10 мин.

Александер Нури: «Я – живой человек. Могу запрыгнуть на фанатское ограждение и отметить гол с болельщиками»

На этих выходных в блестящем стиле прервалась одна из самых впечатляющих серий этого немецкого сезона: списанный со всех счетов и во всех инстанциях «Вердер» неожиданно выдал беспроигрышную серию длиной в 11 матчей, совершив скачок со дна таблицы в зону Лиги Европы. После поражения от «Кельна» (3:4), другой сенсации этого розыгрыша Бундеслиги, над бременской мечтой о еврокубках нависли тяжелые грузные тучи, однако поводов для оптимизма все равно больше.

Но давайте вернемся в прошлое, буквально на несколько месяцев назад. Середина февраля 2017 года. Морозные дни, мокрый липкий снег и очередная отставка в Бремене. На сей раз не потянул уже Виктор Скрипник, хотя стоит признаться, что это увольнение было для большинства очевидным фактом еще до старта чемпионата. Роль очередного Мессии и спасителя всея «Вердера» выпала на тренера второй команды бременцев – Александера Нури. На Севере Германии решили принять и опробовать новый тренд – дай шанс молодому тренеру, который знает философию клуба…

Лечение Америкой

Александр родился в немецко-иранской семье, история которой была до мелочей идентична сотням других. Его отец, иранец по происхождению, приехал в гостеприимную Германию получать высшее образование, а нашел там любовь. Потом родился Александер, а уже в чуть более зрелом возрасте в его жизни возник футбол. Мальчишку, как и многих других его сверстников, затянул футбольный бум начала 90-х, когда уже объединенная сборная ФРГ творила сенсацию Чемпионата мира 1990, в то время как в стране параллельно зарождалось поколение Мульти-культи, частью которого стала семья Нури.

После нескольких лет в паре-тройке любительских клубов родного города Букстехуде в 1994 году Нури перебрался в молодежку «Вердера», где провел четыре года бок о бок тренируясь с одной из «свежих» легенд леверкузенского «Байера» –  Симоном Рольфесом. Оба звезд с неба не хватали, но если Рольфес в итоге успел вовремя уйти в другой клуб, то Нури попросту пересидел свое во второй команде, а когда настало время делать шаг вперед, в Александере уже не видели перспективы. Потом, словно насмешка судьбы, случилась тяжелая травма, которая выкинула его из игры почти на год. Нури не тренировался, не ходил на стадион, беспрестанно хандрил и собирался заканчивать, когда подвернулся шанс поехать в Америку.

На год в аренду его взял «Сиэтл Саундерс» в тогда еще не раскрученную, не богатую и скучную МЛС, однако для Нури этот переход оказался судьбоносным. «После долгого восстановления я не видел для себя в футболе никакой перспективы, но все равно принял предложение из Сиэтла. Это было не столько желание еще поиграть в футбол, сколько бесплатная возможность немного перезагрузить себя и сменить обстановку». Перезагрузка удалась. Алекса поселили в доме владельца клуба, который имел долю в компании Microsoft, но, вопреки всем домыслам Александера, человеком оказался простым и не чурался разговоров по душам с юным футболистом. «Для меня эта аренда многое изменила. В первую очередь в сознании. Главное, что я понял за год в Штатах – трудолюбие и вера в себя решают в футболе практически все. Можно обладать безумным талантом, но при этом не работать, как должно и ничего не добиться, но если ты трудолюбив, терпелив и знаешь, чего хочешь, то можно свернуть горы».  Молодой полузащитник резко изменил отношение к спорту и жизни, стал больше тренироваться и ориентироваться не на игру звезд калибра Роналдо, Зидана, Баджо и прочих, но на простых футбольных трудяг, которые добивались успехов потом и кровью.

