Король ютубов. Невзошедшая звезда Хашима Мастура
Когда-то не так давно, когда трава теряла свою последнюю зелень, а солнце расставалось с остатками яркости, в футбольный мир ворвался Неймар да Силва Сантос Жуниор – тогда ещё юный нападающий «Сантоса», которого резво объявили наследником то ли Робиньо, то ли Пеле. Однако мало ли талантливых юнцов мы видели на своём веку? Кто-то конечно больше, кто-то, безусловно, меньше, но всяко немало. Однако Неймар оказался первым серьёзным продуктом Интернета – вещи, без которой его ровесники вряд ли уже могут представить свою жизнь. Чтобы узреть новых звёзд наши деды ждали черно-белой картинки с чемпионатов Мира и Европы, отцы подключали дорогое кабельное телевидение, а нам для этого достаточно выйти в Интернет, где даже особенно следить за кем-то не нужно – тебе и так предложат нарезку с действиями интересного тебе игрока.
И Неймар, этот Джастин Бибер от футбола, стал первым, кто заработал свою огромную популярность именно в Интернете. Правда, кто-то отмечал, что это он на видео такой умелый против не умеющих играть бразильских защитников, а вот как он будет также финтить и в этих ваших Европах – это ещё надо посмотреть. Оттого и приклеилось к нему тогда прозвище «король ютубов». Однако Неймару удалось реализовать свой талант и попасть в когорту звёзд. В отличие от некоторых своих юных коллег…
Хашим Мастур начал набирать популярность ещё в том возрасте, когда его сверстники не до конца расстались с детскими игрушками. Родившийся в Реджо-Эмилии в семье марокканских мигрантов, Хашим с малых лет попал в местную «Реджану», а к 10 годам с ним уже начал работать «Интер», привлекая к игре за свои детские команды в тех турнирах, где не существовало территориального ценза для игроков. Именно это правило – футболист до 14 лет может выступать в официальных соревнованиях только за команду из своего региона – удерживало Мастура от того, чтобы оказаться в том же «Интере» или любом другом итальянском топ-клубе. Потому юному таланту и приходилось оттачивать свои навыки в «Реджане», накручивая с помощью дриблинга соперников, которые могли быть и на пару лет старше него.
Успехи в игре необходимо было сделать более осязаемыми, коммерциализировать, а потому Мастур и начал работать с начинающим агентом Дарио Паолильо – сыном известного в Италии агента Гаэтано Паолильо. И Дарио, как представитель молодого поколения не нашёл ничего лучше, чем делать славу для юного Хашима в сети. У Дарио уже имелся канал на Youtube, где он выкладывал видео с игрой и голами других своих подопечных (к примеру, воспитанника «Милана» Давиде Ди Мольфетты), но если ранее счёт шёл на сотни просмотров, то любое видео с участием Мастура набирало сотни тысяч просмотров. Маховик пиара работал на полную мощность и Хашим ещё в детском возрасте стал серьёзной интернет-звездой, от которого ждали, что он будет накручивать соперников своим волшебным дриблингом и во взрослом футболе, причём в самое ближайшее время.
Пиком и одновременно итогом карьеры Мастура в скромной «Реджане» стали 26 голов в 30 играх за команду Джованиссими (U-14). Но к тому времени «Интер», за который он выступал на некоторых детских турнирах, был не одинок – скауты всех ведущих мировых топ-клубов заполняли небольшие трибуны маленьких стадиончиков, на которых играл этот юный талант, а руководители молодёжных секторов буквально отсчитывали секунды до 14-летия Хашима – возраста, когда он наконец мог покинуть «Реджану» и перебраться в клуб, который более соответствовал его потенциалу. «Интер», «Ювентус», «Аякс», «Арсенал», «Реал», «Барселона» – они все ждали, момента, чтобы сделать предложение семье Мастура.
Однако всех обошёл «Милан». Как тогда говорили, Россонери выиграли дерби у «Интера» за главного футбольного таланта Италии. Тогда «Милану» пришлось заплатить 850 тысяч евро за то, чтобы Хашим играл именно в красно-черной футболке. Почти миллион за 14-летнего мальчишку! В тот момент казалось, что Россонери отчасти сошли с ума, однако Галлиани лишь действовал по наущению Арриго Сакки – именно «Пророк из Фузиньяно» посоветовал своему бывшему клубу приобрести мальчика. Хотя тогда и предложение Сакки сулило большое будущее: всё же о Мастуре говорили как о будущем Роналду или Месси, а потому те 850 тысяч казались сущими копейками по сравнению с возможной будущей прибылью.
Хашим, в целом, отлично подходил тому «Милану», будучи идеально подходящим наследником для Эль Шаарави и Боатенга – все они были модниками, для которых Instagram и Twitter были не менее важными, чем сам футбол. Жаль только, что «тот» состав Россонери в основной своей мере оказался пустышками, и Мастур действительно прекрасно вписался в эту линию…
Но мы немного забежали вперёд. Тогда же – в сезонах 12/13 и 13/14 – истерия вокруг имени юного новичка «Милана» лишь возрастала, выливаясь из интернет-пространства в реальную жизнь. Его нахваливали все, кто мог, начиная непосредственно от тренеров юношеских команд «Милана» и заканчивая высшим руководством клуба. Видя все это, уже болельщики на различных сайтах вопрошали: когда же этот невероятный талант дебютирует за клуб? Ходили даже слухи, что под Россонери чуть ли не перепишут регламент Серии А, чтобы сделать Мастура рекордсменом по возрасту дебюта в чемпионате. И в последней игре неудачного сезона 13/14 Зеедорф всё-таки включил Хашима, которому ещё не исполнилось 16 лет, в заявку на матч с «Сассуоло» под 98 номером. Все ожидали громкого дебюта восходящей звезды, телевизионные камеры норовили выхватить юного нападающего на скамейке запасных, однако дебюта так и не состоялось. Казалось, что уж при Индзаги Мастур просто обязан стать едва ли не игроком основы, однако даже при Филиппо он так и оставался без дебюта за «Милан», выступая лишь за Примаверу.
