«Завязывай с футболом, ты выплюнешь внутренности в первом же матче». История болезни Мариуша Йопа
Как поляк из «Москвы» ждал новую печень.
Польского легионера Мариуша Йопа, лысого парнягу в центре защиты «Москвы», любили все. Пресс-служба радовалась: надо же, минимум затрат и самый цитируемый футболист в клубе. Сам игрок еще до приезда в Россию знал, что значит для русских его фамилия, и только улыбался, когда болельщики кричали: «Йоп, Йоп, только Йоп!»
Начало болезни
Впервые Мариуша скрутило летом 2000 года. После тренировки заныл желудок, началась лихорадка. На полусогнутых он доковылял до клубного врача. Тот осмотрел: «Да ладно, съел что-нибудь, отравился». Ну, съел, так съел.
На следующий день боль не утихала, но Мариуш поехал на тренировку, не хотел выпадать из процесса. Домой в тот вечер он уже не вернулся. На машине «скорой» его срочно доставили в больницу. Три недели он плотно находился под присмотром медиков: бесконечные анализы, процедуры, консилиумы врачей — точный диагноз никто поставить не мог. В итоге минус семь килограммов в весе, больничная койка и мысли, что все кругом – полное дерьмо.
Подозревали лейкемию. Чтобы удостовериться, нужно пройти пренеприятнейшую процедуру — биопсию костного мозга.
Когда невероятной толщины игла пронизывала кожу, Мариуш ничего не чувствовал — спасибо местной анестезии. Но когда эта же игла с хрустом проламывала тазовую кость — Святая Мария! — он даже не знал, что боль может быть такой дикой. Потом к игле прикрутили шприц и под давлением высосали весь костный мозг. Так ему тогда казалось.
В конце концов диагноз поставили – язвенный колит с поражением печени. Врачи были категоричны: «Парень, завязывай с футболом, ты выплюнешь свои внутренности в первом же матче, и это не шутка».
За четыре года до этих событий у Мариуша умерла мама. Крестная стала самым близким человеком, ей все и рассказал. Тогда он еще не думал, что может умереть, боялся одного — расстаться с футболом. Несколько месяцев назад он стал отцом, только-только вырвался из глухого провинциального клуба в «Вислу» — казалось, жизнь налаживается, карьера набирает обороты. Резко тормозить он просто не имел права.
После очередного анализа врачи сообщили, что добавился гепатит В. Где он его подхватил, Мариуш не знал, да где угодно: у стоматолога, во время забора крови. Сразу вспомнились многоразовые шприцы в региональной клинике. В общем, вариантов масса.
Еще через две недели ему вручили пачку медицинских рецептов, прописали строжайшую диету – фрукты, овощи, постные супчики, никакого алкоголя – и проводили с Богом. «Придерживайся, если хочешь продлить жизнь». Через три года на базе в «Москве» он грустно улыбнется, вспоминая эти слова.
В команде о проблемах Мариуша знали, но никто не мог подумать, что все так серьезно. А он сам в подробности не вдавался. Ни к чему.
На первых тренировках после больницы он чувствовал себя ужасно. Даже прогулка вокруг дома давалась с трудом. Только через месяц он начал приходить в себя, возвращаться к своей прежней форме. Но сезон он уже запорол. Продолжил готовиться к следующему.
Лекарства, режим и строгая диета успокоили печень, болезнь свернулась и задремала.
Помидоры без кожицы
В Россию Мариуш Йоп приехал летом 2004 года в статусе трехкратного чемпиона Польши, двукратного обладателя Кубка страны и игрока сборной. Все это время он строго соблюдал рекомендации врачей и вел абсолютно здоровый образ жизни. Даже помидоры по совету медиков он отчищал от кожицы.
Но когда Мариуш впервые приехал на подмосковную базу своего нового клуба, ужаснулся. В столовой подавали жирные говяжьи и свиные отбивные в толстой панировке, и еще лук, который русские ели так, как поляки яблоки. От одной мысли о предстоящем обеде печень напомнила о себе тупой ноющей болью.
