Урок. Впрок?
Третий закон Ньютона гласит: сила послематчевого разочарования равна силе предматчевого очарования. И простейшее следствие, которое настолько просто, что ему не присвоено даже ничье имя: если мы, рассматривая предматчевые расклады, не опираемся на собственные эмоции, а ищем что-то более весомое класс, потенциал, ну, хоть и в нашем субъективном понимании соответственно и после игры эмоции опорой нам не станут.
Поэтому, если вы расстроены поражением «Спартака, поскольку ждали большего это нормально с точки зрения логики и несущественно для понимания произошедшего.
Многие мои коллеги говорили во время матча и по его окончании, что эта игра для «Спартака» урок и школа. Я согласен. Вообще это известный риторический прием. Он перестает быть риторическим только тогда, когда мы вспомним а это не сложно, в школе все учились что урок только тогда чему-нибудь способен научить, если за него выставляется оценка. Если он становится критерием усвоенного материала, компетентности в споре (а футбол, поскольку он игра - такое же состязание, как школьная дискуссия, просто на другую тему и с другими ставками).
И в этом смысле констатация того, что урок прошел, не значит ничего или почти ничего. Важно, как ученик себя на нем проявил. Иначе для уроков не обязательно выходить на поле. Можно учиться по телевизору и даже во сне (теперь есть такие методики). Иначе нет никакой (совершенно никакой) разницы между игроками первой команды общества «Спартак», которая вышла на поле играть матч Лиги Чемпионов, и учащимися спартаковской школы, которые получили в клубе билеты на матч и пришли на трибуны, а избранные из них подавали в матче мячи. Они ведь тоже получили эти билеты в академических целях и, конечно, мотали по ходу дела на ус, кто что мог.
Кстати, когда на поле выходил Жано, на заднем плане стоял румяный мальчик-подавальщик, про которого сразу захотелось сказать: а вот Антон Шунин в возрасте 12 лет. Ну, это так. К слову.
Так вот. Безусловно, по ходу матча последние сомнения о соотношении класса двух команд отпали довольно быстро. «Челси» играл так, как надо было играть со «Спартаком» командой, во-первых, удачливой (и поэтому важно было исключить риск), и командой молодой, а ещё сравнительно новой. Это не одно и то же молодость подразумевает сравнительную неискушенность, а новизна непрочность игровых связей. С такой командой нужно играть, если ты, конечно, можешь так играть, оказывая на нее давление постоянно в любой момент времени, на любом участке поля. Для того, чтобы через неплотно пригнанные стыки стала просачиваться вода. Для того, чтобы из молодости проклевывалась растерянность.
«Челси», кстати, на мой взгляд, сейчас сильнейшая команда в мире. Именно сейчас, на старте. В ее действиях просто отсутствует какой-либо стартовый синдром, нет никаких проблем, кроме травм а для клуба таких амбиций травмы проблемой быть не могут. Сильнейшие! Это само по себе не делает их фаворитами сезона, конечно, потому что в дальнейшем другие тоже доберут. Но в данный момент да.
Так вот. Нужно признать, что, поставив перед собой задачу на игру, «Челси» решил ее в общем-то минимальными средствами. Команда играла в среднем темпе, контролируя мяч и вступая за него в борьбу в случае потери ровно на том месте, где эта оказия случалась. Причем делалось это в полном порядке вспомню к слову восхищение коллеги Черданцева идеальным полузащитным ромбом лондонцев.
Не без удачи? Конечно, не без. У Жиркова такой удар не всякий раз получится. Ну и, собственно, что? Логика-то не в повторении. Повторенье мать ученья, это тренировка, а не игра; а вот в игре почти такой же шанс, и позиция лучше, были у Дмитрия Комбарова, и мяч свалился с ноги и ушел выше. Вот разница в классе между Дмитрием Комбаровым и Юрием Жирковым именно в этом.
Что не новость. Жирков игрок сборной. Комбаров тоже, надеемся, и той же; но в будущем. Чётко пока не очерченном. Чтобы приблизить его см. выше: повторенье мать ученья.
