Новый суперталант в Леверкузене – отказался быть сменщиком Мбаппе, чтобы попасть в сборную Франции
Минувшим летом в Леверкузен с помпой перевезли очередной не ограненный бриллиант. За Муссу Диаби заплатили 15 миллионов евро, однако вплоть до ноября 20-летний вингер казался очередным котом в мешке (всего пара появлений на поле, да и те – на замену). Все изменил первый матч в стартовом составе и растерзанные в клочки защитники «Фрайбурга». Но давайте обо всем по порядку.
Диаби – инвертированный вингер, тяготеющий к родному флангу
Диаби – типичный инвертированный вингер, обладающий бешеной скоростью (в нынешнем сезоне быстрее него был только Ашраф Хакими) и дриблингом, за счет которых он разрывает защитников. Умело использует свободные зоны для рывков за спину и старается располагаться как можно выше, балансируя на линии офсайда в момент приема мяча.
Его главный козырь – обыгрыш 1-в-1. В среднем он делает по 6,12 обводок за игру (69,3% успешных) и вступает в 8,86 единоборств. Трудно поверить, но будучи футболистом ПСЖ такой настырности и наглости в его арсенале не было – Томас Тухель буквально заставлял Муссу идти в дриблинг. Сегодня, если у него есть пространство для маневра, Диаби предпочитает тащить мяч по флангу и делать прострелы с кручением мяча от ворот (4,74 за матч), если такой возможности нет – смещается ближе к полуфлангам для открываний или разрезающих передач.
Маркус Тюрам не считал Месси звездой, восхищался игрой Ройса, а теперь уехал покорять Германию
Вырос в приличном районе, а в футбол попал благодаря старшему брату
Мусса Диаби родился на рубеже XX столетия в 19-м округе Парижа. Чтобы понять условия, в которых рос выходец из франко-малийской семьи, представьте себе сочную зелень лип и вязов, ленивый плеск воды в каналах Сен-Дени и Урк и детское многоголосье, доносящееся со всех сторон. Семье Муссы повезло поселиться в уютном и весьма респектабельном районе, в котором парков, детских площадок, школ и стадионов было едва ли не больше, чем детей.
С самого раннего детства Мусса после школы охотно проводил время в тени столетних деревьев, а если с собой был мяч, то непременно гонял в футбол: «В любом районе Парижа футбол – это спорт №1».
Несмотря на свою страсть к игре, учеба для Муссы была на первом месте – шесть дней в неделю он исправно посещал занятия, а после, если на дом задавали не слишком много, шел тренироваться с местной любительской командой, поле которой располагалось на углу улицы, где жила семья Диаби. В «Эсперанс Пари» Мусса попал благодаря старшему брату, который вскоре футбол забросил, а вот он наоборот – остался в команде на 7 лет.
В «Зальцбурге» снова собрали безумно талантливую и молодую банду. Скоро их начнут растаскивать топы
До последнего сомневался в переходе в ПСЖ и боялся вылететь оттуда уже через неделю
Однажды, после заключительной игры чемпионата округа к нему подошел представитель ПСЖ и предложил попробовать свои силы в академии клуба. На пороге своего 14-летия юный форвард оказался перед сложным выбором: рискнуть всем и попробовать покорить большой футбол в самой богатой академии страны или остаться рядом с семьей и друзьями, чтобы окончить школу и получить высшее образование.
Через неделю отец отвез его в интернат Академии Пари Сен-Жермен. «На первых порах было очень сложно. Во-первых, в 14 лет я впервые оказался один, вдалеке от близких, а во-вторых, парни моего возраста играли на настолько другом уровне, что мне казалось: через неделю, максимум две, меня с позором отправят домой».
В новых условиях выбирать не приходилось – чтобы «догнать» сверстников Диаби пришлось регулярно оставаться на дополнительные тренировки и «изгонять» из себя замашки уличного футболиста: «Уроки тактики открыли мне совсем другой футбол. Я не знал о том количестве важных мелочей, которым нас обучали каждую неделю!». Вскоре скорость и нестандартное мышление, приобретенные как раз таки на улице помогли юноше закрепиться и стать одним из лучшим игроков в своей возрастной группе.
