Что не так в игре «Спартака» без Глушакова. Вся тактика РФПЛ
Александр Дорский – о матчах прошедших выходных.
5 неожиданных решений
Выход в старте «Амкара» Анене
Последний раз в стартовом составе «Амкара» в матче РФПЛ Чума Анене появлялся еще 15 октября, а всего с тех пор форвард провел на поле во всех турнирах всего 140 минут. В игре с «Зенитом» Гаджиев выпустил Анене с первых минут.
Анене – лучший игрок «Амкара» по среднему количеству выигранных верховых единоборств за матч (2,3), по этому показателю Чума заметно опережает и Прокофьева, и Шиндера, и Бодула. Защитники «Зенита» в текущем сезоне не раз в решающий момент встречи проигрывали борьбу вверху (последний пример – домашняя игра с «Андерлехтом»), поэтому решение Гаджиева выглядело очень логично. По ходу матча норвежский нападающий был не слишком заметен, но голевую передачу (при этом – головой) сделал он – на 33-й минуте Анене перепрыгнул Нету и скинул мяч на Гиголаева, который забил единственный мяч в игре.
Кроме того, Гаджиев не побоялся вместо дисквалифицированного Зайцева выпустить третьим центральным защитником опорника Огуде, и в целом Фегор с опекой Дзюбы справился.
Баляйкин – один из пяти защитников «Томи»
После сокрушительного поражения от «Ростова» в предыдущем туре Валерий Петраков решил перейти на 5-4-1. К малоопытными Митереву и Осипову в центр обороны был добавлен Баляйкин, до этого ни разу не игравший на этой позиции. Эксперимент провалился по всем направлениям – армейцы довольно легко растягивали оборону гостей, а сам Баляйкин при атаках ЦСКА пытался действовать персонально, оставляя свою зону свободной.
Маурисио на правом фланге обороны «Спартака»
Ещенко неудачно провел матч предыдущего тура, и перемены на краю обороны москвичей напрашивались, однако выбор Карреры удивил. На флажке зимнего трансферного окна «Спартак» пополнил Тигиев, способный действовать на обоих флангах, но итальянский специалист доверил место в старте Маурисио. Бразилец в нескольких матчах первого круга уже действовал на непрофильной позиции, и тогда ему явно не хватало атакующих навыков. Так произошло и на этот раз.
Маурисио очень осторожно шел вперед, довольно редко оказываясь у штрафной «Анжи». Левый фланг у махачкалинцев работал плохо (Яковлев был заменен уже в перерыве, а заменивший его Хубулов запомнился лишь одним опасным проходом по лицевой), поэтому в этой игре спартаковцам требовались игроки, больше ориентированные на атаку. На 68-й минуте Маурисио уступил место на поле Ещенко.
Гацкан вместо Граната
По большому счету, Бердыеву было некем заменить вылетевшего до конца сезона Граната – Гуйе не прижился в Ростове и был отпущен спустя полгода после прихода в команду, а Кудряшов пропускал встречу с «Тереком» из-за небольшого повреждения (тем не менее, и Гранат, и Кудряшов чудесным образом попали в заявку). Место левого центрального защитника занял Гацкан, однако из-за слишком низкого расположения футболистов команды Рахимова молдованин часто выступал в качестве четвертого центрального полузащитника. Грозненцы были слишком пассивны в атаке (ни одного удара в створ за весь матч), поэтому Александр мог спокойно участвовать и в розыгрыше мяча в начальной стадии атаки, и даже подключаться ближе к финальной трети поля.
Александров – левый латераль тульского «Арсенала»
Болгарин – новая фигура для РФПЛ, но за плечами Александрова есть матчи на групповой стадии Лиги чемпионов в составе «Лудогорца». Тогда Михаил действовал на правом фланге атаки, но после переезда в Тулу пока его используют лишь слева. В матче с «Уралом» Александров закрывал всю левую бровку. На фоне Вергары (номинально центрального защитника), который располагался на этой позиции в матче 18-го тура, болгарин выглядел активнее в атаке, но эффективности от его игры было немного – ни одного точного кросса, всего 1 обводка и 1 передача под удар. За креатив во второй части сезона у «Арсенала» будут отвечать Бурмистров и Кирилл Комбаров.
