14 мин.

«Барселона» — ПСЖ. Тактический обзор матча

Эти исторические девяносто с лишним минут футбола являются своеобразным героическим эпосом от футбола. Сказанием о том, как группа мужчин в сине-гранатовой экипировке ни на минуту не позволили себе потерять надежду. Они продолжали верить даже тогда, когда опускались руки у тех, кто пришёл поддержать их, футболистов, пытавшихся исправить, казалось бы, неисправимое. Во всяком случае, в итоговый, положительный для «Барселоны» результат верили только отчаянные оптимисты.

С той минуты, как прозвучал финальный свисток немецкого судьи Айтекина, оповестившего футбольный мир о свершении одного из самых чудесных камбеков в истории футбола, прошло совсем немного времени. Но о великой победе «Барселоны» Луиса Энрике уже успели много написать. Уверен, напишут ещё не раз, соревнуясь в красочности повествования и витиеватости литературного слога, не стесняясь в эпитетах и не скупясь на хвалебные речи в адрес футболистов, которые действительно заслужили самых лестных отзывов.

Этот матч меньше всего нуждается в тактических выкладках для масштабности её описания. Не тактика стала первой и второй причиной того, что крепкий, укомплектованный высококлассными исполнителями амбициозный клуб из столицы Франции получил свою самую звонкую оплеуху за последние минимум 30 лет своей истории. А поистине животная страсть и отчаянное желание футболистов «Барсы», трансформировавшиеся в чудовищное по своей интенсивности давление, которое они обрушили на головы несчастных парижан. Титанический объем усилий, который приложил к победе каждый. Даже Лео Месси, потный, взвинченный, временами раздражённый и бросающий испепеляющие взгляды на арбитра и соперников. Лицо вчерашней победы — это Иван Ракитич, который умер вчера на поле. Оставил все силы до последней капли. Блондин из Хорватии был вездесущ: он помогал отбирать мяч, а потом рвался вперед, чтобы занять место там, у линии штрафной площади соперника. Потом снова отбирал и опять стремглав бежал создавать глубину атаки или отчаянно нёсся восстановить теперь уже ширину фронта атаки, тем самым компенсируя очередное горизонтальное смещение неугомонного Рафиньи.

И всё же наивно было бы полагать, что в спортивном состязании такого высокого уровня, как плей-офф Лиги Чемпионов, возможно победить только благодаря большому желанию и сопутствующему везению. Этого тем более мало, если стоит задача отыграть гандикап в 4-5 голов у соперника, который если и уступает тебе в классе, то ненамного. Только совокупность факторов, в определённый момент сыгравших за тебя, может привести к результату, сопоставимому с чудом. Что и случилось вчера на переполненном под завязку «Камп Ноу».

«Барса» несоизмеримо больше хотела выиграть, а в ключевые моменты ей сказочно везло: где-то помог отскок, где-то не увидел арбитр, а в определенные моменты не был удачлив соперник. И в то же время «Барселона» продемонстрировала хорошую организацию игры. Команда справилась со многими из поставленных перед ней тактических задач. Особенно что качается действий в оборонительной фазе. Попробуем разобраться, какие решения помогли «Барселоне» одержать историческую победу над ПСЖ.

Мало кто перед игрой сомневался, что «Барселона» в матче против ПСЖ сделает ставку на приглянувшуюся Луису Энрике схему игры с тремя центральными защитниками. Но всё же без неожиданного решения в этом матче не обошлось. Если предпочтение Умтити в качестве ЛЦЗ в противовес Альбе заранее прогнозировалось, то отсутствие в стартовом составе Серхи Роберто могло означать только одно — Барса будет рисковать с первых минут матча. Если с «Атлетико» и «Сельтой» в фазе позиционной обороны Роберто из центрального полузащитника трансформировался в правого защитника, и «Барса» привычно выстраивалась в «4-4-2», то на этот раз за бровку целиком и полностью отвечал Рафинья, которого должен был страховать Маскерано. 

Расстановка №1: «3-3-4». Матч с «Сельтой».

 

Расстановка №2: Матч с «Сельтой». Оборонительная фаза. 

 

Расстановка №3: «Барселона» — ПСЖ 6:1. Схема «3-3-4». 

«Барса» не собиралась терять время на позиционную защиту! С самого стартового свистка расстановка хозяев больше выглядела именно как «3-3-4». 

Открывания Иньесты и Ракитича на полуфлангах, и смещение Месси в пространство между линиями освобождает зоны фланговым нападающим «Барселоны» 

В свою очередь, Унаи Эмери сделал два изменения в стартовом составе по сравнению с первым матчем, одна из них была довольно говорящей. Креативного Ди Марию в старте заменил скоростной дриблер Моура, что недвусмысленно намекало на желание парижан эффективно использовать свободные зоны, которые бы оставлял идущий на риск противник. То есть ПСЖ собирался удерживать преимущество и играть на контратаках. А молодого Кимпембе в стартовом составе заменил Тьяго Сильва, но такую рокировку язык не повернётся расценивать как ослабление состава. 