В 2014 году Нильс Цандер мог стать чемпионом мира в Бразилии. Сегодня он работает продавцом
Унаи Эмери не дал ему шанса, а в «Кротоне» Диаби сыграл 69 минут за полгода
В 2017-м Мусса не только дебютировал за юношескую сборную Франции, но и получил свой первый профессиональный контракт. К слову, Диаби был не единственным, кто пришел в команду. Помимо него свои первые контракты с ПСЖ подписали Преснел Кимпембе (до сих пор в клубе, надежда ПСЖ), Альфонс Ареоля (в аренде в «Реале»), Кристофер Нкунку (играет за «РБ Лейпциг») и другие.
Ворваться в основной состав широкой поступью не вышло – Унаи Эмери предпочитал даже на скамейке запасных видеть более проверенных бойцов и не сильно любил возиться с молодежью, поэтому, посидев полгода вне заявки основой команды, неплохо проявивший себя в матчах юношеской ЛЧ Мусса попросил отпустить его в аренду. Случай представился уж в январе 2018-го – стремительно тонувший «Кротоне» и лично главный тренер команды Вальтер Дзенга были заинтересованности в усилении конкуренции на флангах атаки.
Но в Италии у Муссы не пошло – долгим оказался процесс акклиматизации, новый язык и культура также доставляли проблемы, но куда более разочаровывающим стал тот факт, что тренер, несмотря на все посулы, предпочитал опираться на опытных, атлетичных футболистов, среди которых субтильный полузащитник просто-напросто терялся. Первый, а потом и последний матч за «Кротоне» Диаби провел в апреле (спустя 3 месяца после приезда в Италию) – отыграл суммарно 69 минут: «Я понимал, в какой ситуации оказалась команда, поэтому просто продолжал работать, стиснув зубы». В итоге клуб все-таки отправился в Серию В, но сам футболист позже признался – эта командировка многое дала ему в житейском и профессиональном плане.
Лорис Кариус провалил финал ЛЧ и был сослан в Турцию. Когда-то он мог стать звездой «Ман Сити»
Мог уехать в «Монпелье», но Томас Тухель попросил его остаться и дал шанс проявить себя в основе
Приход Томаса Тухеля на пост главного тренера «Пари Сен-Жермен» коренным образом изменил перспективы плеяды молодых воспитанников к лучшему. Немец не просто дал возможность каждому провести предсезонные сборы вместе с основой, но и регулярно задействовал молодежь в товарищеских матчах, поэтому, когда перед стартом сезона 2018/19 у Муссы появился вариант с арендой в «Монпелье», он без особого труда от него отказался.
Не последнюю роль в этом решении сыграл Тухель. Он не хотел, чтобы Диаби отправился в аренду, пообещав тому шанс, который вскоре и предоставил: на старте чемпионата полузащитник был игроком ротации, приложившим ногу к серии из 14 побед подряд (2 гола и 5 передач), а всего в том сезоне появился на поле 34 раза во всех турнирах.
Но главным для француза стала даже не игровая практика: «Каждый игрок академии чувствовал поддержку тренера. Мы знали, что любой из нас может появиться на поле абсолютно в любом из матчей, поэтому мы всегда были готовы на 100%». Немецкий специалист охотно оставался с молодыми футболистами после тренировок и отрабатывал вместе с ними командные взаимодействия: «Мсье Тухель с нами хорошо помучился. Он быстро закипал, но также быстро и отходил, а еще он мог часами стоять с указкой и планшетом и объяснять на пальцах, кто и куда должен бежать в той или иной ситуации».
Приход Мауро Икарди подтолкнул Муссу к переезду в Германию. Тухель одобрил выбор футболиста и пожелал удачи
Мусса впервые в жизни столкнулся с таким скрупулезным и дотошным подходом к тренировочному и игровому процессу, однако старался впитывать все, что говорил ему тренер, поэтому до прихода в клуб Мауро Икарди он верил, что сможет закрепиться в роли одного из игроков основной обоймы. Благо единственным конкурентом у полузащитника был лишь Мбаппе (остальные футболисты тренера по разным причинам не устраивали).
