1958. Первый еврокубковый матч в СССР, или Почему Хрущев не разрешал играть советским клубам в Кубке чемпионов
Интересный факт. И здесь Киев первопроходец!
Кто знает историю выступлений советских клубов в еврокубках, тут же скажет, что сие в 1958 году было невозможно. Советское руководство всерьез считало единственный тогда на Европу клубный турнир под эгидой УЕФА, Кубок чемпионов – космополитическим соревнованием. Космополит – тогда в Союзе худшего обвинения не было. За космополитизм могли не только с работы попереть, но и из компартии исключить, и даже отправить в места не столь отдаленные, чтобы космополит своим почти бесплатным трудом искупал вину перед социалистической Родиной. Ведь советские люди должны были все сплошь быть патриотами СССР, а не гражданами всего мира, для которых не важно, в какой стране они проживают. Главное – это судьба всей Земли, всего человечества. То есть космополиты, это в душе были люди без гражданства, которым было наплевать на патриотизм любого вида – национальный, или вот идеологический, как в Союзе. Что было непозволительно для советского народа. И любые проявления космополитизма при Первом секретаре ЦК КПСС Никите Сергеевиче Хрущеве пресекались очень жестко, а порой и жестоко.
Кубок чемпионов первый человек Союза тоже считал космополитическим. Ведь по идее как. За «Манчестер Юнайтед» должны играть англичане, а за «Стад де Реймс» - французы, за болгарские команды – болгары, за испанские – испанцы. А не так, как например, в мадридском «Реале», где владелец клуба Сантьяго Бернабеу собрал под свои знамена кроме испанских «звезд» еще и мировых знаменитостей в лице француза Раймонда Копа, аргентинцев Домингеса, Альфредо Ди Стефано, Риала, уругвайца Хосе Эмилио Сантамарию (правда, последние трое имели еще и гражданство Испании). Да и тренер был зарубежный, Луис Антонио Карниглия из той же Аргентины. То же самое касается итальянских клубов. Манипуляции с двойным гражданством у «звезд», плюс парочка мастеровитых «легионеров». Играть в одном турнире с космополитами светские клубы никак не могли. Иначе получалось бы, что политическое руководство СССР, на корню пресекая космополитизм у себя дома, за рубежом поддерживает космополитов, да и еще из Испании Франко, которую в те времена на полном серьезе считали фашистской страной. Так что разрешить принимать участие советским клубам в Кубке чемпионов Хрущев не мог никак. Хотя, поговаривали, что Никита Сергеевич просто боялся, как бы возможные поражения наших клубов не ударили по международному престижу всего Союза.
В любом случае, разрешив после смерти Сталина восстановить сборную СССР, разогнанную тираном после неудачи на финской Олимпиаде-1952 с югославами (которых тоже тогда считали фашистами, многовато фашистов у Союза было, не находите?), Хрущев не решился дать «добро» на участие в Кубке чемпионов своих сильнейших клубов. У тех, кто был «За» участие советских клубов в Кубке чемпионов, был вроде бы и весомый аргумент – успешные выступления сборной СССР. Но, ни две победы над действующими чемпионами мира, западными немцами в Москве (1955 год – 3:2) и Ганновере (1956 – 2:1), ни олимпийское «золото»-1956, ни четвертьфинал чемпионата мира-1958, когда в группе опередили родоначальников футбола, англичан, не убедили Никиту Сергеевича в том, что нужно разрешить и советским клубам играть на наивысшем европейской уровне. Сторонникам евростартов Хрущев задавал конкретный вопрос, могут ли они гарантировать успех советских клубов, или хотя бы что не придется краснеть после их проигрышей? Естественно, подобных гарантий дать не мог никто. Ведь, как известно, футбол игра очень непредсказуемая. Проиграть можно не только признанным фаворитам, но и командам, которые считались послабее. Да и своими насиженными местами в высоких кабинетах спортивные чиновники дорожили. А то, не приведи Гос… Политбюро, проиграют советские чемпионы фашистам из Испании, оргвыводов разгневанного Хрущева не миновать. Да и не факт, что диктатор Франко пустит в Союз свои «Реалы» - «Атлетико» - «Барселоны», как это произошло с испанский сборной в отборе на первый Кубок Европы в 1960 году.
