Почему мы не любим лыжное ориентирование?
Когда по Красноярску пролетела новость, что в преддверии Универсиады-2019 пройдет тестовое соревнование – Чемпионат мира по лыжному ориентированию, все ахнули. Вернее сказать, на словосочетании «чемпионат мира» восторженно ахнули, на «лыжном ориентировании» разочарованно выдохнули. Мы рады тому, что в по красноярской землице ходят чуть более 120 спортсменов со всего мира, мы рады и тому, что трассы Академии биатлона оказались годными для быстрых финских и норвежских лыж, но чувства праздника спорта в городе нет, наша радость спотыкается о вид спорта, в котором соревнуются атлеты. «Спортивное ориентирование на лыжах» - это что за зверь, и что это за планшет у них на груди», - спрашивает каждая вторая тетя Маша и даже прогрессивный студент Ваня, переключая канал.
Ответ на вопрос, заданный в начале этого опуса, на поверхности – мы ориентирование не «не любим». Мы его не понимаем. Стоит признать, что спортивное ориентирование – спорт довольно сложный для обывателя, привыкшего к лыжным гонкам и биатлону, которые получили гораздо большую популярность. В нем нет 10-километровой трассы с контрольными отметками, по которой бегут все до единого спортсмены, нет статистики, в которой все тоже понятно – кто быстрее бежит, тот и первый. Зато в ориентировании есть карта с контрольными пунктами, и хаотично движущиеся по всему лесу люди, которые непременно доходят до финиша, но как они это делают – неизвестно.
Но стоит только приоткрыть дверцу в этот нелинейный мир компасов и карт, как тебя затягивает, кажется, на всю жизнь. Мы попробуем рассказать вам, в чем же соль.
Главная цель гонки спортивного ориентирования – выиграть (да-да, ничего нового). Чтобы победить, спортсмену нужно преодолеть определенное количество контрольных пунктов (КП), говоря всем понятным молодежным сленгом, зачикиниться на точке. Карту с расположениями КП спортсмены получают за 15 секунд до начала гонки, и эта четверть минуты, пожалуй, самый ответственный момент в этой гонке: спортсмены должны «прочитать» карту и выбрать (да, именно выбрать), каким именно путем они побегут до следующего пункта.
Чтобы стало еще понятнее, перед каждой гонкой организаторы готовят трассу, которая состоит из главной «магистрали», утрамбованной ратраком, и из сотни километров узких тропинок и дорожек, проложенных в лесу, где и спрятан контрольный пункт. Ориентировщик должен выбрать, когда ему свернуть, суметь не потерять управление на узких тропках и не заплутать. Притом быстрое скольжение никто не отменял.
Кстати, первые гонки чемпионата мира в Красноярске уже успели доказать, что вышеперечисленные скилы ориентировщику действительно необходимы. Так, например, в мужском спринте эстонский спортсмен решил никуда не сворачивать и, катясь по главной, выехал за пределы спортивной карты, что даже система GPS-трекинга его потеряла. Красноярец Владимир Барчуков в гуще леса потерял лапку от лыжи, и выбыл из борьбы за призы, потеряв скорость. Норвежцы, чехи да и наши, русские, теряли управление, падали, теряли драгоценные секунды. Все это привело к очень драматической развязке: пару минут красноярская публика радовалась на первый российский подиум чемпионата мира, как из-за поворота вылетел Ульрик Нордберг, не лидировавший на протяжении всего спринта, и сместил Кирилла Веселова на 4 место, Сергея Горланова –на 3-е, а Андрея Ламова, которому, будем честны, помешали на выкате на финиш, - на второе, выиграв у него 1,6 секунды. Стадион загудел от диссонанса и неожиданного конца, швед возопил от радости и неожиданного конца.
Обвинить спортивное ориентирование в предсказуемости в принципе невозможно. Вчерашние фавориты – сегодняшние неудачники, и наоборот. Судьба мирового чемпионства в коротком виде программы решается в течение каких-то 15 минут. Кстати, система определения трассы в ориентировании тоже специфична, ее прокладывают в соответствие с прогнозируемой продолжительностью гонки. Поэтому и дистанции в этом виде спорта «средние», «длинные» и «короткие». Например, специалисты прогнозируют, что лидеры спринта пройдут гонку в интервале от 13 до 15 минут, и начинается разметка трассы, выбор контрольных пунктов и расчёт времени прохождения КП как по прямому маршруту, так и по альтернативному.
Самое подходящее определение для ориентирования – это нелинейность. Учиться любить спортивное ориентирование – это то же самое, что учиться мыслить нелинейно. Нам сложно, мозг сопротивляется понимать, что бежать к цели можно и не по намеченному кем-то заранее пути. Но если единожды увидишь этот спорт во всем его объеме, то никогда не придет в голову мысль, что лыжное ориентирование – это скучно.