубе, в котором он играл до войны, ни о его послевоенной судьбе. Сложно сказать в чём здесь причина, но предположу, что это мог быть молодой и перспективный игрок, который просто физически не успел поиграть в Испании до начала войны, и авансом был вызван в сборную Басконии. Его прозвище в сборной, «Паблито», возможно подтверждает эту версию (намекая на молодость игрока). В советском турне Баркос дважды выходил на поле, один раз в основном составе и один раз был выпущен со скамейки.
Лангара - выдающийся бомбардир, трёхкратный обладатель «Пичичи» в составе «Овьедо».
25 апреля сборная Басконии уже находилась в Париже, где на «Парк де Пренс» обыграла местный «Расинг» со счётом 0-3. На следующий день по моральному духу басков был нанесён сокрушительный удар – стало известно о бомбардировке немецкой авиацией города Герники, имевшего огромное культурное значение для баскского народа. Город был практически стёрт с лица земли пожаром, возникшим в результате бомбардировки. Следующий матч 9 мая сборная Басконии также провела против «Расинга», но на этот раз в Тулузе, и сыграла вничью 3-3. Во Франции было сыграно ещё три матча, с марсельским «Олимпиком» (2-5), с клубом «Сет» (1-3) и снова с тем же «Расингом» (2-3) - все закончились победой басков. Настал черёд померяться силами с действительно серьёзным соперником. Сборная Басконии дважды за месяц приезжала в Прагу на матчи со сборной Чехословакии и оба раза сенсационно проиграла. Чехи сумели доказать всему миру, что баски не непобедимы и их можно обыгрывать. В последнем матче европейского турне сборная Басконии не без труда обыграла польский клуб «Силезия» со счётом 4-5. Евротур Франция – Чехословакия – Польша завершился успешно.
Басков встречают в Москве.
После матча с Чехословакией советской прессе стало известно, что баски мечтают побывать в СССР и сыграть с советскими футболистами. Примерно через месяц приглашение было получено, и 16 июня делегация прибыла в Москву. В течение нескольких дней для гостей была организована обширная культурная программа: посещение стадиона «Локомотив», Большого театра и балета «Лебединое озеро», различные музеи и фабрики. 17 июня состоялась 1-я тренировка сборной Басконии на малом поле стадиона «Динамо». Тренировку сделали открытой, посетить её пригласили футболистов, тренеров, судей, журналистов. Вечером того же дня сами баски выступили гостями на центральном поле стадиона «Динамо», где проходил товарищеский матч «Спартак» (Москва) — «Динамо» (Ленинград). Более того, судьей матча выступил тренер сборной Басконии Педро Вальяна.
Баски начали с места в карьер и в первом матче был разгромлен обладатель Кубка СССР 1936 московский «Локомотив» со счётом 1-5, Луис Регейро отметился хет-триком, а Лангара сделал дубль. После матча большинство советских специалистов восторженно отзывались о стиле игры басков, отмечали технику, взаимодействие, расчетливость игроков. 2-я игра басков была запланирована с сильнейшей командой СССР — «Динамо» Москва. На стадионе собралось более 90000 зрителей. Против Лангары и Луиса Регейро играли персональщики, но без толку. Несмотря на общее игровое преимущество «Динамо» Сборная Басконии победила 1-2, точными ударами отметились Лангара и Горостиса. На 30 июня была запланирована басков в Ленинграде. Однако партийное и ведомственное начальство города находилось в растерянности — кого ставить на матч, учитывая результаты первых игр басков в Москве. В итоге, ставка была сделана на сборную команду. Баски прибыли в Лениград 29 июня, где их опять торжественно встречали. Спустя некоторое время басков разместили в гостинице «Астория», а ещё немного погодя, устроили им утомительную многочасовую экскурсию. Наконец, ближе к ночи был организован в ресторане банкет. Из рассекреченных данных НКВД стало ясно, что все эти мероприятия были спланированной акцией. Матч в итоге закончился вничью 2-2, баски отыгрались со счёта 2-0, отличились Педро Регейро и Лангара. Учитывая тот факт, что судья Николай Усов часто свистел в пользу хозяев и вообще провёл матч довольно слабо – этот результат можно было считать неплохим.
Капитан "Спартака" Александр Петрович Старостин приветствует капитана сборной Басконии Луиса Регейро.