Гостевая команда старается защищаться узко. Пять футболистов во второй линии по замыслу должны были обеспечить плотность на подступах к зоне «14», а заодно благодаря глубокому раположению Моуры и Дракслера обеспечить поддержку Менье и Курзавы в их противодействии Неймару и Рафинье. В обязанности Кавани входит изоляция Бускетса от передач.

Первые минуты игры гости обозначили стремление не прижиматься к собственным воротом и обороняться довольно высоким и узко располагающимся блоком. С чем явно была не согласна «Барса», сразу же принявшаяся вдавливать ПСЖ в его штрафную площадь.

 

Начинали гости игру с довольно высокой линией защиты. 

Месси перекрывает собой передачу на Сильву, тем самым вынуждая Траппа играть на чужую половину поля длинной передачей. Довольно рискованная тактика «Барселоны», ставшая эффективной благодаря выдающейся игре троих центральных защитников каталонского клуба, вынужденных всю игру противостоять своим непосредственным визави в одиночестве.

И даже жестикуляция Эмери, требующего от своих подопечных не прижиматься к собственным воротам, не принесла должного эффекта. Во многом благодаря такому положению дел и случился быстрый гол, на который так рассчитывала «Барселона», и который по логике вещей обязан был избежать ПСЖ.

Идёт всего лишь только третья минута игры. Вся команда Эмери уместилась на участке поля равной тому, что «Барса» использует на тренировках для «рондо».

«Барселона» получила дополнительный психологический импульс, а гости достаточно продолжительное время выглядели напуганными, что, правда, не мешало парижанам довольно уверенно и компактно обороняться.«Барса» хоть и забила в первом тайме два гола, но ничего путного у ворот соперника не создала. Запомнился только удар Суареса в руки Траппа после передачи Месси. Как бы парадоксально это не звучало, учитывая шесть пропущенных соперником голов, но игра в атаке по большому счету у «Барсы» в этом матче не получилась. Во многом благодаря тому, что, как и в первой игре этих двух команд, футболисты ПСЖ очень уверенно перекрыли кислород Лео Месси.

Любая попытка Месси занять позицию между линиями немедленно привлекала к себе пристальное внимание Рабио… … или Матюиди!  

А без паса на изолированного Месси и учитывая далекую от оптимальной форму Иньесты, в атаке «Барселоне» оставалось уповать только на индивидуальные действия Неймара и, в меньшей степени, Суареса. Да, «Барса» испытывала проблемы с созданием голевых моментов, но нешуточное давление, которое каталонская команда оказывала на противника, вынуждало его допускать результативные ошибки. 

Ловушка на фланге захлопнулась. Единственный адресат для передачи Вератти, который через мгновение потеряет мяч. 

Как известно, чем ближе к собственным воротам ты обороняешься, тем выше риск совершить оплошность, зависеть от судейского решения и быть подверженным влиянию нелепой случайности. Довольно часто бывает достаточно и одной ошибки, чтобы потерпеть фиаско, как в случае со знаменитым голом Иньесты на «Стэмфорд Бридж». На этот раз фортуна решила вдоволь покуражиться над бедными футболистами гостевой команды. Удивительно, но в этом матче практически любая ошибка оборачивалась голом в ворота команды Унаи Эмери. В результате, не создав по большому счету ничего путного, «Барселона» увеличила счёт после нелепого автогола, забила ещё один благодаря необязательному стандарту и реализовала два пенальти, как минимум один из которых спорный. Если учесть, что и первый гол в определённом смысле получился курьезным, то в сухом остатке остается только победный мяч Серхи Роберто.

Отчаянное стремление гостей не давать «Барселоне» пространства для быстрой контратаки в совокупности с низкой линией обороны вылилось в чрезмерную кучность защитных порядков парижан, что не могло не сказаться на контратакующем потенциале команды.

Вот так ПСЖ оборонялся против атакующей четверки «блауграны» 

И наоборот, возможность целиком и полностью разместить своих полевых игроков глубоко на половине поля соперника делала контрпрессинг хозяев поля донельзя эффективным.

Совершив потерю, футболисты «Барсы» немедленно включаются в контрпрессинг. Единственный вариант передачи для Матюиди уверенно пресекает игрой на опережение Умтити, который не дал скоростному Моуре сделать ровным счетом ничего!

Потеряв мяч, футболисты «Барсы» оказывали чудовищное давление на оборону соперника, немедленно возвращая его себе. Благодаря слаженным и чрезвычайно интенсивным действиям футболистов «Барсы» в коллективном отборе, противник в первом тайме считанное количество раз пересек середину поля. 

Картинка №1: Контрпрессинг «Барселоны» по принципу «все к мячу». 

Картинка №2: И еще прекрасный пример гегенпрессинга в исполнении хозяев поля. 

Картинка №3: Снова удачный пример прессинга. На этот раз в качестве «триггера» сработал скачущий мяч, принятый лицом к собственным воротам. 