Возвращение в Германию началось с ухода из «Вердера» и несколькими сезонами в низших немецких лигах. Пиком игроцкой карьеры Нури стал переход в «Оснабрюк», с которым иранец вышел во вторую Бундеслигу, где в сезоне 2007/08 провел 12 матчей, а его команда заняла солидное 12 место. Конец своего футбольного пути будущий тренер застал в Оберлиге, поигрывая за вторую команду «Ольденбурга» и параллельно подрабатывая тренером по физической подготовке в первой команде…

Однокашник Юлиана Нагельсманна

Физическая подготовка юношей – это, конечно, хорошо и интересно, но мало. Нури стал все больше интересоваться тренировками и тренерскими методиками, поступив на курсы школы тренеров при Немецком футбольном союзе. Там Александр вместе с другим не самым успешным в прошлом футболистом Юлианом Нагельсманном посещал курсы Франка Вормута, который был руководителем их курса.

Вормут закладывал в обоих одну простую истину – не важно, какую футбольную формацию вы предпочитаете, не важно, в три или четыре защитника вы играете. Важно другое: игроки, их сильнейшие качества, количественное соотношение футболистов на конкретном участке поля и умение насыщать зоны. Именно на эти принципы начал опираться Нури, когда в конце 2012 года принял «Ольденбург» в качестве и.о. главного тренера. «Франк всегда повторял: количественный перевес в центре поля может стать залогом победы даже против таких мностров, как «Бавария».

Подход оказался настолько действенный, что в первом же полноценном сезоне без лишних приставок к должности его команда финишировала третьей, а сам новоиспеченный тренер получил предложение попробовать свои силы в родном клубе.

Начало вышло многообещающим. Нури остался в той же Региональной лиге, в которой зажигал с «Ольденбургом», и в первый же сезон сумел вывести «Вердер II» в третью Бундеслигу с первого места. В следующий год иранец выполнил задачу, поставленную перед ним руководством, и сохранил для команды прописку в Лиге, буквально в концовке чемпионата зацепившись за 17-е место. А потом настал сезон 2016/17…

Эксперименты на благо команды

Вопросы о будущем Виктора Скрипника у руля «Вердера» стали появляться еще по ходу предсезонной подготовки, которую украинский специалист решил провести без серьезных перегрузок. То ли такое отношение к тренировочному процессу серьезно расслабило футболистов, то ли уже тогда тренер потерял контроль над командой, но факт остается фактом: после контрольного матча с «Меппеном» (2:0) украинец принял неожиданное для многих решение отстранить от тренировок недавно купленного у «Вольфсбурга» Макса Крузе, а также Клеменса Фритца, Марко Юнузовича и Фина Бартельса, которые, по его мнению, не достаточно выкладывались на тренировках. Инцидент быстро замяли, но дыма без огня…

В итоге опасения подтвердились уже на старте: команда безнадежно проиграла четыре матча подряд с общей разницей забитых и пропущенных мячей 3:14. Последней каплей стало поражение от менхенгладбахской «Боруссии», после которого Франк Бауманн объявил, что украинец покинет команду вместе с помощниками Торстеном Фрингсом и Флорианом Кохфельдом, а и.о. главного тренера во второй раз в своей жизни стал… Александер Нури.

Пока в прессе мелькали слухи об Андре Виллаш-Боаше и Луи ван Гале, бывший тренер второй команды разгребал насущные проблемы: прореживал состав, подтягивал форму отдельных игроков, которые почему-то оказались растренированы, занялся тактикой и попытался уплотнить оборонительные порядки команды. «Прежде всего мы начали с реструктуризации основного состава. Мы должны были сразу понять, с кем работать дальше, а кому сказать «до свидания». На первых тренировках мы дали шанс показать себя абсолютно всем, кто был в составе». После игры с «Дармштадтом» (2:2) Александра утвердили в качестве главного тренера до конца сезона. Пока аксакалы тренерского цеха называли ценники, а у Бауманна от них крутило в животе, Нури быстро доказал, что может добиваться результата с теми, кто есть в его распоряжении. «Я постарался донести до игроков, что за результат мы отвечаем все вместе, собрал вокруг себя несколько опытных членов команды, с которыми периодически держал совет».