На 5 июля был запланирован матч с усиленной сборной клубов общества «Динамо», а на 8 июля матч с усиленной командой общества «Спартак». К команде «Динамо» присоединились два футболиста из «Динамо» Ленинград и двое из «Динамо» Тбилиси», но впоследствие было признано, что в игру не попали все четверо. Упорной борьбы не получилось и здесь, баски легко повели 0-4 и матч закончился со счётом 4-7, Лангара сделал хет-трик. Теперь вся надежда оставалась на «Спартак», в советском руководстве понимали, что басков нужно обыграть любой ценой, чтобы не подрывать авторитет советского футбола. Состав «Спартака» был усилен футболистами из киевского «Динамо», «Металлурга», ЦДКА и «Локомотива». Матч в 1-м тайме проходил в обоюдоострой равной борьбе. К перерыву счет был 2:2. Во 2-м тайме «спартаковцы» заиграли ещё сильнее и активнее и забили 4 мяча. Матч был выигран 6:2. Как и в матче в Ленинграде, одной из причин поражения сборной Басконии можно является предвзятое судейство со стороны Космачёва. Арбитр позже был отстранён от судейства. Также господствует мнение, что на 57й минуте второго тайма, баски покинули поле из-за несправедливо назначенного в их ворота пенальти, и чтобы продолжить матч, прерванный на 40 минут, потребовалось вмешательство Молотова.
В атаке Андрей Старостин. «Спартак» – сборная Басконии (08.07.37)
После этого, баски посетили Киев, Тбилиси и Минск, где провели ещё четыре матча и с лёгкостью одержали победы. Киевское «Динамо» было обыграно 1-3, «Динамо» Тбилиси – 0-2, сборная Грузии – 1-3, а минское «Динамо» и вовсе разгромили 1-6, хет-триком снова отметился Лангара. За время советского турне лучший бомбардир басков ни разу не покинул поле без гола, забив 15 голов из 32, и подтвердив своё высочайшее мастерство. Сборная Басконии была 1-й зарубежной высококлассной футбольной командой, приехавшей в СССР и показавшей насколько велик разрыв советского и мирового футбола. Баски произвели фурор в советском футболе, надолго задав дальнейший вектор его развития. Турне завершилось, команда снова прибыла в Москву, где с ними рассчитались, и сборная Басконии транзитом через Скандинавию (где также был сыгран ряд товарищеских матчей) вернулась в Париж.
Горостиса в форме «Валенсии». Единственный, кто добился успеха после войны.
В Париже команду покинул Горостиса, поддавшись на уговоры франкистов. Он вернулся в «Атлетик», продолжил играть и ещё дважды успел стать чемпионом Испании, но уже в составе «Валенсии». Дозаявив вместо него трёх человек, сборная Басконии уехала в Мексику, где провела ряд товарищеских матчей с мексиканскими и кубинскими клубами и на этом дороги футболистов окончательно разошлись. Силауррен и Эчебаррия также вернулись в «Атлетик», Эчебаррия провёл ещё сезон за «Реал Сосьедад» и завершил карьеру. Семь человек остались доигрывать за мексиканские клубы и больше не вернулись в Испанию, это Бласко, Мугуэрса, братья Регейро (Педро всегда был вместе со своим младшим братом, до войны они всегда играли в одних и тех же клубах), Алонсо, молодой Эгускиса и Педро Аресо. У Бласко франкисты убили всю семью в предместье Бильбао, ему не к кому было возвращаться. Лангара, сделав замечательную карьеру в Мексике и Аргентине, узнал об амнистии спортсменов со стороны Франко, и вернулся в «Овьедо» где провёл ещё три сезона. Субиэта и Ларринага, поиграв в Мексике, также вернулись в Испанию, Субиэта завершил карьеру в «Депортиво» из Ла-Коруньи. Аэдо также играл в Аргентине и впоследствии вернулся в Испанию. Ирарагорри, наоборот, сначала поиграл в Аргентине, затем получил предложение из Мексики, а на закате карьеры приехал доигрывать в «Атлетик». В 1964 года сборная СССР ездила на игры Мексику. В те дни советскую команду посетили ветераны баскского футбола: Луис Регейро, Педро Регейро, Лангара, Ларринага, Бласко, Алонсо. С огромной радостью Лангара в одном из руководителей сборной Советского Союза Андрее Старостине узнал своего персонального «сторожа». А Луис Регейро сказал Качалину: «Я тебя тогда «терьером» прозвал» и пояснил: «Да ты так прицеплялся ко мне в каждом матче, что я места свободного найти не мог: куда я, туда и ты. Как терьер». Больше эта великая команда никогда не собиралась вместе ни на поле, ни за его пределами.