Картинка №4: Другой, удачный пример ориентира в лице центрального защитника ПСЖ Сильвы, который принял снаряд спиной к чужим воротам. Через мгновение бразилец мяч потеряет, что обернется довольно опасным подходом к воротам Траппа. 

Особенно стоит выделить великолепную игру Умтити и Маскерано, которые благодаря блестящей игре на перехватах своевременно перегрызали любые попытки вертикального выхода из обороны с помощью скоростных Моуры и Дракслера. По сути защитникам «Барселоны» на протяжении всего матча приходилось противостоять нападающим «Пари Сен-Жермен» один в один. Чтобы оградить тяжеловесного Пике от противостояния с кем-либо из юркой пары Дракслер/Моура, впервые с момента использования схемы с тремя центральными защитниками Жерар перешёл в центр.

Помимо неудачной игры обороны гостей в эпизодах с забитыми голами, в первом тайме именно выдающийся прессинг стал основной причиной того, что «Барса» безраздельно доминировала над соперником в первом тайме.

В дебюте второго тайма ПСЖ обозначил высокий прессинг на коротком отрезке времени, после чего был вновь вдавлен в собственную штрафную площадь. И только третий гол в ворота Траппа вынудил гостей встрепенуться и попробовать отодвинуть игру от собственных ворот. Именно в следующие 20 минут игрового времени гостевая команда создала у ворот тер Штегена все свои голевые моменты. Начали активно подключаться крайние защитники парижан. Высоко прессингующей группе атаки с переменным успехом удавалось вынуждать соперника выходить из обороны длинными передачами.

Картинка №1: Бускетс и Умтити не разобрались, и Моура выдернул француза из его зоны, что позволило неожиданно подключившемуся Менье остаться с Неймаром один на один. Эпизод закончился ударом Кавани в штангу. Через 7 минут в схожей ситуации очередной рейд Менье завершился прострелом в штрафную, с которым Пике справился не без труда. 

ааа

Картинка №2: Футболисты ПСЖ включились в коллективный отбор на половине поля соперника. В таком ключе парижане провели весь домашний матч. На «Камп Ноу» прессинг в исполнении футболистов французского клуба зрители увидели считанное количество раз. 

ббб

«У Барсы» в эти минуты стали возникать свободные зоны в середине поля, сообщающие о том, что полузащитники «блауграны» «поднаелись», и смена декораций, вылившаяся в преодоление длинных дистанций, выматывает их. Луису Энрике не хватило времени для принятия решения. «Пари Сен-Жермен» забил вожделенный гол и обязан был забить второй. После чего снова решил сыграть на удержание счёта. 

Гости пытаются вынудить голкипера «Барселоны» сделать передачу на фланг. Два футболиста в белых футболках в опорной зоне расположились по обе стороны от Жерара Пике. К такой конфигурации высокого прессинга совсем недавно прибегал мадридский «Атлетико» Диего Симеоне. 

В этот раз такое решение выглядело ещё более логичным, чем в начале игры. Заменив форварда на защитника, Эмери продемонстрировал свою солидарность с футболистами. Психологическое преимущество было полностью на стороне гостей. Можно предположить, что большинство из футболистов «Барселоны», находящихся в этот момент на поле, перестали верить в возможность достижения своей цели. Но то, что произошло в заключительные 10 минут, с трудом поддаётся описанию. ПСЖ полностью провалился. Футболисты столичного клуба не пробовали зацепиться за мяч и контролировать его, во всей видимости, полагая, что отыграть три гола за оставшееся до конца игры время невозможно, даже если гостевая команда перестанет играть в футбол и просто построится в два ряда у собственных ворот. Соперник позволил «Барселоне» вернуться в игру и выжать максимум из каждого полумомента. Игроки ПСЖ нарушали правила там, где совершенно не было необходимости этого делать. Теряли концентрацию в моменты, когда это было смерти подобно.

При всём очевидном великолепии достижения «Барселоны», коллектив Эмери продемонстрировал, что ментально не готов бороться за трофеи, что в некоторой степени удивительно, учитывая масштабы личностей целого ряда ведущих игроков «Пари Сен-Жермен». Команда, ставящая перед собой большие цели и обладающая для достижения этих целей колоссальными финансовыми и человеческими ресурсами, не имеет право на такую бесхребетность. При всём уважении к «Барселоне», она переживает не самые лучшие времена. И «влетать» настолько эпически не лучшей «Барселоне» с её известным набором проблем, даже при сумасшедшей заряженности футболистов «блауграны» на победу — это факт, говорящий в первую очередь о психологической несостоятельности оппонента. Да даже лучшей «Барсе» так влетать негоже, если имеешь преимущество в четыре гола и целишься на итоговую победу в турнире. Матёрый и опытный сине-гранатовый зверь сначала вынудил сомневаться, потом напугал, а в довершение навёл ужас и панику на противника.

Всё, что случилось с ПСЖ в этой игре, можно охарактеризовать фразой Томаса Менье:

Автор: Заур Махараммов 

«С небес на землю»: мнение из Парижа 

Главный герой «Ремонтады» 

«Барса» и «Мадрид» представят Класико в Майами