Перезагрузка «Зенита»: Первые итоги межсезонья
В 2017 году «Зенит» пережил самое жаркое межсезонье за последние годы. В прошедшем чемпионате петербургский клуб занял только третье место и снова пролетел мимо Лиги чемпионов. После этого полетели головы: место Мирчи Луческу занял Роберто Манчини, на пост спортивного директора в клуб вернулся Константин Сарсания, а командовать парадом назначили хорошо знакомого более-менее всем Сергея Фурсенко.
У подавляющего большинства поклонников «Зенита» эти изменения вызвали положительные эмоции, и такая реакция хорошо понятна – прошлый сезон выдался для команды провальным со всех точек зрения. Результата не было, скандалы были, перспективы не просматривались – та самая ситуация, когда рассуждения формата «Все, что угодно, только не это» становятся вполне оправданными.
Но в сторону прошлое, уже послезавтра «Зенит» откроет новый чемпионат выездным матчем против хабаровского СКА. Самое время подвести предварительные итоги межсезонья и прикинуть, чего можно ожидать от петербургской команды в новом сезоне.
Новый тренер
Всю весну СМИ активно прочили в «Зенит» самых разных тренеров в диапазоне от Курбана Бердыева до Томаса Тухеля и Арсена Венгера. Все называемые кандидатуры выглядели неочевидными. Бердыев не подходил руководству сине-бело-голубых менеджерскими амбициями, Тухель в «Боруссии» проявил непростой характер (второй подряд тренер с непростым характером – это было бы уже чересчур), а слухи о Венгере изначально выглядели еще более смешными, чем намерение французского специалиста привести «Арсенал» к победе в АПЛ и триумфу в Лиге чемпионов.
Манчини претендентом на пост не считался до тех пор, пока в «Зенит» не пришел Сергей Фурсенко, планировавший назначение итальянца на пост главного тренера сборной России еще в далеком 2012-м году, когда деревья были зеленее, а за 1 евро давали 30 рублей. Тем не менее, новым главным стал именно он. Говорить о правильности этого выбора преждевременно (самые предварительные выводы можно будет сделать только в конце осени), но оценить бэкграунд Манчини можно и сейчас.
Итальянский тренер, разумеется, не был для Петербурга тем самым идеальным выбором, каким был, например, Гус Хиддинк для сборной России. Репутация Манчини известна, прекрасный текст о ней написал Алексей Логинов – Роберто считают не самым сильным в мире тактиком, но первоклассным менеджером, чья карьера в последнее время пошла на спад. Лучших результатов он добился в клубах с серьезными финансовыми возможностями и отличными составами. С другой стороны, откровенных провалов в тренерской карьере Манчини не было, если, конечно, исключить его второе пришествие в «Интер». Период в «Галатасарае» можно считать неоднозначным, но одно выступление клуба в Лиге чемпионов позволяет сказать, что в Стамбул Роберто съездил не зря.
Паредес и Дриусси
«Зенит» не стал скупиться на трансферы, и приобрел уже двух дорогостоящих футболистов: Леандро Паредеса из «Ромы» и Себастьяна Дриусси из «Ривер Плейта». Аргентинцы молоды и подают большие надежды, их приобретение можно рассматривать даже в качестве инвестиции. Нельзя забывать и о рисках (особенно существенных в случае Дриусси, который только начинает европейскую карьеру), но сейчас эти трансферы выглядят достаточно разумными.
Стоимость футболистов (23 миллиона евро за Паредеса и 18 миллионов евро за Дриусси) может вызывать множество вопросов, но винить здесь нужно, конечно, не «Газпром», а основательно перегретый трансферный рынок, который стал, по счастливому выражению Рафаэля Бенитеса, «немного сумасшедшим». Рано или поздно все это безумие, должно быть, закончится, но сейчас мы все имеем то, что имеем.
Подписывать молодых футболистов «на вырост» - правильная тактика для любого российского клуба. Можно долго мечтать о российском ПСЖ, но есть объективные реалии (финансовый fair play, невысокие доходы клубов, общий уровень РФПЛ), которые делают такой проект нереализуемым. Отбить затраты на готовых мастеров из ведущих европейских чемпионатов практически невозможно (с продажей прав на Халка и Витцеля «Зениту» очень повезло, но сейчас баг с Китаем уже пофиксили китайские же власти), тогда как молодые игроки и футболисты не из Европы могут вырасти в цене, даже выступая в России (Жо, Муса, Шкртел, Иванович, Видич).
Странные трансферные решения
Не стоит, впрочем, думать, что Манчини курирует все трансферы – за отечественный рынок в «Зените» отвечает Константин Сарсания. «В российском рынке лучше меня разбирается Константин Сарсания. Я ему полностью доверяю», - заявил недавно итальянский тренер. В межсезонье петербургский клуб совершил пять значимых внутрироссийских трансферов (Дмитрия Богаева и возвращение арендованных футболистов вынесем за скобки), и здесь к руководству «Зенита» уже есть некоторые вопросы.
