«Одной цепи звенья». Отчёт о матче с «Депортиво»
12.03.2017 «Риасор». 28412 зрителей
Голы: Хоселу (40'), Луис Суарес (46'), Берганьтиньос (74')
Проиграв в гостях на «Риасоре», «Барселона» вновь поставила себя в очень сложное положение. Мадридский «Реал», дожавший в параллельной игре «Бетис», оторвался на два очка, при этом имеет матч в запасе. В нынешнем сезоне каталонцев качает из стороны в сторону: то, казалось бы, они потеряли все шансы в чемпионате, то внезапно «Реал» допускает несколько осечек, позволяя к себе приблизиться; то «Барса» ходит пешком по «Парк де Пренс», получая в свои ворота четыре гола, то она проводит лучший матч в сезоне, неожиданно выходя в четвертьфинал. И все это на фоне разговоров об отставке Луиса Энрике и его собственного заявления о том, что он не будет продлевать контракт по окончании сезона — словом, событий было великое множество. Журналисты то превозносили Луиса Энрике за те или иные решения, то поливали грязью (причем ровно за то же самое), ища на его место преемника. Мне же хотелось бы показать, что и 4:0, и 6:1, и поражение на «Риасоре» — это звенья одной цепи, поочерёдно выставляющие как положительные, так и отрицательные качества системы, выстроенной испанским специалистом.
Этюд первый. О тактике
«Барселона» вышла играть по схеме 4-4-2 при обороне и 3-3-4 при атаке (хотя Месси можно отнести и к полузащите — тогда 3-4-3). Перед туром повреждение получил Неймар, и вместо него вышел Арда Туран, опускавшийся глубже при игре без мяча. Другой герой минувших дней, Умтити, остался на скамейке, и его формально заменил Жорди Альба. Весь этот механизм со сменой позиций и схем был описан уже тысячу раз, но смысл игры в 3 защитника, возможно, был вскрыт не всеми.
Мне представляется убедительным, что всё это необходимо ради Лионеля Месси. Некоторые игры в Примере, а также конфуз в Париже показали главным образом неспособность «Барсы» выходить из под плотного прессинга. Тому несколько причин, и прежде всего: 1) плохая форма Бускетса; 2) постоянные смещения центр Лео Месси, не желающего разгонять атаки с фланга. Аргентинец опускается в зону центральных полузащитников, приводя вместе с собой игрока соперника, помогающего при отборе мяча (подробнее — рекомендуется смотреть блестящую статью Вадима Лукомского «Почему гениальность Месси мешает «Барселоне», где прилагаются скриншоты). Как решить эту проблему? Луис Энрике в изначальной расстановке ставит Месси в центр, но атаковать совсем без флангов невозможно, поскольку края создают широту атаки. Лучо убирает Ракитича и выпускает более мобильного Дениса Суареса (или того же Рафинью, как в ответной игре против ПСЖ), передвигающегося на место правого нападающего при контроле мяча каталонцами. На его позицию поднимается Сержи Роберто, а Маскерано страхует его справа в защите (ещё замечание — в матче против ПСЖ, где нужно было минимум забивать четыре, подобных смен позиций не было — «Барса» играла и при атаке, и при обороне в 3 защитника и 4 нападающих). Данный механизм, данная модель позволили совместить желания Месси с общекомандными потребностями.
Вот Месси получает мяч в центре поля. Четвёртый номер Берганьтиньос, ранее опекавший его, разумеется, не пошёл из своей зоны за аргентинцем, и он может спокойно начинать атаку.
Во-вторых, схема с четырьмя нападающими обеспечивает колоссальное давление на защиту соперника. Как результат, несколько выдающихся побед в чемпионате и ремонтада в ЛЧ.
Этюд второй. Игра в атаке
Пепе Мель, сменивший Гаиску Гаритано в конце февраля, не стал коренным образом менять схему 4-2-3-1. Эта схема создавала высокую плотность в центре поля на подступах к штрафной. Именно туда в итоге сваливался мяч, поскольку от флангов, где работали Туран и Денис Суарес, уступающие по своим техническим и умственным способностям Неймару и Рафинье, ждать каких-то креативных действий было бессмысленно.
