Трапаттони-игрок съедал Пеле и Кройфа
Сегодня сборная России сыграет с ирландцами. На поле выйдут 11 рыжих, и рядом с ними этот, пепельный. Итальянец на скамейке.
О Трапаттони-тренере написано много. Он всё время на виду. И в Италии, и в Германии, и в Австрии, и в Ирландии. А мне захотелось узнать о Трапаттони-игроке. Когда-то он тоже был рыжим и однажды съел самого Пеле. И не подавился.
Материал о нём я стал собирать к юбилею. 17 марта 2009 года синьору Джованни исполнилось 70 лет. Но материала оказалось так много (13 лет в основе «Милана» - целая эпоха), что к юбилею я не успел.
Вчера на пресс-конференции Трапаттони заявил, что намерен тренировать сборную Ирландию до 80, а уж потом с божьей помощью перейдёт в сборную Ватикана. Так что, время до следующего юбилея, вроде, есть. Но боюсь, материала ещё прибавится.
Поэтому сегодня лишь несколько эпизодов из будущей книги о Трапаттони. Который съел Пеле.
1. Джованнино из Кузано
«Какое счастье, что я родился бедным» Это сказал он. «У меня было трудное, полное лишений детство. Но именно эти лишения стали ключом моей жизни. Я быстро научился отличать настоящие вещи от легкомысленных. Кто не родился бедным, не способен наслаждаться малым.»
Кузано Миланино. Джованнино и его первые футбольные ворота.
Есть такая расхожая фраза: «Если бы он не стал футболистом, он стал бы …» Джованни Трапаттони стал бы работником типографии. Да он уже и стал им. В 14 лет после школы пошёл на картонажную фабрику Рибольди.
Работа в те времена была ценностью абсолютной. Но ведь есть ещё и футбол, на вытоптанном поле возле часовни Сан Мартино. Вечером, при счете фонарей, тоже можно играть. А когда же ещё играть, как не вечером, человеку который работает целыми днями. Вот Джованнино и играл, по 2-3 часа. Ужин, приготовленный мамой Ромильдой поглощался в спешке, и вперёд, на поле. Уже тогда игра его была необычайно рассудительной, он не носился вперёд, как это делают все мальчишки, он прикрывал, руководил, подчищал. Так он играл на вытоптанном поле у часовни, так и в своей первой команде Фрассати. Где его и заметил Марио Малатеста во время встречи с молодёжкой «Милана».
1956 г. Джованнино идёт на просмотр, который изменит всю его жизнь. Всё получается, и его жизнь теперь называется «Милан». А вскоре Малатеста везёт свой маленький «Гонвед» (ведь это время великих венгров) на турнир в Виареджо и выигрывает его и 1959-м. и в 1960-м.
Трапаттони преодолевает ступени, рвётся в основной состав и вот он, дебют. 29 июня 1959 года. Кубок Италии. Милан – Комо, 4:1. Его имя в протоколе матча, в «Гадзетта делло Спорт», для надёжности с двойной согласной: Траппаттони. Заметку в газете прочёл и папа Франческо, а ведь Джованни ничего не сказал ему о дебюте. «Ты не хотел, чтобы я пришёл посмотреть на тебя… Мне никогда больше не выпадет счастья увидеть тебя на поле.» Фраза, которой не придали значения, обретёт свой трагический смысл через несколько дней. 3 июля инфаркт вырвал из этой жизни Франческо Трапаттони.
Джованни потрясён, ему 19 лет и он не знает, сможет ли он прожить футболом. Тысячи вопросов и ни одного ответа. Он решает покинуть команду, но Джузеппе «Джипо» Виани, тогдашний спортивный директор «Милана» убеждает его, что надо продолжать. Именно ему, «Джипо» мы обязаны тем, что футбольная история Трапаттони продолжается.
2. Благословенная Олимпиада
Мы с вами в июле 1960 года. Теплый летний вечер в Гроттаферратта. Как хорошо сидеть за массивным столом на открытом воздухе, в дворике винного погребка, здесь их много, и потягивать маленькими глотками крепкое и чистое вино Римских замков. Маленькими, потому что мы спортсмены. Сборная Италии готовится к римской Олимпиаде и Трапаттони в её составе. Позади напряжённый сезон, дебют в Серии А, а здесь почти каникулы, и рядом друзья: Ривера, Бургнич. И эта девушка, Паола, внучка хозяина. «Как она прекрасна, как прекрасна» - шепчет Джованни другу Булгарелли. «Согласен. Только ты должен сказать это не мне, а ей.» Трапаттони влюблен, но скромен. Тогда за дело берется его сосед по комнате, весельчак Маджистрелли. «Послушай, красавица. Ты должна поговорить вон с тем блондином. Иначе он не даст мне заснуть всю ночь.»
