Сангаре, Классен, Морейес – об экзотике в сборной России
Защитник столичных «армейцев» Марио Фернандес вновь получил приглашение в сборную России. Учить русский язык он начал лишь на пятом году московской карьеры, параллельно получению паспорта. У наших сегодняшних героев судьба сложилась иначе. Львиную доли своей жизни они прожили в России, но их корни уходят в очень дальнее зарубежье. О возможных наших аналогах Озила и Хедиры, или о том, чья карьера могли пойти по этому пути, но не пошла по ряду причин – в стартовом материале блога «Жизнь Забивающих Людей».
Первые два примера необычайно актуальны – два юных россиянина, родившихся в 2000-м году, получили вызов в сборную России и с 21 по 26 марта совместно со сборными Норвегии, Венгрии и Израиля выявят обладателей двух путевок на майский Чемпионат Европы (U17). Место в воротах нашей национальной команды с большой долей вероятности займет Дэвид Сангаре, отыгравший «на ноль» два матча предыдущего раунда отбора. Родился голкипер в Бамако – столице Мали, но в возрасте полутора лет переехал в Волгоград – город, где родилась его мать. Легендарный защитник «Ротора» советских времен Дмитрий Котопуло стал первым тренером Дэвида, начавшего заниматься в футбольной секции в пятилетнем возрасте. На позиции стража ворот Сангаре попробовал себя в десять и быстро привык к новой для себя роли на поле:
«Самому понравилось быть на последнем рубеже обороны. Очень ответственная позиция. Здесь надо быть психологически устойчивым и никогда не зацикливаться на ошибках, которые привели к пропущенным мячам. Физическая подготовка у вратаря должна быть на уровне с полевыми игроками, а в каких-то аспектах даже и превосходить их.»
В 14 лет Дэвид переехал в Москву и присоединился к Академии ФК «Динамо», где и дорос до сборной. Сперва уроженец Бамако сыграл за нашу команду на турнире, приуроченном к дате «1000 дней до старта ЧМ в России», а после занял место стража ворот в рамках отбора на Чемпионат Европы. До конца этого сезона Сангаре еще имеет шансы дебютировать за «Динамо-2» в зоне Запад Второго Дивизиона, в противном случае – дебют придется на турнир молодежных команд Премьер-Лиги.
Вместе с Дэвидом вызван Леон Классен - левый защитник, рожденный в Германии, но он с Россией связан не столь крепкими узами.Родители переехали на немецкую землю еще в 1993-м, и семь лет спустя в скромном Бад Бодендорфе родился Леон, фамилия по отцу у него – Драньков. Начав заниматься в футболом в местном клубе в возрасте 6 лет, Классен своими успехами дорос до академии «Кельна» и в перспективе через пару лет имеем все шансы увидеть его в немецкой Бундеслиге.
В остальном приглашение Леона в сборную окружено целым рядом вопросов – читает и пишет по-русски он с трудом, из российских городов был только в Калининграде, а вживую до вызова в сборную тренеры нашей юниорки его не видели. На все русский немец отвечает своей игрой – достойно отыграв на прошлом сборе с Японией и юниоркой «Малаги», Леон «наработал» на мартовское приглашение для участия в официальных матчах отбора.
Петербуржская семейка Адамсов – исключительно спортивная. Старший брат – серебряный призер Чемпионата Европы на открытом воздухе и чемпион мира в помещении в тройном прыжке. Одновременно с тем же он – первый темнокожий атлет в сборной России. Его младший брат, Лайонель, до 15 лет воспитывался в школе «Зенита», после год – в московском «Локомотиве», далее в столичном ЦСКА. Но в составе красно-синих выше турнира молодежных команд подняться Лео не удалось, не смог он закрепиться в основе и в ФНЛ – в «Енисее», тверской «Волге» и КамАЗе игрок с нигерийскими по отцу корнями не провел и 10 матчей. Лишь год назад Адамс смог найти подходящий своему уровню клуб, в 22 года став основным защитником в ереванском «Бананце» и дебютировав в Лиге Европы. За юношескую сборную России Лайонель впервые отыграл в декабре 2011-го; впрочем, на этом и завершилась его карьера в играх за национальную команду. Новый опыт был недолгим.
Одновременно с Лео свои силы в юниорской сборной пробовал и Антонио Морейес, также родившийся в Петербурге (но в 4-месячном возрасте ставший жителем Мытищ) - игрок с кубинскими (по отцу) и испанскими (по дедушке) корнями. Не сумев заиграть в столичном «Торпедо», в 15 лет Антонио уехал в Испанию, где выступал за скромные «Алкобендас» и «Колменар Виехо». Позднее его заметили тренеры российской юниорки, с которой Морейес выиграл серебро на «Мемориале Гранаткина – 2012». Год спустя Антонио получил предложение от «Сызрань-2003», выступающей во Второй Лиге. В провинциальной волжской команде «кубинец» отыграл более 40 матчей, принял полноценное участие в кубковом разгроме «Ростова» (3:0). В прошлом году в рамках все той же второй Лиги Морейес сменил Сызрань на «Домодедово», а в январе 17-го сделал более кардинальный шаг, во второй раз в карьере отправившись за границу. Выбор Антонио пал на «Штутгартер Киккерс» из четвертой лиги Германии, в своей новой команде Морейес уже успел дебютировать.