А 21 июля 2004 года Мариуш Йоп стал первым поляком, забившим гол в российской премьер лиге. В матче против «Шинника» при счете 2:2 он получил мяч от Баба Адаму и с 25 метров зарядил по воротам. Когда мяч затрепыхался в сетке, поляк с безмерным счастьем на лице совершил сумасшедший забег по полю. Через шесть лет, обозленные его автоголом, фанаты «Вислы» придумают шутку: «Йоп — первый поляк, который осмелился купить русского судью, чтобы тот засчитал его гол».
Гол Мариуша в ворота «Спартака»
Попадание Йопа
В 2007 году Мариуш поехал домой в Краков на очередное обследование. Когда он услышал от врача результат УЗИ, землю выбило из-под ног. В глазах помутнело, а кровь отстукивала в висках аббревиатуру PSC — первичный склерозирующий холангит. Болезнь не сказать, что редкая — два-три человека на 100 тысяч, но Йоп попал. Впрочем, в его спортивной карьере не раз случались эпизоды, когда он попадал туда, куда попадать совершенно не следовало.
Но что самое паскудное, болезнь PSC не до конца изучена и практически неизлечима. Она неизбежно ведет либо к раку, либо к циррозу печени. Лекарства же только оттягивают неминуемую смерть. Лишь трансплантация печени признана единственным эффективным методом лечения.
Мариуш вышел из краковской больницы и не знал, что делать. Даже родным он ничего не сообщил, хотел сначала сам все осознать, свыкнуться с мыслью о болезни и ее последствиях. Потом он встал в очередь на донорскую печень и вернулся в Москву.
В России с клубными врачами Мариушу договориться было не сложно. Они считали: раз играешь, значит — проблем нет. Он им вторил: если выхожу на поле, значит готов. На сто процентов. В ожидании донора он хотел только одного — играть, пока есть силы.
****
Примерно в этот период Анна – супруга Йопа вернулась с сыном в Польшу. Вместе решили, что ребенку нужно учиться на родине. Через какое-то время Мариуш узнал о неверности жены и подал на развод. Начался долгий и скандальный бракоразводный процесс. Хотели все сделать тихо, но потом кто-то надоумил Анну обратиться с заявлением в СМИ.
В интервью польскому журналу пани Йоп рассказала, что мужу не изменяла, а вот у него порядком поехала крыша из-за денег в России (400 тыс. долларов в год). Деньги для него важнее семьи. «А еще, — говорила женщина, — он хочет оставить меня с детьми без средств к существованию. Несмотря на три квартиры и домик в Кракове, я вынуждена ютиться по съемным квартирам на окраине города».
Смертельная болезнь, распад семьи, разлука с детьми — чем-то история Йопа напоминает историю библейского персонажа Иова.
Ошибки Йопа
В начале июля 2009 года Мариуш закончил свою московскую эпопею и вернулся в Польшу, в «Вислу». Пришел как раз под Лигу Чемпионов.
15 июля «Висла» принимала во 2-ом раунде квалификации эстонскую «Левадию». Не бог весть какой соперник, но незадолго до перерыва Никита Андреев одним движением раскорячил Йопа на газоне и забил очень важный выездной гол. По сумме двух встреч польская команда сенсационно вылетела, и именно Мариуша назвали главным виновником этого падения. Если бы Йоп в те дни знал, что произойдет в конце сезона, он на эту оплошность даже внимания бы не обратил. Тьфу, а не ошибка, бывает.
До конца чемпионата 2009/10 оставалось два тура. Чтобы стать чемпионом «Висле» нужно было выигрывать две игры, и можно не смотреть, как там складываются дела у «Леха».
В дерби против «Краковии» все шло как надо, на 75-й минуте «Висла» забила и уверенно вела игру. Пока на третьей добавленной минуте мяч не нашел лысину Йопа. Как это произошло, Мариуш и сейчас не может объяснить. Никакой угрозы воротам, никакой опасности, борьбы — нужно было просто не трогать мяч, до финального свистка оставались буквально пять секунд. Это был самый болезненный удар в его спортивной карьере. В тот день одна половина Кракова аплодировала ему, другая — люто ненавидела. Никто уже не верил, что «Лех» сможет оступиться, этого и не произошло. Фанаты «Леха», конечно, не забыли отблагодарить Мариуша.