Кстати, недовольными политикой Сантьяго Бернабеу были и многие европейские футбольные ассоциации. Устав в конце 1950-х от постоянных побед «Реала» в Кубке чемпионов, недовольные предлагали навечно отдать трофей в Мадрид, а самим учредить свой, «настоящий» Кубок европейских чемпионов. Где за «Андерлехт» (руководство которого очень рьяно поддерживало эту идею) будут играть бельгийцы, за «Аякс» - голландцы, а за «Шальке-04» - немцы. А не по пять иностранцев, как в составе «королевского» клуба. Так что не только советское руководство было недовольно «космополитизмом» в Кубке чемпионов. И я думаю, что, все же, главной причиной неучастия советских клубов в Кубке чемпионов (а другого клубного турнира под эгидой УЕФА пока не существовало) был как раз космополитизм, против которого борьба началась еще при Сталине. Хрущев, поддав резкой критике, культ личности советского диктатора, по-прежнему оставался сталинским холуем, взлетевшим на властный Олимп. И тех принципов, на которых было построено советское государство, придерживался неукоснительно. Разве что только ГУЛАГ и другие …ЛАГи отменил. Но то, что граждане СССР должны были быть патриотами своей Отчизны, и, когда нужно, по приказу партии (читай, ЦК КПСС) умереть за её интересы в любом уголке земного шара, не поддавалось никакому сомнению. Все советские люди должны были в поте лица работать на мощь Союза ради достижения международного престижа. А в УЕФА на приглашения участвовать в Кубке чемпионов (а потом и в Кубке кубков) от Секции футбола СССР каждый год следовали вежливые отказы: «Уважаемый г-н Генеральный Секретарь (француз Пьер Делоне – К.А.), Ваше письмо от 21 ноября с.г. получили. Обсудив на своем заседании вопрос относительно организации турнира победителей национальных кубков, Секция футбола СССР считает нецелесообразным проведение такого турнира в связи с большим количеством официальных соревнований по футболу. С искренним уважением…».
Тогда, спросите, как же стало возможным проведение на территории Союза матча Кубка чемпионов в 1958 году? А вот так, в нашем мире все возможно. Особенно, если социалистические друзья СССР (а на самом деле подневольные Кремлю страны) в лице румынского «Петролула» и восточногерманского «Висмута» в двух матчах так и не выявили между собой победителя. Эти команды встретились в рамках 1/16 финала Кубка европейских чемпионов 1958/1959. 17 сентября 1958 года в ГДР сильнее были хозяева поля – 4:2. Спустя 11 дней успех праздновали уже «нефтяники» Плоешти – 2:0. До правила преимущества выездного гола было еще почти десять лет. По регламенту следовало провести третий, дополнительный матч. Если же и в нем не выявлялось победителя, тогда был жребий в виде судейской монетки.
Соперники долго спорили о месте проведения третьего матча. Румынскую сторону не устроили Прага и Вена, потому что немцы играли бы почти при родных трибунах. А Будапешт не подошел по политическим мотивам. Ведь Венгрия имела претензии по Трансильвании, которая полностью отошла Румынии после Второй Мировой войны. Поэтому в Будапеште румынская команда чувствовала бы себя, как непрошенный гость. А вот восточным немцам не понравился вариант с Миланом. В конце концов, стороны сошлись на столице Украинской ССР, Киеве. Естественно, обратились к советской стороне, на что 7 октября пришел ответ от некоего Песляка, который заведовал иностранными делами в отделе физкультуры страны: «В соответствии с решением инстанции Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР дал согласие футболистам Румынии и ГДР на проведение указанной встречи в Киеве 12 октября с.г.». То есть таможня в лице Хрущева дала добро, чтобы матч прошел на стадионе имени его, любимого. И 12 октября 1958 года 40 000 зрителей в Киеве (официальная вместимость 50 000) впервые увидели, что такое Кубок европейских чемпионов и с чем его едят. «Висмут» и камня на камне не оставил от «Петролула» - 4:0, забив в ворота румын по два мяча в каждом тайме. А деньги, вырученные за матч, кроме положенных отчислений в УЕФА, поделили между тремя сторонами – по 19 540 рублей 87 копеек каждой. Что интересно, одиннадцатый номер «Висмута» Зигфрид Кайзер спустя год сбежит в Западную Германию. Не он первый из футболистов ГДР так поступит, и не он последний. Люди, знающие, что есть на свете иная жизнь, бежали из коммунистического «рая» при первой же возможности.
После матча Кубка чемпионов в Киеве советские любители футбола, уже в который раз, задавались вопросом: «Почему мы не участвуем в этом престижном турнире?». Ведь ясно было, что команды СССР ничуть не слабее всех этих «Висмутов», да «Петролулов». Увы, подобные вопросы будут возникать вплоть до осени 1965 года, когда на старт Кубка обладателей кубков выйдет киевское «Динамо». Так что и второй еврокубковый матч на территории Союза пройдет в Киеве. И третий, и четвертый…
Начали свои выступления в еврокубках советский клубы уже после смещения Хрущева от власти, аккурат в год двадцатилетия Великой Победы СССР над национал-социалистической Германией. А как любил юбилеи наш дорогой Леонид Ильич Брежнев, те, кто жил в годы его правления, прекрасно знают. Так что, старт киевского «Динамо» в Кубке обладателей кубков был приурочен к знаменательной дате? А кто его знает. Все может быть.