Еще один футболист с интересной судьбой – Александр Алумона. Родился в Москве в 1983 году в семье русской и нигерийца. Заниматься футболом начал очень поздно, в 15 лет в Подольске, где проживал на тот момент. Тем не менее, набравшись опыта в «Чехове» и «Серпухове» (параллельно забив 3 мяча в 5 играх за российскую молодежку), к 21 году Алекс добрался до венгерского «Фехервара», с которым выиграл Кубок страны и успел дебютировать в еврокубках. За венгерскими приключениями стартовал очень долгий белорусский этап карьеры Алумоны, а наиболее удачно у него дела сложились в «Немане», солигорском «Шахтере» и «Ислочи», за которые в сумме он забил 71 гол. Болельщикам борисовского БАТЭ «москвич» мог запомниться победным голом в матче Кубке УЕФА против АЕКа. И лишь минувшим летом спустя 13 лет Алумона вернулся в Россию, где пытается выйти в Премьер-Лигу вместе с «Тамбовом». Пока в активе русского нигерийца четыре забитых мяча в чемпионате и два – в Кубке страны.
Лучше Влада Воронина на Sports.Ru о Баселе Абдулфаттахе не расскажет никто, но он не мог не попасть в нашу подборку. Очередное появление Петербурга в этой статье, ибо именно в городе на Неве сириец Мансур Абдулфаттах повстречал свою будущую супругу. В 90-м году родился сын Басель, в десятилетнем возрасте попавший в Академию «Зенита». В составе его дубля Басель стал чемпионом молодежного первенства команд Премьер-Лиги, но за «основу» в чемпионате страны так и не сыграл. Однако в августе 2010 года провел первый матч за молодежную сборную России, заменив по ходу встречи с Латвией Артема Дзюбу. Также в активе Абдулфаттаха три выхода на поле в составе молодежки на кубке Содружества.
В поисках игровой практики Абдулфаттах переехал из Питера в Самару, клубы которых давно связывают теплые дружеские отношения (по крайней мере, до зимних трансферов Цаллагова и Молло). Не удалось заиграть и там (7 матчей в Премьер-Лиге), и в «Енисее» (7 игр в ФНЛ). Полноценным игроком основы петербуржец стал лишь в Новороссийске, за который «отпылил» четыре десятка матчей и питерском «Динамо» (два десятка игр, но уже не во второй лиге, а в ФНЛ).
Внезапно загоревшись идеей выступить за национальную сборную Сирии, Басель отправился в Дамаск, пополнив ряды чемпиона страны «Аль-Джейша». Получив гражданство Сирии и отыграв девять матчей в чемпионате (попутно дважды отличившись), Абдулфаттах, однако, получил отказ играть за сборную (из-за той давней встречи против Латвии). Потеряв мотивацию, Басель вернулся в Петербург, завершил карьеру и занялся вместе с женой семейным бизнесом.
Завершает подборку Иппэй Синодзука, родившийся в Японии и живший в районе столицы до 17 лет. Разрушительное цунами разделило многие жизни и судьбы на «до» и «после», в том числе и этого атакующего полузащитника:
«Случилась Фукусима. Хотя наш город (живем под Токио) далеко от станции – два часа езды, но папа побоялся радиации и отправил меня с сестрой на месяц в Москву. А здесь проблемы с визами возникли – задержался…
Решил где-нибудь в футбол поиграть. С «Чертаново» раз потренировался – команда уехала на сборы. Сходил в ДЮСШ на «Бабушкинской» – захотелось чего-то посильнее. Поехал на просмотр в «Локомотив» – не взяли. А тут «Чертаново» вернулось со сборов. Сначала тренер сказал: «Физически слаб. Если тебя брать, кого-то надо выгонять». Просматривали меня месяца два и наконец сказали – берем.»
В составе команды из Чертаново Синодзука обыгрывал «Спартак» и «Динамо», а некоторое время спустя получил предложение от «красно-белых». В ближайшем резерве москвичей Иппэй закрепился основательно, проведя в красно-белой футболке за 5 лет порядка 30 матчей в турнире молодежных команд и 45 игр за «Спартак-2», трижды забив за вторую команду в ворота соперника. За юношескую сборную России Иппэй сыграл лишь раз, появившись на поле при разгромной победе над Украиной на «мемориале Гранаткина – 2013», но Синодзуке вчера исполнилось всего 22. По российским футбольным меркам он довольно молод, и в той игре за сборную играл также куда более известный Денис Давыдов, с которым в дубле японец играет бок о бок до сих пор.
Источники: «Волгоградская правда», «Советский спорт», блог Владислава Воронина.