Кузяев и Полоз на сегодняшний день выглядят вполне адекватным усилением. Ерохин и Терентьев кажутся менее очевидными кандидатами, но и здесь мысль Сарсании понятна: при необходимости эти футболисты могут закрыть разные позиции, у них правильные паспорта с двуглавым орлом, они создадут глубину состава. Наиболее спорным кажется переход Кристиана Нобоа – качественного, но возрастного (32 года) полузащитника, которого зачем-то подписали на три года. По позиции и функционалу Нобоа похож на Паредеса, так что одновременное использование этих игроков выглядит маловероятным. Не стоит забывать и о том, что в ближайшее время лимит на легионеров с большой вероятностью изменят. Все идет к тому, что число зарубежных футболистов ограничат до восьми человек в заявке. Разумно ли занимать один из этих слотов возрастным игроком ротации?
Еще одним дискуссионным решением стало намерение Сарсании избавиться от Ибрагима Цаллагова, который в прошлом сезоне показал, возможно, не выдающийся, но вполне качественный футбол (особенно на фоне многих других новичков, которые вообще никак себя не показали). Цаллагов универсален, он может играть как на позиции правого защитника, так и в опорной зоне. Да, правых защитников у «Зенита» сейчас очень много, но здесь возникает другой вопрос – зачем было покупать Богаева и почему вторым игроком на эту позицию избрали 34-летнего Анюкова, а не 26-летнего Цаллагова? Безусловно, решение остается за Манчини (если тренер не видит футболиста в составе команды – бессмысленно этого футболиста удерживать), но со стороны отказ от Цаллагова кажется ошибкой.
Разгрузка зарплатной ведомости
Самой, наверное, большой проблемой нового «Зенита» стал переизбыток футболистов на контрактах. Игроков было слишком много и раньше: тот же Йоан Молло усилил бы большинство российских клубов, но в «Зените» Луческу француз проиграл конкуренцию и сел на лавку. После ростовской распродажи игроков у сине-бело-голубых набралось уже на несколько команд, так что Сарсания начал нелегкую работу по разгрузке зарплатной ведомости.
Не были продлены контракты с Александром Кержаковым и Мигелем Данни, и при всей непопулярности это решение выглядело справедливым. Кержаков интересовал клуб в качестве светлого PR-образа, а Данни провел весну заметно, но несколько бестолково. На продаже Йовановича и Ломбертса клуб даже выручил какие-то деньги (хотя Николаса в случае необходимости можно было бы отпустить и бесплатно, учитывая его несомненные заслуги перед «Зенитом»). Остальных – Рязанцева, Юсупова и Мака – раздали по арендам. Особенно впечатляет аренда Рязанцева, которого уговорили променять уютный комфорт второй команды на тяжелые трудовые будни в Перми. Как именно Александру сделали предложение, от которого невозможно отказаться, неизвестно, но такое развитие событий пойдет на пользу всем: «Зенит» скинет на «Амкар» хотя бы часть зарплаты игрока, Рязанцев сможет получить игровую практику, а «Амкар» получит квалифицированного (по крайней мере, когда-то) футболиста на весьма выгодных условиях.
Следующими в очереди на выход стоят Маурисио, Эрнани, Молло, Цаллагов и Джорджевич. Неоднократно сообщалось, что Джорджевича и Эрнани хотят отдать в аренду. От прав на Маурисио, Молло и Цаллагова «Зенит», кажется, готов отказаться. Найти покупателей будет непросто, но даже если всех вышеперечисленных игроков в клубе не будет – проблема избыточности состава никуда не уйдет. Считайте сами: в «Зените» останутся три вратаря (не считая Бабурина из второй команды), множество фланговых защитников (Смольников, Анюков и Богаев справа, Кришито и Жирков слева, плюс универсальный Терентьев, тяготеющий к левому флангу). Даже наиболее проблемная позиция – центр защиты – с количественной точки зрения кажется вполне укомплектованной. Есть Нету, Иванович и Новосельцев, в центре защиты наигрывается Хави Гарсия, да и Кришито, как мы помним, вполне может играть в центре. Добавим сюда практически неизбежный трансфер еще одного защитника (Родриго Кайо или кого-то другого – не столь важно) – и получим «4+2» (четыре чистых центральных защитника и еще два игрока, которые могут позицию закрыть).
В нападении и центре поля все чуть лучше, но и там уже полна коробочка, даже с учетом возможных травм и ротации. Чистыми форвардами могут сыграть 3 человека (Дзюба, Дриусси и Кокорин), на флангах могут действовать Кокорин, Дриусси, Шатов и Полоз. Есть еще Жулиано, которого в игре с одним чистым нападающим может подменить Ерохин (при 4-4-2 Жулиано может и вовсе не попасть в состав – пара центральных полузащитников Паредес/Жулиано выглядит несколько авантюрно). В центре полузащиты остаются Кузяев, Паредес и Нобоа. На первый взгляд, здесь наблюдается даже некоторый дефицит, но если добавить к вышеперечисленным Ерохина (в принципе, может играть глубже), Хави Гарсию (он все-таки опорник) – и здесь получим пять человек на два места в стартовом составе.
Как именно Манчини будет распоряжаться этим кадровым изобилием – один из интереснейших вопросов нового российского футбольного сезона.
Разумные ожидания от сезона
«Зенит» провел межсезонье громко и активно, но едва ли стоит требовать от Манчини чемпионства в первый же сезон. Более адекватная задача – место в Лиге чемпионов на следующий год и успешное выступление в Лиге Европы (еврокубковую осень петербургский клуб должен проходить, несмотря на все трудности, а весной спрос с итальянского тренера будет уже полноценным).
Фото: ФК «Зенит»