После Энрике: история новой-старой «Барселоны»
Уход главного тренера каталонцев, испанца Энрике, во многом напоминает последние месяцы работы Хосепа Гвардиолы: такой же уставший вид, те же ошибки, те же постоянные вопросы со стороны прессы. Копнув глубже, кажется, что и психологическое восприятие болельщиками и игроками этой новости, совпадает практически полностью.
Конец апреля 2012 года. Спустя несколько дней после эпопеи на «Камп Ноу», в которой Торрес забивает гол, обретающий контекст восклицательного знака для обеих встреч «Барселоны» и «Челси», каталонец дает пресс-конференцию. Сидя перед экраном монитора сложно было улавливать, что именно говорил тренер сине-гранатовых – ровно до того момента, как не пока показали лица игроков, сидящих в первом ряду. Взгляд Пуйоля, Пике, Хави и Иньесты в одну секунду открыли миру всё то, что давно уже вертелось на уме у футбольных экспертов и критиков.
«Он уходит», — подумала я. Но мозг отказывался верить. Даже после прочтения новостей с официального сайта, даже после сообщений друзей и барсаманов. Более того, даже в финале Кубка Короля меня не покидала крошечная надежда, что сейчас он подойдет к прессе и заявит, будто это была шутка или специально продуманный шаг, который помог команде найти нужный стимул для хорошего завершения сезона.
Матч с «Эспаньолом» на родном стадионе, несмотря на изобилие голов, в эмоциональном плане больше был похож на трагедию. Прощальные плакаты, сотни слов благодарности и тысячи аплодисментов. Даже Месси не смог устоять, лично отблагодарив четырьмя голами не только лучшего в мире тренера, но и человека, который стал ему вторым отцом.
Затянувшаяся прощальная речь, быстрый уход с поля, непрекращающиеся песни фанатов по всему миру. Лишь немногие из них, из нас, позже стали свидетелями более интимного прощания великого тренера с трибунами «Камп Ноу». И пока сын великого тренера копировал жесты своего отца, каждый из нас плакал, пусть кто-то наяву, а кто-то нет. Эра подходила к концу, оставляя больше вопросов, чем ответов. Каким будет Гвардиола без «Барсы» и какая будет «Барса» без Гвардиолы?
Спустя почти пять лет, история повторяется, с тем только различием, что Энрике не ждал ответного матча. Тогда был «Челси», а через несколько дней – ПСЖ. Как и несколько лет назад, у каждого есть опасения по поводу исхода предстоящей встречи, однако есть и вера, пускай и небольшая в возможность любого результата (даже того, который позволит «Барсе» пройти дальше).
Но какой поворот не выбрала бы судьба, это уже совсем не важно. «Он уходит», — теперь это не просто догадки, это реальность, которую Энрике создал, дав интервью пару дней назад. И теперь можно смело начинать обратный отсчёт, в котором вместятся тринадцать матчей Ла Лиги, финал Кубка Короля и приезд «Пари Сен-Жермен» в Каталонию.
Многие пытаются воссоздать сложившуюся ситуацию на моделях своей реальности: люди задаются сложными вопросами и ищут на них ответы, будучи ограниченными в знаниях. Но даже это делает разгадку куда проще — она всегда была, есть и будет на поверхности айсберга. Ответы не в нас, не в нашем окружении и вовсе не в самом Энрике (хотя весьма очевидно, что эта история может быть описана фразой «любовь живет три года»).
Вы не задумывались о том, что в отличие от английской Премьер-лиги, Лиги 1 во Франции и даже немецкой Бундеслиги, испанская Примера всегда существовала благодаря таким клубам, как «Барселона» и «Мадрид»?
С самого рождения они словно были призваны стать гигантами не только пиренейского футбола, но и восседать на Олимпе мирового футбола в целом? Даже несмотря на весьма посредственное (в плане результатов) прошлое столетие, испанцы всегда давали о себе знать и нередко ставили финальную точку в важных матчах и сражениях.
Страсть, бушующая в крови у футболистов, стремление быть лучше заставляли постоянно совершенствоваться. А потом однажды в Каталонию забрел дядюшка Кройфф. Осветив эру сине-гранатового футбола новой мыслью, а после и вовсе узаконив новые правила игры, он стал Прометеем барселонизма, создавая новый путь идеи вечной гегемонии. И с того самого дня, когда Пеп Гвардиола поднял Кубок европейских Чемпионов, «Барселона» переродилась.
