Для чего нужны повторы? Письмо Андрею Будогосскому
Обозреватель «Советского спорта» решил обратить внимание кураторов судейского корпуса на необходимость введения видеоповторов. При этом как человек, регулярно смотревший отечественную киноклассику с ее «Дорогая Катерина Матвеевна!..», тоже не смог обойтись без эпистолярного жанра.
Уважаемый Андрей Дмитриевич! Мы с вами знакомы много лет, я всегда был уверен в вашей рассудительности и профессионализме. Надеюсь, вы не пропустили товарищеский матч Франция-Испания, а если вдруг и так – то найдете время и возможность его пересмотреть. Мне неловко представлять вас в роли члена инквизиционного трибунала, приговаривающего Джордано Бруно к сожжению на костре. Или, тем более, в роли луддита, ведущего атаку на технический прогресс и здравый смысл.
Я надеюсь, вы никогда больше не повторите, что «Я на практику видеоповторов смотрю абсолютно отрицательно. Это убьет футбол. Есть только одна система, которая, на мой взгляд, может быть использована – система определения взятия ворот, а все остальное, простите, испражнения от футбола».
Несколько слов о том, в чем, собственно говоря, дело. 28 марта на «Стад де Франс» состоялся вроде бы рядовой товарищеский матч. Франция против Испании – вывеска, конечно, громкая, но в последнее время гранды мирового футбола стали чаще выбирать друг друга в соперники – им не хватает игр такого накала. Но главным героем матча стал не Антуан Гризманн или Жерар Пике. Испания выиграла 2:0, но и это, скорее всего, будет забыто очень скоро. Однако матч войдет в историю футбола. Навсегда. Его главным героем стал 35-летний немецкий арбитр Феликс Цвайер, а также его помощник Тобиас Штилер, которого во время игры никто не видел. Зато весь мир увидел, как футбол все же перестал сопротивляться разумному и актуальному, и отправил заблуждения и стремление быть устаревшим, как это происходит естественным образом во всех остальных областях человеческой жизнедеятельности, – в ту самую печь, которые громили луддиты в начале ХIХ века. И поскольку это случилось не в безвестной лиге, и не в молодежном чемпионате, а в матче двух великих сборных – наблюдал за этим весь мир. Мир, который теперь не сможет быть прежним.
На 48-й минуте нападающий французов Гризманн после паса из глубины и скидки Курзава отправил мяч в сетку. Пока режиссер трансляции чередовал крупные планы Гризманна с флажками на парижских трибунах, в ухе у засчитавшего гол Цвайера прозвучал голос коллеги. «Одну минуточку», - наверное, что-то вроде этого. Испанцы не пытались протестовать, Гризманн спокойно радовался, весь мир смотрел повтор, и понимал, что Курзава находился в однозначном офсайде. И, наконец-то очевидное всем – стало доступно и арбитру. Через 20-25 секунд Цвайер гол отменил, об офсайде ему подсказал Штилер.
Дальше – больше. Испанцы открыли счет с пенальти, а затем Деулофеу забил гол, который не был засчитан из-за офсайда. Он даже и не думал спорить. Но повтор изобличил ошибку лайнсмена, а когда он (повтор) закончился, в кадре появился Цвайер, снова слушающий в ухе мнение коллеги Штилера. На этот раз разбирались чуть дольше – 35-37 секунд. Итог: Цвайер показывает на центр, гол засчитан. Игрокам он нарисовал руками экран, и никаких сомнений от них не услышал.
Итак. Оба решения судейской бригады из Германии оказались верными. Результат матча не был искажен, как это происходило много-много-много раз. Справедливость торжествует. Вместе с рефери, который не стал отмалчиваться. «Это был положительный тест, потому что в итоге мы приняли правильные решения благодаря видеодоказательствам, - цитирует пресс-служба Немецкого футбольного союза Цвайера. - Сотрудничество с видеосистемой было точным, быстрым и очень профессиональным. Когда я показывал игрокам, что общаюсь с рефери, просматривающим видео, они были уверены в себе и к ситуации относились уважительно».
На все про все у судейской бригады ушла минута. Одна. Минута. 60 секунд. Сколько порой уходит на споры с судьями? Особенно если ошибка очевидна всем, как это было на чемпионате мира-2010, когда ошиблась бригада вашего, Андрей Дмитриевич, будущего предшественника Роберто Розетти? Он ведь тогда еще и поплатился за «косяк» лайнсмена своей дальнейшей карьерой на турнире. Так что же «испражнения»? Мне кажется, испражнениями были усиленно насаждаемые всеми мифы об «убийстве футбола», «это затянет игру», «все равно однозначно понять ничего нельзя», и прочая еретическая пыль истории.