Переезд в Париж скандальной звезды с порно-агентом не только подстегнул конкуренцию за попадание в основной состав, но и до предела усложнил ситуацию с игровым временем для недавнего дублера, успевшего почувствовать вкус стабильной игровой практики: «В тот момент я уже видел себя если не игроком стартового состава, то одним из основных уж точно, но когда в клуб пришел Икарди, стало понятно – шансов проявить себя станет еще меньше».
Когда возник вариант с «Байером» Диаби твердо решил: если уезжать, то точно не в аренду. Леверкузен – команда с атакующим игровым менталитетом, предпочитающая короткий пас и быстрые фланги. Немаловажным фактом было и то, что Симон Рольфес (спортивный директор и легенда «Байера») был максимально честен: у тебя будет достаточно возможностей проявить себя, но все будет зависеть только от тебя: «Я понимал, что могу подождать шанса в родной команде, но в то же время знал и другое – ждать, возможно, пришлось бы слишком долго. В мои планы это не входило – я как раз в том возрасте, когда играть нужно регулярно».
Пять лет назад Эрик Дурм стал чемпионом мира в Бразилии и вдруг исчез. Выясняем, как это произошло
В Германию он уехал в статусе восходящей звезды, но в первом круге на поле появлялся не часто (во всем был виноват немецкий язык)
Окончательное решение о переезде в Германию футболисту помог принять Тухель. Он рассказал Муссе о немецком футболе, более атакующем и открытом стиле большей части команд Бундеслиги и о «Байере», о котором Диаби что-то слышал, но ничего не знал: «Я, конечно, видел пару матчей команды в Лиге Чемпионов, но ничего не знал ни о городе, ни о людях, которые в нем живут. Поэтому пришлось не только погуглить, но и пообщаться с французами, которые уже играют в Германии».
Через несколько недель сопровождаемый газетными заголовками в стиле «Парижский бриллиант едет в Леверкузен» или «Суперталант из Парижа едет покорять Германию» Мусса Диаби отправился в новый клуб. Ему пророчили статус новой звезды немецкого чемпионата, но на деле ждать магии от него пришлось аж до самой весны.
В первом круге после искрометного дебюта в матче с «Фрайбургом» (1:1) полузащитник появился на поле всего пять раз: «Я был неприятно удивлен малым количеством игрового времени, но привыкание к новой лиге оказалось дольше, чем я планировал». В команде по-французски говорят в буквальном смысле всего пара человек – главный тренер и Джонатан Та: «Очень трудно адаптироваться, когда ты не можешь общаться с командой. Сейчас я стараюсь говорить по-немецки каждый день, но думаю, всякий знает, как это тяжело – учить немецкий язык!».
Петер Бош не торопился вводить футболиста в основной состав, попросив того сконцентрироваться на тренировках, отработке приема и техники. Внешне скромный и застенчивый Мусса негодовал и раздражался: «Эта гиперзабота бесила, хотя я и понимал, что мсье Бош делал это в моих интересах». В итоге тренерское чутье не подвело – после зимней паузы Диаби заиграл так, что Дидье Дешам всерьез начал рассматривать его в качестве кандидата в сборную Франции.
В нынешнем сезоне у него пока/уже/всего (нужное подчеркнуть, #COVID-19) 19 матчей, 4 гола и 3 передачи, но ценно даже не это, а простой факт – похоже, ровесник Килиана Мбаппе готов вслед за своим бывшим товарищем по команде посягнуть на серьезные достижения.
Фото: bayer04.de
Читайте также:
Я организую детские футбольные турниры – это гребаный ад!
Наши в Германии – интервью с томичом, играющим за любительский футбольный клуб, которому 100 лет
Карьеру Яна Кирххоффа разрушил переход в «Баварию». Он хотел завязать с футболом в 28 лет
В Германии появился свой Джейми Варди. Ему 23, и он попал в «Ганновер» из любителей
Свой русский в сборной Германии. История уроженца Кемерово Андреаса Бека