Вот типичная для этого матча ситуация: Туран смещается в центр. У него 4 варианта: 1) обыгрывать самому, 2) разыгрывать комбинацию с Месси и вбегать в штрафную, 3) разыгрывать комбинацию с Суаресом, но направление передачи идеально перекрывают 2 полузащитника — Бергантиньос и Борхес + страхует Аррибас, 4) резко переводить мяч на другой фланг, где больше свободы. Туран выбирает второй вариант, отдаёт слабый пас на Месси, и Борхес отбирает мяч.
Через несколько секунд резкий перехват мяча в исполнении Бускетса и пас на Месси нарушают стройность защиты соперника; Туран врывается в зону между обороной и полузащитой. Мяч будет доведён до Суареса и линии штрафной, лишь блокировка удара спасёт «Депор» от опасного момента.
Ещё через несколько секунд Туран пойдёт по четвёртому пути, но его перевод мяча окажется неточным. В дальнейшем турецкий игрок будет искать передачами Л. Суареса, но либо защитники будут перехватывать мяч, либо вратарь будет вовремя выходить из ворот. Неймар, оказываясь в подобных ситуациях, чаще всего идёт в обводку и создаёт потенциальную возможность забить гол. Как говорится, почувствуйте разницу.
Таким образом, ясно, что приблизиться к воротам хозяев можно было лишь в том случае, если удалось бы вывести оборонительную систему «Депортиво» из своего нормального, стандартного положения (ибо внутри самой этой системы погрешности нет). Надо сказать, что Гомеш и Роберто пытались искать позицию для получения мяча, занимая место между центром и краем, но им часто не хватало умения быстро продвинуть игру вперёд. Но на 35 минуте Роберто все же нашел брешь в полузащите хозяев, и гениальнейший Бускетс наградил его передачей. Роберто ворвался в штрафную, но постеснялся ударить, ища глазами Л. Суареса. Его действия «прочитал» Люкс и передачу на уругвайца прервал. Это была чуть ли не единственная атака «Барселоны», созданная именно после разумной комбинации. Больше подобных разрывов между линиями «бело-голубые» не допускали.
И даже переход на традиционную схему с четырьмя защитниками во 2-ом тайме, а также выход на поле Алькасера, Иньесты и Ракитича, ничего, в сущности, не поменяли. Для того чтобы создавать моменты, нужно делать нечто неординарное, ставящее соперника в тупик, но с данным сочетанием футболистов это невозможно. Неудивительно, что свой гол «Барса» забила не после розыгрыша мяча, а после примитивного навеса и неудачного выноса из штрафной в исполнении Аррибаса.
Особенность контратакующей игры хозяев заключается в том, что каждое своё наступление «Депортиво» проводил через фланг, нагружая не только крайних полузащитников, но и защитников, весьма часто подключавшихся к атаке. Ближе к бровке смещался и единственный номинальный плеймейкер Карлос Хиль.
Во второй половине первого тайма хозяева начали играть гораздо смелее, всё выше встречая соперника. Маскерано, попав в прессинг-ловушку, выбивает мяч за боковую, атака с левого края приводит к угловому, с которого «Депортиво» и забивает гол. Второй гол пришел также с углового. Странно, что защита каталонцев так невнимательно сыграла на стандарте: сначала никто не накрыл ЦЗ Аррибаса, пробившего в штангу, а затем забившего гол Бергантиньоса держал один из самых невысоких игроков — Жорди Альба.
Этюд третий. Прессинг
Заур Махаррамов в тактическом обзоре ответной игры против ПСЖ писал, что «Барса», несмотря на 6 голов, за весь матч в атаке создала не так много, а её главным оружием был контр-прессинг, в результате которого парижане просто не могли выйти со своей половины поля. Известная история, что с 85 минуты по 95 гости сделали всего 4 точные передачи (3 из них — розыгрыш мяча после пропущенных голов). В игре против «Депора» «Барса» не была хуже или лучше с точки зрения защиты по сравнению с игрой в ЛЧ (эту проблему Энрике не решил изменением схемы), она была хуже прежде всего с точки зрения игровой активности, прессинга у чужих ворот. Это видно на примере того же Месси, отпахавшего игру против парижан и просто смотревшего футбол в Ла-Корунье. Отсюда и маленькое количество моментов, и бросающееся в глаза различие в результате.
Любопытно, что и Луис Энрике, и Луис Суарес говорили о накопившейся усталости и о необходимости отдыха. Возможно, сниженная игровая активность связана именно с этим, а также с недооценкой команды, использовавшей при обороне принцип «избыточной защиты» и при этом весьма грамотно и умно атаковавшей.
Автор: Артём Чернышов