Все это время команда держалась на плаву за счет отличной формы Сержа Гнабри, чья результативность и космические рывки не оттеняли проблем в обороне. Нури перестроил тактику команды, оставив до зимы привычные по Скрипнику 4-1-4-1, но модифицировал игру с помощью быстрых вертикальных передач и перехода из обороны в атаку в одно-два касания. Жертвой этих перестроений стал Клаудио Писарро, хорошо цеплявшийся за мячи, но с возрастом потерявший в скорости и мобильности. Еще одним новшеством тренера стала гибкая тактика: по ходу отдельных матчей бременцы перестраивались с одной схемы на другую минимум по два раз за игру. Апофеозом тактических экспериментов стали 3-5-2 в январе. «Мы перешли на игру в три защитника, но тут же проиграли четыре матча подряд: Дртмунду, «Баварии», Менхенгладбаху и «Аугсбургу», поэтому поняли достаточно быстро, что эта тактическая схема провалилась».

Выводы были сделаны незамедлительно. «Вердер» перестроился на 4-4-2, переходящие в 3-5-2 и 5-3-2, начав свой поход за местом в Лиге Европы. После очередного выигранного матча Нури повторял как мантру: «одна-две победы еще ничего не значат». Да вот только побед становилось больше. На передний план неожиданно вышли Крузе и Бартельс, которых летом едва не сослали в дубль, а на «банку» отправился Гнабри. В сентябре такой ход событий предсказать было вряд ли возможно. «Что?! Гнаббри на лавку?!», – именно такой была бы реакция большинства на это кадровое безумие. «Серж – отличный футболист, в этом нет никаких сомнений. На сегодняшний день Фин и Макс выглядят лучше, поэтому они и выходят на поле. Я надеюсь, что Гнабри сделает выводы и вернется на поле еще сильнее, чем был»

Вообще, в «Вердере» сегодня микроклимат играет важную роль. Тренер летает по бровке после гола, скамейка переживает каждый момент с полевыми, а игроки сокрушаются поражениям так, будто проигрывают чемпионскую салатницу. А ведь четыре-пять месяцев назад эти же люди даже не придали бы значения 3:4 от «Кельна». Показательной была реакция датчанина Томаса Дилейни, который пришел в команду в январе: «Мне плевать, насколько классную игру мы выдали в Кельне, если она не принесла нам трех очков. Первые 30 минут мы играли плохо, и это нас сгубило». Показательно, согласны?

Александер Нури привнес в команду порядок и атмосферу единства. Это чувствуют и в городе, который голосует за хороший футбол ногами. Трибуны вновь полны: «У нас нет звезд типа Диего или Озила, но те, кто есть в нашей команде сейчас – совсем другие. Они бьются за наш город и свое имя, а не только лишь за деньги». Такой тон по отношению к «Вердеру» и Нури царит не только в болельщицкой среде. В прессе его окрестили никак не иначе, как «новое чудо с берегов реки Везер», к чему Александр относится крайне спокойно: «Я думаю, что причина наших успехов лежит во многом и в том, что город живет командой. Игроки и тренеры чувствуют, что мы движемся от матча к матчу плечом к плечу, и это особое чувство единения фанатов и игроков помогает настраиваться на матчи и добиваться результата. Я вижу, как мои футболисты раскрепощаются, когда Везерштадион гонит их вперед».

После победного гола в ворота «Вольсфсбурга» (2:1), ознаменовавшего первую победу Нури во главе команды, тот промчался через все поле, залез на фанатское ограждение и праздновал первые три очка вместе с фанатами. «А чему тут удивляться? Я – живой человек. У меня тоже есть чувства. Это была первая победа после моего назначения, поэтому меня захлестнули эмоции. Хотя раньше ничего подобного я и не делал». Ну что же… Надеюсь, повод у Вас еще будет…

Читайте также:

11 лучших игроков "Вердера" в XXI веке

Клеменс Фритц - последняя звезда Везера

Тим Визе: из футболиста в рестлеры

ТОП-5 фактов | Серж Гнабри

Фото: werder.de, transfermarkt.de, kicker.de

Vielen Dank! Wir seh'n uns wieder beim Футбол auf Deutsch!