Сколько играет российская молодежь. Арифметика лимита
«А лимит нам нужен! Ведь (прим. клубы РФПЛ) привозят игроков сборных, как с ними конкурировать молодым игрокам? Просто знаю арифметику: если бы не лимит, то сейчас российских игроков вообще не было бы... не было бы ни Кутепова, ни Зобнина, ни других молодых ребят» В.Л. Мутко.
Российский лимит на легионеров нещадно критикуется уже много лет. Виталий Леонтьевич в свою очередь бравирует защитой интересов сборной и благостным влиянием лимита на молодых российских футболистов. По мнению РФС, намеренное ограничение конкуренции позволяет получить «тепличные условия» для прогресса молодежи и подпитки сборной свежими ресурсами. Тем не менее, новые имена в национальной команде в последние годы появлялись редко, на каждый новый турнир мы привозили одну из самых возрастных команд и стабильно с ней проваливались. Процесс смены поколений и омоложения состава не проходил ни при Адвокате, ни при Капелло, ни при Слуцком. Однако по одной только сборной нельзя полноценно судить о действии лимита. Возможно, каждый тренерский штаб ошибался с составом, не замечая россыпи молодых талантов под носом и неизменно выпуская на поле братьев Березуцких и Игнашевича. Прямое и первостепенное влияние лимит оказывает на клубы, вынуждая их, как сказал президент РФС, ставить в основу Кутепова, Зобнина и других молодых ребят. Воспользуемся простой арифметикой Мутко и посмотрим, насколько же эффективен лимит, помогает ли он получить игровую практику молодым футболистам и поднять российский футбол с колен.
Так как российский футбол находится не в вакууме и тесно вплетен в общеевропейскую систему, логично будет сравнивать наши достижения с лучшими чемпионатами. В качестве антагониста для сравнения возьмем Бундеслигу. Немецкий футбол в начале века имел те же проблемы, что и российский сегодня. Бундестим последовательно провалилась сначала на ЧМ 1998, а потом и на Евро-2000. На Чемпионате Европы 2000-го года средний возраст сборной Германии составлял 28,3 года (у сборной России на прошедшем ЧМ – 28,6). В настоящее время немецкий футбол – главная кузница футбольных талантов мирового уровня. На каждый турнир сборная Германии привозит новых молодых звезд и на каждом турнире немцы берут медали. Главная причина такого подъема – успешная программа развития детского футбола «Talentforderung». Серьезно взявшись за систему детской подготовки, немцы при этом не сильно регулируют главный чемпионат. Бундеслига имеет самый мягкий лимит на легионеров в Европе. Клубам достаточно заявлять восемь доморощенных игроков, четверо из них должны быть немцами. С учетом того, что ограничений на количество футболистов в заявке нет, с этим правилом можно спокойно жить, даже если желания выпускать на поле воспитанников совсем нет. У российского футбола противоположная стратегия развития - успешных детских программ у нас нет, зато есть жесткий лимит.
1.Средний возраст игроков
Согласно последнем отчету УЕФА, РФПЛ, наряду с Турецкой Суперлигой, - самый возрастной футбольный турнир Старого Света. Средний возраст футболиста нашего чемпионата 27,1. Бундеслига заметно моложе -25,4. К сожалению, данные УЕФА не сегментированы по национальности, и включают в себя средний возраст легионеров, который нам не столь интересен. В конце концов, селекционная политика везде разная, где-то делают ставку на поиск юных талантов по всему миру, а где-то скупают уже зарекомендовавших себя звезд, поэтому данные по футболистам разных национальностей могут отличаться. Разделим выборку на игроков с российским паспортом и всех остальных. Для более точной картины возьмем временной отрезок последних трех сезонов и будем учитывать игровое время (>10% от максимального), чтобы искусственно не омолаживать лигу 18-летними парнями, сыгравшими 2 матча по 4 минуты за сезон. Средний возраст русского футболиста Российской Премьер-Лиги получился 27,02; немецкого в Бундеслиге – 25,2.
Сводная таблица среднего возраста по командам РФПЛ для игроков с 10+% игрового времени за сезон с 2014 года (данные на 25.04.2017)
График разности среднего возраста между русскими и иностранцами показывает различия в трансферной политики клубов. Большинство команд РФПЛ предпочитают приглашать более опытных легионеров. На общем фоне выделяются ЦСКА, где к возрастной российской защите докупают африканских бегунков в атаку, и Уфа с отсутствием иностранцев за 30.
Средний возраст команд 2014-2017
Если сравнивать с немецким чемпионатом, то российские команды выглядят предпенсионно - ни одного клуба в десятке, в двадцатке только четыре.
2.Игровое время молодежи
Средний возраст лиги хоть и позволяет сделать некоторые выводы, но не дает информации о том, насколько молодежь задействована в чемпионате. При подсчете среднего значения важно знать множество других показателей. Например, дисперсию (насколько сильно данные отклоняются от среднего). Можно иметь в составе кучу молодежи и ветеранов 35-37 лет, а можно составить команду только из игроков в возрасте от 25 до 28. Средний возраст у обеих команд будет при этом равный.
Для получения более объективного представления, посмотрим на главный показатель действия лимита – игровое время. Возрастная группа – 17-23 года, гражданство - РФ.