Три удара в створ два гола. Два гола в первом тайме и второй становится для «Челси» ожиданием финального свистка. Становится уроком для их сине-белой, с красным воротничком, молодёжи Макихран, ван Анхолт, и третий, как его, беса... Я вообще впервые слышу первые два имени. Но это будни «Челси»: при среднем возрасте лидеров, а также при том внимании, которое клубная администрация, нанятая Абрамовичем, с первого дня уделяла собственной академии молодежь проверять пора. Она получает свой шанс в деле плановой смены поколений. Всё у лондонцев в порядке с пацанвой; можно было бы поставить за урок и пятерку, но, чтоб не зазнавались четверочку. Нечего захваливать, да и чтоб пятерку за игру в «Челси» получать это надо не просто с задачей справиться, но и блеснуть.
Вот так же и «Спартак». Нет ничего удивительного, неожиданного и скверного в том, чтобы проиграть «Челси». Нет. 0:2 не страшно.
Но если тебя побеждают спокойно, переходя местами на шаг, на классе это не делает тебе чести. Никогда. Если ты теряешься, не зная, что предпринять, на протяжении целого тайма тебя это не красит. И выводы отсюда не могут равняться фразе, что проиграть «Челси», в принципе, не страшно. Это троечка.
А как раз тройки «Спартаку» получать должно быть стыдно. Потому, что тройка это «посредственно». Смысл же игры «Спартака», и идеи «Спартака», и даже знамени «Спартака» именно в том, что он может, конечно, проиграть и сыграть плохо иногда это случается со всеми. Но посредственно играть не может. Для «Спартака» посредственность хуже неуда. Потому, что это означает, что собой он не был. Да, был второй тайм; это отрадно, но тем не менее это было время, когда судьба матча была решена, и задача соперника была чисто технической.
Само по себе не катастрофа. Куда там! Мы, наблюдатели-журналисты и наблюдатели-болельщики, тоже должны помнить, что команда нова и молода. Господь с вами, какая же это отговорка? Да ни разу. Факт это, на этом вся челсийская игра была замешана и на этом она и сработала. Но в этом надо отдавать себе отчет.
Тогда челсийские уроки пойдут впрок, когда, пусть и проиграв (хотя и это совершенно не обязательно), «Спартак» где-то и в чем-то сумеет блеснуть. Ну, и еще не будет выглядеть растерянным. Вот тогда сам урок будет важнее оценки на табло.
А сейчас не важнее.
Вопросы, сомнения и неясности можно обсудить в конференции. Велкам!
Согласен с Егором - Спартак обыгран «на классе», пешком. Спартак не показал даже половину командной скорости, которую в предпоследней игре демонстрировала Астон Вилла. Забивные в чемпионате России бразильцы Ари и Веллитон - как в глухую стену упирались; Терри съел обоих...
35 минут первого тайма команды на поле не было, что и предопределило результат.
а если б Челси вышел на второй тайм как на первый? Было бы как с Шахтером?
речь о том, что Спартак с Челси играл так, как того позволил соперник. То есть соперник вчистую Спартак переиграл. И все красивые стеночки, забегания, пасы пяткой и даже удары в Чеха - это ни о чем. Это не спартак заставил Челси так играть, это самим лондонцам надоело происходящее на поле. Им не хотелось ломаться. И на фоне спящего монстра Спартак показал себя молодцом!
Вот Рубин с Барсой играл по-другому. Он заставил Барсу играть так, как ему надо. Соизмеряя свои возможности и возможности соперника. Наивно думать, что кто-то способен отобрать у Барсы мяч. Но в результате Рубин имеет после 3-х игр с Барсой положительный баланс (1-2-0), полученный на строгом выполнении тренерских задумок. А спартак - красивую (с т.з. некоторых болельщиков) игру и полное отсутствие надежд на противостояние с Челси. Если только на трибуне не будет Хоттабыча...
Но решили всего вышеперечисленного не делать, не холуйничать, не пресмыкаться, а просто сыграли 2:2 и 0:1.
С приветом, российским болельщикам!