3 проблемы
Трудности «Спартака» в продвижении мяча без Глушакова
Возвращение после дисквалификации Куинси Промеса, а также повреждения Дениса Глушакова и Луиса Адриано заставили Массимо Карреру вносить в состав одни из самых серьезных изменений за время работы тренера в России. Схема «Спартака» номинально осталась прежней (4-2-3-1), но на деле построение москвичей заметно отличалось от того, что мы видели ранее.
Зобнин составил пару с Фернандо в опорной зоне, Промес отправился налево, Попов расположился под Зе Луишем, а место справа во втором матче подряд занял Самедов. Такая формация сильно осложнила жизнь «Спартаку» в позиционном нападении до перерыва. Фернандо привычно опускался к центральным защитникам для начала атак, но вариантов для продвижения мяча у бразильца было немного.
Причины две: 1) Попов находился слишком близко к Зе Луишу, практически не опускаясь к центральному кругу в поисках мяча; 2) Промес в отличие от Зобнина (когда Роман действует слева) редко уходил в полуфланг в средней трети, предпочитая либо оставаться на бровке, либо открываться в финальной трети. В результате у «Спартака» возникали огромные разрывы между парой Фернандо-Зобнин и Поповым, а Промес часто закрывал зону для Комбарова или был перекрыт защитниками «Анжи».
Одна из самых неудачных формаций «Спартака» по ходу первого тайма. После перевода мяча с левого фланга от Комбарова к Таски, Кутепов и Сердар оказались в одной точке – Фернандо автоматически потерял одно предложение в правом полуфланге. Попов находится далеко от центрального круга, а Зобнина перекрывает Будковский. У Фернандо остается два варианта: либо пас на Маурисио, либо перевод на левый фланг. Бразилец выбирает второй и отдает неточную передачу.
Во многом из-за отсутствия Глушакова и перевода Промеса налево со сдвигом Зобнина в середину и связан катастрофически низкий для Фернандо процент точности передач в первой половине встречи – 76% (против 86% в среднем по сезону). Попов лишь 4 раза за тайм коснулся мяча в районе центрального круга на чужой половине, а Промес совершил всего 3 касания в левом полуфланге в средней трети до перерыва.
Слабость левого крыла ЦСКА
Травма Щенникова и слабость соперника армейцев в 19-м туре предполагали, что Гончаренко выберет гораздо более атакующий вариант состава, чем на игру с Зенитом. Место в старте получил Тошич, но встреча с Томью сербу откровенно не удалась.
Зоран был слишком прямолинеен – он почти всегда уходил к лицевой и подавал в штрафную. Парой форвардов у ЦСКА в этом матче были Ионов и Витиньо, поэтому навесы были нецелесообразны (4 неточных кросса у Тошича с игры), а обыгрывать Дмитрия Сасина 7-й номер армейцев пытался просто за счет скорости, не применяя дриблинг (1 неудачная попытка за 90 минут).
Единственная попытка обыгрыша Тошичем в матче с «Томью» хорошо характеризует ограниченность Зорана.
Тошич получает мяч на бровке, Сасин теряет равновесие. Перед Зораном открывается свободная зона в середине – все полузащитники «Томи» отыграны от эпизода, а Митерев явно не успевает подстраховать партнера.
Что происходит вместо резкого смещения в середину:
Тошич останавливается, а Сасин занимает удобную позицию для отбора. Коридор в центре по-прежнему свободен, но Зоран предсказуемо пробрасывает мяч во фланг под левую ногу, и защитник Томска выбивает мяч в аут.
Конечно, за спиной Сасина (то есть, вариант, избранный Тошичем) есть свободное пространство, но действия латераля ЦСКА слишком предсказуемы – альтернативных проходу по бровке решений при получении мяча у него нет. При этом 20-летний Сасин на сайте «Томи» числится нападающим, а на «ВЭБ Арене» проводил свою вторую игру в Премьер-лиге.
Нехватка дополнительного полузащитника у «Рубина»
Свои лучшие матчи в текущем сезоне команда Грасии провела по схеме 4-2-3-1, при этом в атакующей группе обязательно должны были присутствовать Рочина и Жонатас, а два другие футболиста блока могли меняться.
В конце февраля Рочина получил травму и до сих пор не вернулся в общую группу. Во многом из-за отсутствия испанского хавбека Грасия перешел на игру в два форварда – теперь Канунников и Жонатас действуют почти на одной линии. Это порождает серьезные трудности для «Рубина» в части доставки мяча в финальную треть – в центре поля явно не хватает еще одного адресата для отрезающей оборону соперника передачи.