Шло время, десятилетия сменяли друг друга, а жажда демонстрировать своё величие, быть лучшими не на словах, а в каждой секунде футбольного матча, прививались всем, кому выпала честь надевать форму с клубной эмблемой. Закладываясь в ДНК, желание поднимать чаши над головой вело вперёд целую плеяду игроков, которые сегодня именуются лучшими в своем деле.
Но возможность перевести эфемерные потребности в достижимые цели досталась именно Хосепу Гвардиоле, который, оглядываясь на результаты Франка Райкаарда, просто не мог желать меньшего.
И тогда «Барселона» поглотила его. Всего. Без остатка.
Когда ты приходишь работать в такую команду, тебя манят перспективы, возможность приобретать игроков любого класса, рвение строить команду мечты, будто в компьютерной игре, которая внезапно стала реальностью.
Тебе кажется, что ты свободен в выборе тактики на матч, расстановки на целый сезон, поиске запасных вариантов и «путей отхода».
У тебя есть силы, желание и цель – покорить этот мир, превратить команду в идеал, о котором будут слагать легенды, сделать всё, чтобы этих игроков знали и почитали в каждом уголке планеты.
Только это вовсе не твой выбор. Как бы сумбурно это не звучало, в «Барселоне» никто не имеет права голоса. И тебе лишь кажется, что ты можешь быть свободен: с момента, когда ты оставил подпись в контракте, тобой управляет «Барселона».
Она занимает все твои мысли, каждую свободную минуту, каждый день. Без перерывов, без выходных. Каждый Её фанат из каждого богом забытого места, каждый журналист, хоть раз упомянувший Её название, каждый прохожий, случайно попавший на трибуну Её стадиона, — все они управляют тем, кем ты должен быть. Её философия так и кричит тебе безмолвным голосом: «Побеждай, во что бы то ни было!», «Борись до последних секунд!», «Будь лучшим всегда и везде!». Но мой самый любимый, пожалуй, — «Видишь кубок? – Он должен быть твоим!».
Гонка за всеми возможными титулами и чашами – признак силы или слабости? Гегемония ли это тренера и его подопечных или проявление обязанностей перед философией клуба? После магического триплета, когда планка поднялась на уровень небес, и даже выше, — сложно возвращаться в реальность. Она и не хотела. «Барселона», как и все, кто хоть раз вкусил сладость запретного плода, уже не могла остановиться.
Теперь Она должна быть сильной, могущественной, восседать на футбольном Олимпе и управлять миром. И такие требования она предъявляет абсолютно всем, кто входит в Святая Святых.
Луис Энрике не оказался исключением. С первых его дней шла закулисная борьба свободы тренера и величия философии. Вторая победила. В очередной раз. И, знаете, наверное, немного жаль, что эту систему суждений ничто не сломает: ни уход очередного футбольного творца, ни проигрыш в Лиге Чемпионов. «Барселона» будет продолжать править сама собой, подбивая всех и каждого ежесекундно стремиться к успеху.
Возможно, когда-нибудь все те, кто постоянно критикуют игроков команды и её тренера, смогут хотя бы на долю секунды осознать тот груз ответственности перед клубом, который каждый из них несёт каждый день. И тогда тренеру, который пытался бороться за свою свободу, за право создавать и творить на таком прекрасном сине-гранатовом холсте, воздастся с лихвой. Каждый, кто прожил вместе с клубом эти три года, скажет спасибо, расплываясь в благодарной улыбке и с радостью вспоминая лучшие моменты этой Лучо-тим.
Только это будет не сегодня. Не в тот день, когда уставший за три года Энрике заявляет всему миру, что он перестанет носить сине-гранатовое бремя. Не тогда, когда «Барселона» будет гнать всех к очередному трофею, забывая о той игре, которая может делать счастливыми миллионы людей. Не тогда, когда ещё один Великий тренер обретет свободу действовать. Долгожданную. Безоценочную. Свободу.
P. S. Каким тернистым ни был путь, Энрике заслуживает быть в сердцах каждого барсамана.
Автор: Юлия Вишневская
Луис Суарес: «Решение тренера удивило нас, но его можно понять»
И, лично моё мнение, Месси не станет тренером. Великим тренером. Тренер это очень сильная личность, а Леонель ни как не лидер. Он гениальный футболист, одаренный природой, но тренером ему не быть...лично мое мнение