Они поговорили, потом ещё не раз, и погребок на Корсо Траяно становится местом постоянного посещения, местом свиданий. Какое уж там вино…
Вокруг шумит Олимпиада, итальянцы бьются, но итальянцам не везёт. Эта ничья с Югославией и этот жребий, всего навсего монетка, упавшая не той стороной.
Олимпиада незабываема. Вильма Рудольф, Кассиус Кклей и … Паола. Женщина его жизни. Мать его детей. Синьора Трапаттони. Будь благословенна, Олимпиада.
3. Горький вкус Чили
Эта футболка сборной Италии с № 6 всё еще хранится в Кузано Миланино в бауле с самыми памятными вещами. Не забывайте, в те времена № 6 означал одно: «основной состав».
1. Буффон. 2. Лози. 3. Радиче. 4. Сальвадоре. 5. Мальдини. 6. Трапаттони. Именно так… Но одеть эту футболку ему не довелось. Она так и осталась, чистой и неприкосновенной.
23-летний полузащитник, чемпион страны Джованни Трапаттони провёл чемпионат мира 1962 года зрителем. Туристом. Из всех игроков он единственный не выходил на поле.
Трапаттони в Чили
«Я пришёл в сборную из олимпийской команды, а со мной ещё целая плеяда. Ривера был самый молодой из нас. И самый талантливый.»
В Чили их приняли радушно, Италия считалась фаворитом. Но медовый месяц длился недолго. Статьи итальянских корреспондентов о жизни бедной страны Чили, где «нет телефона, где такси также редки, как верные мужья, где целые кварталы столицы занимаются проституцией на открытом воздухе» просочились в местную прессу. Бедные, но гордые чилийцы возмутились, и это ещё слабо сказано. После встречи с Германией (0 : 0) итальянцы вышли на матч с хозяевами в обстановке всеобщей нетерпимости. Это был вулкан, а не стадион. И это была бойня, а не матч. Давид и Феррини удалены. Маскьо закончил матч с переломанным носом после удара кулаком Лионеля Санчеса. «Тут я почувствовал, что мой чемпионат от меня уходит…»
Трапаттони получил травму голеностопа в последней игре чемпионата Италии. Казалось, не столь серьёзную. Он даже сыграл контрольный матч с Бельгией, но только тайм. Травма повторилась. Его всё равно взяли на чемпионат. Терапия тогда была не чета нынешней, но планировалось, что к финальной стадии Джованни войдёт в строй.
Финальной части не было. Италия проиграла Чили 0:2, и выиграв потом бесполезный матч у Швейцарии, покинула чемпионат.
Это было одним из самых больших разочарований Трапаттони-игрока. «Мы могли дойти до финала…»
4. Король и пантера
Быстро летит время. И вот 1963-й год. Эти десять дней в мае принесли ему настоящую славу.
10 мая 1963 г. На Сан-Сиро играется товарищеский матч Италия – Бразилия. И если ты №6, медиано синистро, левый полузащитник, то тебе всегда достаётся 10-ка. Трапаттони достался Пеле. Ну что, Джованнино из Кузано, если хочешь достать пальцем небо, вот оно. Не бойся, ты просто должен делать своё дело. Он и сделал. По правде говоря, король был не в лучшей форме, но по контракту должен был выйти в основе. Он сыграл 28 минут (даже не тайм, как пишут у нас в некоторых источниках), он почти не коснулся мяча и не мог ничего поделать с этим парнем.
Трапаттони сам говорил, что гораздо труднее ему пришлось в следующем матче, против Пантеры. Ему ведь всегда приходится играть против десяток. 22 мая 1963 года в финале Кубка европейских чемпионов на «Уэмбли» встретились «Милан» и «Бенфика». А значит, ему достался Эйсебио.
В первом тайме Эйсебио опекал Бенитес. Уже через 18 минут стало ясно, что не справляется. Эйсебио забил. Во втором тайме тренер Нерео Рокко поменял опекуна, и игра перевернулась. Альтафини забивал, Ривера дирижировал, а Джованни делал свою работу. «Только когда Мальдини поднял кубок, мы поняли, что сотворили.»
Впервые итальянская команда выиграла Кубок европейских чемпионов.
А был в его жизни ещё один Кубок Чемпионов. 1969 год. В полуфинале с «Манчестером» его клиентов звали Джордж Бест и Бобби Чарльтон.
А в финале был повержен «Аякс» 4:1. Видно было, что у голландцев многообещающая команда, и она выиграет не раз. Трапу тридцатник, а паренёк игравший против него просто неудержим. Йохан Кройф. Может слышали? Но на сей раз опыт взял вверх. Он снова победил, человек, которому всегда доставались десятки…
Вот таким он был работягой на поле. Работягой и остался. Единственное, как он сказал вчера на пресс-конференции, "жена будет ругаться, если он умрёт на поле."
и всякий раз как-то нереально смотреть на них молодых