Жемалетдинов отыгрывается с Бауэром и стягивает на себя Григорьева и Афонина. Между средней линией и обороной «Оренбурга» образовывается свободная зона, но ни Жонатас, ни Ткачук ниже не опускаются. Канунников в целом верно смещается на право, но Максим оказывается слишком глубоко от центра поля – передачу на него перехватывает Полуяхтов.
«Рубин» пытался действовать против «Оренбурга» буднично – ключевая роль Мвила в центре поля, большое количество атак через Бауэра. Команда Евдокимова отлично подготовилась к выезду – Воробьев постоянно выдвигался на Мвила, вынуждая француза уходить со своей половины в центральный круг, а у пары центрбеков Самбрано – Бурлак возникали большие проблемы с началом атак, зачастую они просто перекатывали мяч друг другу. Наступление через правый фланг также не принесло успеха – Полуяхтов при помощи Григорьева не дал развернуться Жемалетдинову с Бауэром. Удивительно, что «Рубин» не стал чаще атаковать левым флангом даже после выхода Карадениза в середине второго тайма. Вместе с тем, появление Цакташа вместо Камболова улучшило связь между полузащитой и атакой – хорват нередко оказывался у штрафной «Оренбурга».
3 перестроения по ходу матчей
Чорлука – снова центральный нападающий
1 октября 2016-го «Локомотив» на последних минутах домашнего матча с «Арсеналом» ушел от поражения, благодаря голу Самедова с пенальти. Тогда Юрий Семин отрядил в нападение на заключительную десятиминутку Чорлуку, и именно Ведран заработал спасительный одиннадцатиметровый. После матча тренер железнодорожников признался: «Кто понравился из всех нападающих? Чорлука».
Во встрече с «Краснодаром» Семин повторил свой трюк – центральный защитник вновь пошел исполнять «столба», но случилось это уже на 73-й минуте. До конца матча Чорлуке удалось дважды выиграть борьбу вверху на линии штрафной «Краснодара», один раз отобрать мяч в финальной трети и еще несколько раз не давать защитникам гостей спокойно выносить мяч к центральному кругу. Все усилия хорвата оказались тщетными – «Локомотив» после перерыва заметно уступал команде Шалимова на подборах, а если игрокам москвичей и удавалось пробивать по воротам Синицына, то гости успевали блокировать удары (ни одного удара в створ у «Локомотива» после 73-й минуты).
3-1-4-1-1 от Гончаренко
После матча с «Томью» в адрес тренера армейцев полетело немало критических стрел по поводу непредоставления серьезного игрового времени молодым футболистам. Гончаренко действительно дал шанс только Чалову (вышел на поле на 75-й минуте), но выходы на замену Оланаре и Миланова были довольно логичны – Аарону необходимо набирать форму после тяжелой травмы, а с появлением на поле болгарина ЦСКА перешел на новую схему. Правда, всего на семь минут.
После замены Головина на Миланова ЦСКА с 3-1-4-2 перешел на заметно отличающиеся 3-1-4-1-1.
Самая интересная деталь в эксперименте Гончаренко – позиция Витиньо. При Слуцком бразилец атаковал исключительно с фланга, прошедшей зимой он наигрывался в качестве одного из двух форвардов, а в середине матча против «Томи» превратился в полноценного центрального хавбека.
Витиньо расположился ближе к левому флангу, откуда предпочитал смещаться в центр. По сравнению с Милановым, игравшем на той же линии, бразилец реже оказывался в непосредственной близости от штрафной гостей. При новой схеме ЦСКА провел одну неплохую атаку, но уже на 75-й минуте Витиньо покинул поле из-за повреждения, а армейцы вернулись к 3-1-4-2.
Перевод Кришито на фланг
На 70-й минуте встречи с «Амкаром» Луческу выпустил на поле Бранислава Ивановича. Ожидалось, что серб заменит на правом фланге Анюкова, который заметно подустал к середине второго тайма, однако экс-защитник «Челси» заменил Жиркова, заняв место в центре обороны, а на левый край ушел Кришито. Очевидно, что совершая такую перестановку, тренерский штаб «Зенита» рассчитывал на хороший кросс итальянца. За 20 минут Доменико совершил 5 навесов в штрафную, но ни один из них не достиг головы партнеров – ставка Луческу не сыграла.