Теперь немного этой, собственно говоря, истории. В 2003-м году я присутствовал на семинаре УЕФА для медиа-служб европейский футбольных федераций, и национальных сборных. В числе прочего в расписании значилась лекция Пьерлуиджи Коллины о том, как должно относиться к судейству и где его место в современной игре. Полчаса в конце были посвящены ответам на вопросы. Тогда Коллина еще был действующим арбитром и тоже сопротивлялся прогрессу. Я помню, как начали вращаться его глаза, когда ваш покорный слуга (к тому моменту уже 5 лет комментировавший НФЛ, лигу, первой сделавшей видеоповторы не только частью действа, но и частью тренерской работы) задал вопрос о возможности просмотра спорных моментов. Коллина выслушал, как это работает в Америке и сказал: «Я не думаю, что сейчас такие идеи актуальны». Феликсу Цвайеру тогда был 21 год. 14 лет спустя именно он предъявит миру запоздалую (на мой скромный взгляд) актуальность. А сам Коллина кстати, завершив карьеру и став куратором судейского корпуса Украины и УЕФА одновременно, уже не был столь категоричен. Я думаю, итальянский швейцарец, президент ФИФА Джанни Инфантино, который и настаивает на необходимости применения техники, как и Коллина, хорошо помнят историю Джордано Бруно, и уж тем более, Галилео Галилея. «И все-таки она вертится!»
В том или ином виде компьютерные, либо видеоповторы присутствуют уже в подавляющей массе видов спорта. Американский футбол, теннис, хоккей, баскетбол, волейбол. Даже в неигровых они есть – в фехтовании, Формуле-1, спортивной гимнастике или борьбе. Точная «калька» на футбол не возможна. Да и не нужна. Но нет смысла человеческому глазу соревноваться с техникой, как нет смысла человеку пытаться летать или соревноваться в скорости с гоночными автомобилями.
Цвайер не стал первым судьей, использовавшим видеоповтор – до него на клубном чемпионате мира это делал венгр Виктор Кашшаи (как и Розетти, пострадавший на крупном турнире из-за грубой и очевидной всем ошибки). Но сравнить аудиторию этих игр – невозможно. Да и сама судьба подарила немецкой бригаде аж два варианта, позволив увеличить многогранность впечатлений. И - это самое главное - игра затянулась ровно на одну минуту. Это настолько жалкое время, что его даже несерьезно обсуждать. Симуляции, споры с судьей, стычки игроков – все это затягивает игру (и «убивает», как вы говорите, футбол – намного в большей степени).
Разумеется, пока это эксперимент, а не данная нам свыше новая система жизни игры номер один. Его нужно продолжать и осмыслять, прорабатывать ситуации, которые требуют вмешательства помощника за экраном. На сегодня это применимо в четырех ситуациях: при забитых голах, удалениях, пенальти и определении игрока, который должен быть наказан. Стоит подумать, нужно ли давать право «челленджа» тренерам. На все это уйдет несколько лет. Но главное – лед окончательно тронулся.
А тех, кто живет по принципу песни Владимира Высоцкого…
Без умолку безумная девица
Кричала: «Ясно вижу Трою павшей в прах!»
Но ясновидцев - впрочем, как и очевидцев -
Во все века сжигали люди на кострах.
Их не ждет ничего хорошего. Можно продолжать писать гусиным пером, питаться подножным кормом, жить в хижинах и принципиально не пользоваться электричеством или телефоном. Но тогда очень быстро этот дивный мир пронесется по дороге мимо тебя, щедро осыпая пылью истории тех, кто стоит на пути прогресса и развития.
Кстати, вот и Коллина со мной согласен: «Будет ли сложно применять повторы? Это зависит от того, как регулировать использование технологии. Цель состоит в том, чтобы сохранить скорость игры. Идеальной ситуация будет тогда, когда главный арбитр будет принимать окончательное решение. Однако помощники за экраном нужны, - для того, чтобы указывать на моменты, которые не заметил рефери. Но видеоповторы не всегда могут дать однозначный ответ на спорный момент. Поэтому не нужно ожидать, что ввод технологии магическим образом решит все проблемы. И всё же это шаг вперед».
Так давайте идти вперед вместе?
Искренне ваш, Алексей Андронов.