Количество минут в РФПЛ русских игроков 17-23-х лет с сезона 2014/2015.
Учитывая гарантированные лимитом пять мест в составе, результаты совсем не впечатляют. Аналогичные данные по Германии:
Количество минут в Бундеслиге немецких игроков 17-23-х лет с сезона 2014/2015.
Так как в Бундеслиге на 4 тура больше и футболисты получают больше игровой практики, то некорректно напрямую сравнивать полученные результаты. Сравним время, проведенное на поле молодежью, с игровым максимумом всех футболистов. Для России максимум за один сезон 11*90*30=29700, аналогичная формула, только для 34 туров, в Германии.
процент игрового времени русской/немецкой молодежи с сезона 2014/2015.
Картина печальная. В верхней части таблицы абсолютное превосходство немецких клубов. Большинство команд Российской Премьер-Лиги на дне списка. В среднем клубе РФПЛ на российских игроков 17-23 лет за последние сезоны приходится 9,1% игрового времени, в Германии – 14,3%. Разница существенная.
При этом руководство РФС создает миф, будто до введения лимита футбол в России загибался из-за наплыва легионеров и Мутко приходил работать на выжженное поле. Это откровенная ложь. Виталий Леонтьевич любит вспоминать Динамо, выходившее без единого россиянина, но забывает про остальные команды: про «Ротор», без легионеров в основе, про «Зенит», бравший серебряные медали с лидерами в лице Аршавина, Кержакова, Денисова, Быстрова, каждому из которых к тому моменту было по 20 лет, про молодых Измайлова, Сычева и Билялетдинова в «Локомотиве». Цифры тут не на стороне футбольного союза. Российская Премьер-Лига начала двадцать первого века более лояльно относилась к молодым.
3. Как появляется русская молодежь
Внимательно посмотрим на лидеров России по игровому времени молодежи. Выше средненемецкого показателя идут 5 российских клубов: «Томь», «Амкар», «Динамо», «Рубин» и «Анжи». Ситуация с томским футболом всем понятна, катализатором внедрения молодежи является банкротство, тут лимит не играет никакой роли. Положив руку на сердце, стоит признать, что ныне играющая томская молодежь вряд ли принесет какую-то пользу сборной. Ни один из действующих игроков Томи не привлекался ни в одну юношескую или молодежную национальную команду. Аналогичная ситуация с «Динамо». Огромные для российского футбола 8000+ минут на поле футболистов 17-23-х лет за сезон появились из-за серьезных финансовых проблем московского клуба и тотальной распродажи иностранцев. Эти факторы помогли получить больше игрового времени динамовским юниорам – Морозову, Ташаеву, Живоглядову, Зобнину. «Амкар» хоть и не переживал столь резких падений, но это сам по себе клуб с одним из самых скромных бюджетов в РФПЛ. По словам исполнительного директора «Амкара» Дениса Маслова: «вырастить и продать – это единственная возможная стратегия выживания для команды из Перми». История с Селиховым и Джикией как раз про это. Высокая позиция «Рубина» обеспечена сезоном 2014/2015 и внушительным игровым временем Набиуллина, Оздоева, Могилевца и Канунникова. Такое омоложение состава произошло опять же из-за несоблюдения клубом финансового fair-play и перехода на режим жесткой экономии. Большинство клубов РФПЛ вспоминают о собственной молодежи только тогда, когда не остается денег. Если финансов достаточно, получаем Зенит, где за три года только один игрок от 17 до 23 смог преодолеть черту в 200 сыгранных минут - меньше матча за сезон!
Со словами Мутко о Кутепове также сложно согласиться. Это банальное неуважение к футболисту. В последние годы в центре защиты «Спартак» перепробовал кучу иностранцев. Оборона при этом стабильно проваливалась от матча к матчу. Скольким игрокам до Кутепова лимит не мешал играть? Таски, Боккетти, Пареха, Инсаурральде, Сухи, Жоао Карлос, Маурисио. Сколько из них обеспечивали надежность? Кутепов получил шанс из-за череды провалов легионеров и неплохо им пользуется.
Итоги
Не знаю, какой арифметикой пользуется В.Л. Мутко, но факт в том, что игрового времени у молодежи в РФПЛ нет. В других лигах русские не играют. У тех же немцев многие молодые футболисты быстро уезжают в другие страны Европы, получая игровую практику в иностранных клубах. Получается, даже имеющееся превосходство немецкого чемпионата занижено. Тер Штеген, Мустафи, Джан, Сане серьезно бы увеличили преимущество Бундеслиги, играя за местные клубы. Осталось объяснить Виталию Леонтьевичу, как немецкая молодежь без лимита конкурирует с иностранцами из других сборных? Может сборников в Бундеслигу не привозят? Да нет, привозят, и привозят игроков уровнем выше, чем в РФПЛ. При прочих равных русскому выиграть место в основе российского клуба в разы легче, чем немцу в Германии. Так в чем же дело? Может РФС стоит не лимитами заниматься, а работать над детскими программами, которые действительно помогают развивать футбол?
Еще больше материалов на канале в Telegram - t.me/rubinlog
Спарту уважаю, имею ввиду, что великие игроки нашей лиги перестанут бухтеть: "В Барселону или Реал я бы пешком пошел, а Эвертон не хочу".