3 тенденции
За длинные передачи в «Уфе» теперь отвечает Беленов
В первой части сезона уфимцы были одной из двух команд, наиболее часто использующих длинные передачи. Заброс выполнялся либо вратарем (Луневым или Шелией), а также центральным защитником Васиным, а Игбун и Фатаи достаточно успешно боролись за мяч вверху на чужой половине поля.
Зимой Лунев и Васин «Уфу» покинули, в команду пришел новый главный тренер, но система игры башкирского клуба пока остается прежней. Главное отличие – теперь большая часть длинных передач идет от голкипера. Новичок «Уфы» Александр Беленов в игре с «Крыльями Советов» выполнил 34 лонгболла в среднюю и финальную трети, а за тур до этого – 30 забросов. Александр Пуцко, призванный заменить Васина, сделал всего 2 подобных передачи против самарцев и 11 в матче с «Тереком» в 18-м туре.
Еще одно различие между «Уфой» Гончаренко и «Уфой» Семака заключается в кадровом выборе в середине поля – важнейшие хавбеки для белоруса (Безденежных, Обляков, Ванек), пока дружно сидят в запасе.
Диагонали Кверквелии на Виталия Денисова
Еще по матчу с «Крыльями Советов» было заметно, что в тройке защитников «Локомотива» за продвижение мяча ответственен Кверквелия. Грузин отметился несколькими точными забросами на Ари, а также прекрасными диагоналями на Виталия Денисова.
В игре против «Краснодара» Соломон выполнил четыре длинные передачи на левого защитника «Локо» и все они дошли до адресата. Такая опция будет крайне полезной для команды Семина в оставшейся части сезона, но в 19-м туре диагонали у москвичей получались во многом из-за повторяющихся ошибок краснодарцев.
В матче с «Локомотивом» в оборонительной фазе у «Краснодара» явно недорабатывал Классон, дававший Кверквелии время для подготовки длинной передачи. Кроме того, при атаке «Локомотива» справа Калешин слишком смещался в центр (хотя остальные футболисты гостей перекрывали своих непосредственных оппонентов), оставляя за своей спиной свободного Виталия Денисова. За время полета мяча Калешин не успевал вернуться на край, и Денисов беспрепятственно получал мяч.
«Зенит» и низкие защитные блоки
Питерцы в очередной раз провели неубедительный матч против команды, использующей схему с тремя центральными защитниками. Команда Луческу имела подавляющее преимущество по владению мячом (70% на 30%) и количеству ударов по воротам (19 против 7 у «Амкара»). Владение получилось стерильным, а удельный вес многочисленных ударов гостей не превысил вес попыток пермяков.
1 аномалия
«У «Терека» не было цели только обороняться и играть на ничью», – заявил Рашид Рахимов после матча с «Ростовом». Можно ли всерьез рассчитывать на большее, чем одно очко, если не наносить ни одного удара в створ, зато совершить 62 (!) выноса за матч? Андрей Семенов в одиночку сделал столько же выносов, сколько все футболисты ростовчан, а Анхель вынес мяч лишь на 1 раз меньше своего партнера по центру обороны. Абсолютный рекорд сезона.
Фото: РИА Новости/Александр Вильф
Почему не бегали в первом тайме, Каррера высказал гипотезу о том, что выигрыш Амкара повлиял психологически. Думаю, что вопрос несколько сложнее, насколько я понял, команда смотрела данный матч, естественно топила за Амкар, просто растратили эмоциональные ресурсы. Я думаю надо прекращать эту практику, смотреть матчи конкурентов за час/два до своего матча. Возможно я ошибаюсь, но Фернандо точно сказал в своей вьюхе, что смотрел тот матч, скорее всего не один.
По поводу проблем Спартака из-за отсутствия Глушакова - тоже весьма спорное утверждение. Глушаков очень слабо выглядел с Краснодаром, почти не открываясь для приёма мяча, и там вариантов в позиционке у Спартака было еще меньше. Возможно, Зобнина временами по привычке тянуло на фланг, но второй тайм он отыграл очень прилично, три потенциально голевые атаки разогнал.
Прочитав оценку эпизода здесь, сразу теряется смысл чтения всего остального. Нужно все-таки читать что говорят тренеры после игры, перед тем как творить подобные статьи.
Хотя, рубрика классная и очень интересная. Но экспертное мнение нужно подтянуть, а разобранные моменты сгруппировать по матчам.