5 мин.

1988. Моя стодневка на фоне чемпионата Европы

Воспоминания

 

Набрел я тут на свою фотку конца июня 1988 года. Не скажу, какого же числа точно началась наша стодневка, но было это в конце июня 1988 года. «Дедушки» КЗакВО начинали отсчет своих последних ста дней до приказа. Шел как раз чемпионат Европы по футболу, и я точно помню, что сборная СССР в финале еще не сыграла, потому что мы как раз с Романом спорили после этой «групповухи» как далеко продвинется по турниру команда Лобановского. Любили мы с ним поспорить на футбольные темы во время принятий пищи. Те дни остались яркими воспоминаниями в моей памяти.

Эх-х-х, ребята, где вы сейчас? Что с вами? Если даже своих земляков из Каховки давно не навещал. Последний раз с Олежкой Кайдой погужбанили на Таврийских играх на изломе тысячелетий. Выдавали гари похлеще молодых как раз под "Видели ночь" в исполнении молдаван, вспоминая, как слушали на смене в армии эту песню в исполнении группы "Кино". Тогда же и Костю Рубцова видел, только вот на следующий день. С Олегом в Каховке общались последний раз после моего Дня Рождения, 12 октября 2006 года. Все. Больше я никого из своих сослуживцев не видел. У каждого своя жизнь и свои проблемы. И, все же, как оно было классно тогда, парни, в июне 1988 года, когда мы были молоды и мечтали о будущей гражданке…

На фото. Первый ряд: Витек Сендер из Западной Украины (коммутатор), лицо которого не попало в кадр, Костя Рубцов из жилмассива Светлово (Каховка) и Олег Кайда (Каховка) (оба - телеграф), с которыми еще до службы обучался в морской школе ДОСААФ от военкомата на связистов. Они только что пришли на смену в х-б, поэтому и «форма» у них такая, хэбушки сняли, чтобы на фоне нас, тех кто вышел из-под земли, сильно не выделяться. Они повесили на свои шеи ремни, символизирующие СТО дней до приказа.

 Второй ряд внизу – привстал Ромка Попов (ЗАС-телеграф) из Баку (футбольный болельщик, такой же, как и я, ох, сколько же мы с ним переспорили, это нужно было видеть и слышать, весь узел связи ходуном ходил!), Метёлкин (ЛАЗ-НЧ) из Средней Азии (не помню вот, откуда именно, он футболом не увлекался, и мы с ним особо не откровенничали), Саня Полутов (ЗАС-телеграф, «булава») из Марийской АССР (хоть и не футбольный болельщик, но мы с ним поработали летом на хозработах при кухне, свиней резали и свежим мясцом отъедались вдоволь), Андреев (телеграф) из Ленинграда (тоже особо не общались, интересов общих не было, но анекдот, когда он к нам пришел с учебки, то заболел дизентерией. Отлежал в санчасти. Похудал. Стоит в строю. Ремень свисает. Сержант офигел от такой наглости и забацал ему ремень по голове – от подбородка до затылка. Только вот не обратил внимания, что он ремень не убавляет, а прибавляет. Одел на талию, а ремень упал вниз на землю. Смеялись сильно после того).

А последний, это автор этих строчек (электромеханик и аккумуляторщик во взводе связи, имел допуск на коммутатор и перед праздниками вызывался «на верх» для репетиций в группе). Выскакиваю как раз на обед, который у нас был что-то около четырех часов дня. Летом все из-под земли обедали на входе, на улице. А тут как раз мои годки фотографироваться собираются. Вот я и подскочил в самый последний момент, в наглую подвинув Андреева)))

Кстати, тогда на стодневку, как положено налысо, постриглись только я, Ромка Попов и Метелкин. Остальные съехали, типа, и так прическа короткая. Хотя поначалу все грозились постричься как и мы – налысо. Кстати, от командования влетело... за проявление неуставных взаимотношений. Как оказалась, не одобренная командованием стрижка налысо чревата последствиями. Особенно, если это делают «деды» на свою стодневку. Значит, в части по-прежнему махровым цветом процветает дедовщина. Несмотря на все эти «перестройки», «гласность» и «демократию». Про еще один клич нашего генсека, «ускорение», тогда уже все были подзабыли.

Помню, как на этом же месте радовались с Романом суперигре сборной СССР в полуфинале с Италией, когда благодаря голам днепропетровских киевлян Олега Протасова и Геннадия Литовченко наши выиграли 2:0 у команды Вичини, считавшуюся фаворитом пары.

А потом, спустя три дня «обсыпали» всех за столом хлебными крошками, сжимая в кулаках хлеб, когда жестикулировали руками и во всю материли всю нашу оборону, да Игоря Беланова за не забитый пенальти уже при счете - 0:2 в пользу Голландии. Ну, и конечно же, восхищались голом Ван Бастена. Как раз в «Новостях» сюжет по ТВ в боевом управлении посмотрели.

Эх-х-х, жаль, что года молодости не вернуться. И жаль, что сборная СССР тогда финал проиграла.Мы еще тогда не знали, что через три года грозный Союз, на страже которого мы отдавали свои два года для народа, развалиться в Москве после августовского путча, и сборная СССР по футболу навечно канет в вечности, как и огромная страна, честь которой команда Лобановского защищала на западногерманском Евро-1988. Кстати, поехали тогда на чемпионат "старого света" представители пяти республик: Украины (Виктор Чанов, Олег Кузнецов, Анатолий Демьяненко, Василий Рац, Владимир Бессонов, Алексей Михайличенко, Сергей Балтача, Геннадий Литовченко, Олег Протасов, Александр Заваров, Игорь Беланов - все "Динамо" Киев, Иван Вишневский - "Днепр" Днепропетровск, и Виктор Пасулько - "Спартак" Москва - всего 13 футболистов), России (Ринат Дасаев и Вагиз Хидиятуллин - "Спартак" Москва, Сергей Дмитриев - "Зенит" Ленинград - все трое), Беларуси (Сергеи Алейников и Гоцманов - "Динамо" Минск - всего двое), Грузии (Тенгиз Сулаквелидзе - "Динамо" Тбилиси) и Литвы (Вячеслав Сукристов - "Жальгирис" Вильнюс). Правда, в то время старшие тренеры первой и олимпийской соборных СССР, Лобановский и Бышовец воевали за игроков. Поэтому на чемпионат Европы не поехали динамовцы Москвы Игорь Добровольский с Виктором Лосевым, Вадим Тищенко из днепропетровского "Днепра" и Юрий Савичев из московского "Торпедо". Хотя про последнего ходила противоречивая информация по этому поводу. Вот такой интернационально-сильной была у нас тогда сборная СССР, составленная на базе сильнейшего клуба Украины и всего Союза, киевского "Динамо".