Быть может, его карьеру в «Милане» отчасти подпортили травмы. Это для неизвестных болельщиков, следивших за ним с помощью роликов на Youtube Мастур был уже на одном уровне со взрослыми игроками, готовый с той же легкостью накручивать 30-летних мужиков, с которой он расправлялся с юными защитниками. На деле же Хашим достаточно долгое время в «Милане» провёл вне игры – даже за ту же Примаверу у него набралось лишь чуть более 10 матчей. Это всё лишь обнажает обратную сторону интернет-популярности: видео в интернете уделяют огромное внимание скиллам, голам и прочим игровым качествам игрока, но ни разу не напоминают о том, сколько времени он мог пропустить, залечивая то или иное повреждение.
Слава постепенно улетучивалась от Хашима, а потому он решил, что настала пора изменений, которые могли бы сделать из мальчика, засветившегося в роликах на Youtube, взрослого футболиста. Для начала Мастур сменил футбольное гражданство: в Италии его не звали даже в юношескую сборную, а федерация футбола Марокко решила позвать сразу в главную – у марокканцев он ещё считался большой звездой, и потому 12 июня 2015 года, за 3 дня до 17-летия, Хашим сыграл первый и пока единственный матч за сборную страны своих родителей.
Следом за сборной было решено сменить и клуб. «Милану» он уже не приносил пользы даже как медиа-персона, а потому расставание было неминуемым. Вместо Италии с её катеначчо была выбрана более открытая Испания, и Мастур отправился в «Малагу» в двухгодичную аренду с правом выкупа за 5 миллионов. Тем не менее, это не был абсолютный разрыв с Россонери: в соглашение было включено множество пунктов о возможности первоочередного обратного выкупа, а также о 40%-ом отчислении в случае возможной продажи Хашима. Однако все эти перестраховки оказались абсолютно ненужными: если сперва тот факт, что Мастур не играл за «Малагу» можно было оправдать бюрократическими проблемами с ФИФА (на момент трансфера ему ещё не было 18 лет, а потому переход попадал в иную категорию), то когда разрешение было получено, мало что изменилось. Хашим конечно дебютировал во взрослом футболе, выйдя на 7 минут на замену в матче с «Бетисом», но этими 7 минутами его сезон в Испании и ограничился.
«Малага» вернула горе-таланта в «Милан», но здесь на него даже не стали смотреть – только что назначенный Винченцо Монтелла предпочёл Мастуру других, настоящих, а не распиаренных в интернете талантов. А потому он моментально отправился в новую аренду. Вновь чемпионат, в котором предпочитают открытый футбол – в голландском Эредивизи ежегодно раскрываются множество молодых талантов, вот и в скромном «Зволле» поверили в невероятный потенциал Хашима Мастура. Сам игрок говорил, что готов к новому приключению, Рон Янс, главный тренер «Зволле», отмечал, что Мастур может невероятно повысить качество команды, а Бен Хендрикс, глава скаутской службы «Зволле» уверял, что Хашиму стоит дать месяц-два, чтобы набрать форму и он станет игроком основы «Зволле». Однако прошёл целый сезон, а Мастур сыграл лишь в 6 матчах в чемпионате и Кубке, суммарно проведя на поле 178 минут.
Вчера Хашиму исполнилось 19 лет и через пару недель истечёт его контракт с «Миланом». Будет ли клуб его продлевать – большой вопрос. Ведь в своё время Россонери платили почти миллион за будущую главную звезду футбола, а получили звезду youtube-нарезок. Теперь, глядя на многочисленные интервью, появившиеся на момент перехода Мастура в «Милан» больше обращаешь внимание не на слова похвалы о том, что у него прекрасные техника, дриблинг и видение игры, а на неприметные замечания о том, что ему есть в чём прибавлять, особенно в тактике и командной игре.
Однако ставить крест на карьере парня, которому не исполнилось и 20 лет – это всё же дико. Но пока что, к сожалению, всё к этому и идёт. Когда-то он был королём, главным героем-одиночкой, который благодаря только своим умениям творил на поле волшебство. Однако футбол, будучи всегда игрой командной, редко терпит подобных одиночек-королей. Видимо, именно поэтому Хашим Мастур так и не станет «королём футбола», а останется лишь «королём ютубов», символом того, что интернет очень быстро бросает тех, кого превозносил ещё вчера.
Нужно пролонгировать соглашение и отправлять обратно в Голландию и надеяться, что он оправдает хоть часть авансов, возложенных на него в недавнем прошлом.
Раньше надо было несколько сезонов хорошо провести, чтобы тебя заметили. То есть должна была быть явная тенденция. А сейчас нарезка крутых видосов и все, можно продавать в клуб за мешок денег, а в клубе и не против. Странно только, что в клубах так легко покупают этих "звезд". Получается, клубные суперспециалисты также падки на медийность, как и обыватели. То есть какой-нибудь толковый статистик типа Дорского, возможно, работал бы лучше иных спортивных директоров?