Журналисты лютовали: «Неудача может быть в какой-то одной конкретной ситуации. Здесь же мы видим постоянные ошибки абсолютно необученного игрока, который зарабатывает в месяц десятки тысяч долларов. К сожалению, в нашей лиге находятся люди, готовые ему за эту работу платить».
Все косяки Мариуша тут же вспомнили:
2003 год — первый матч 1/8 финала Кубка УЕФА против «Лацио» в Риме. При счете 1:1 Йоп оформляет автогол. По сумме двух встреч «Висла» сливается;
2008 год — ЧЕ. Австрия – Польша. Весь первый тайм австрийцы издевались на Йопом, как хотели. Он был слабым звеном, и в перерыве его заменили. Ни одна его ошибка не стала в той игре результативной, но этот матч ему припомнили;
2009 год — «Висла» – «Левадия» (см. выше);
2010 год — «Краковия» – «Висла»…
Стоит ли удивляться, что по окончании сезона Мариуша по-тихому, с серебряной медалью на шее, сплавили в забженский «Гурник». Сезон он отбегал за горняцкий клуб и закончил карьеру.
Новая жизнь
Все это время Мариуш продолжал находиться в «списке ожидания». Он верил, что телефон однажды зазвонит и ехать придется не откладывая. Мариуш знал, что в таких случаях сообщают сразу двум нуждающимся в донорском органе. Кто-то может по пути попасть под машину, заблудиться, в общем – просто не доехать. Но не печень должна ждать человека, а человек печень. Мариуш был первым в списке — звонок! — и своего шанса он не упустил.
К тому моменту родная печень Йопа была уже порядком изъедена циррозом. Мариуш ослаб, у него начался возвратный тиф, воспаление. Донор появился очень вовремя.
Восемь часов на операционном столе под глубоким наркозом. Когда очнулся, рядом находились отец, брат, крестная и любимая девушка.
Организм не отверг новый орган, печень прижилась. После выписки Мариуш продолжил вести здоровый образ жизни, не только ради себя, но и ради того парня, благодаря которому он получил новую жизнь. Закон не позволяет знать имя человека, известно только, что он погиб и был на десять лет младше Мариуша.
«Я понимаю, какой дар получил, — говорил Мариуш. — Благодаря ему я могу жить. Я получил новую жизнь. Посмертно он принес огромную пользу. Мало того, что при жизни этот парень согласился стать донором, так еще и семья его согласилась, когда потеряла родного человека».
«Береги себя!»
С середины 2012 года Мариуш Йоп работал в Краковской академии футбола, которая тесно связана с «Вислой». Закончил курсы UEFA Elite Youth А, это что-то вроде категории Pro для тренеров молодежки. А в прошлом году вернулся в «Вислу», тренирует детей.
В свободное время носится на мотоцикле по окрестностям Кракова и летает на параплане. Пару лет назад из любопытства Йоп прошел курсы и полюбил небо: «Представляете, 150 метров над землей?!» — радуется Мариуш, как ребенок.
Вот только семья не очень довольна его новым увлечением, наслышались о трагических случаях, и всякий раз, когда он отправляется в дорогу, просят: «Береги себя, Мариуш!»
Читать также: «Мы-то думали, мы из «Спартака», одни из лучших. Приехали в Ирландию и похоронили сами себя»
Кричу Баранову: «Вась, иди ко мне!» Он от меня. Догнал его, да как дал в пятак
«Третьим вратарем в «Тереке» я бы зарабатывал в четыре раза больше»
Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко; REUTERS/Peter Andrews; Gettyimages.ru/Dmitry Korotayev/Epsilon; wisla.krakow.pl
Симпатизировать можно кому-то, т.е. испытывать симпатию по отношению к объекту. Фраза "Йоп симпатизировал мне" означает, что Мариуш Йоп знал о твоём существовании и, более того, испытывал к тебе симпатию. Если ты не игрок фк Москва того времени, то я в этом сомневаюсь)