Как ходили на футбол в первую неделю февраля. 150 самых посещаемых матчей в Европе
Первый в новом году домашний матч дортмундской «Боруссии» ожидаемо собрал аншлаг, однако даже заполненный чуть более чем на 80 процентов «Камп Ноу» позволил «Барселоне» получить аудиторию на пару тысяч больше, чем на «Сигнал Идуна Парке».
Соперничество «Лиона» и «Сент-Этьена» занимает одно из первых мест в списке самых горячих противостояний футбольной Европы. В последние годы матчи между этими клубами не раз прерывались из-за драк, распыления газа, а на самих трибунах демонстировались оригинальные и крайне обидные в отношении соперников баннеры. Лион и Сент-Этьен располагаются в регионе Рона-Альпы, а расстояние между ними составляет лишь 60 километров. Матч известен как «Дерби Роны», хотя оба города находятся в одном и том же регионе, но в разных департаментах. Лион принадлежит департаменту Рона, а Сент-Этьен – департаменту Луара. Рона и Луара – две реки, сыгравшие ключевые роли в истории французской промышленности.
На протяжении нескольких десятилетий в спортивном плане это противостояние не являлось чем-то особенно значимым. В шестидесятых и семидесятых именно «Сент-Этьен» был самым любимым клубом Франции. Блистательная команда, которая в 1976 году была как никогда близка к завоеванию Кубка Европейских Чемпионов, тогда уступила в финале «Баварии», дважды попав в стойку ворот мюнхенцев. «Сент-Этьен» демонстрировал эстетичный футбол, а некоторые домашние матчи команда проводила в Париже. Тогда «ПСЖ» был очень далек от топ-уровня, а «Сент-Этьен» был способен собрать полные трибуны, даже проводя домашние матчи в чужом для себя городе. Винтажная футболка «Сент-Этьена» семидесятых со временем превратилась в самое настоящее сокровище, – символ эпохи грёз, романтизма и длинных шевелюр, ведь носили ее такие люди как Мишель Платини, Рашид Мехлуфи, Салиф Кейта, Доминик Рошто, Бернар Лякомб, Патрик Баттистон…
Даже сегодня по данным множества опросов «зеленые» являются клубом, вызывающим большие симпатии со стороны французов. Да, многие люди любят какой-то свой клуб, но затем, во-вторую очередь, симпатизируют «Сент-Этьену», – символу другого времени, того романтичного футбола, красивых футболок и полных стадионов, куда люди стекались за два часа до начала матчей.
В 70-е «Лион» не был способен конкурировать с соседями. Потому несколько лет назад торсида «зеленых» не отказала себе в удовольствии во время дерби разместить адресованный фанатам своего соперника баннер со словами «А в семидесятых ваши отцы болели за «Сент-Этьен». Раймон Доменек, выступавший за «Лион» с 1967 по 1977 годы вспоминал, что в ту пору дерби проходили только под знаком зеленого цвета «Сент-Этьена». «Ненавижу этот цвет и по сегодняшний день», – признавался экс-главный тренер сборной Франции.
В 1987 году бизнесмен Жан-Мишель Ола приобрел «Лион» и, вдохновляясь успехами зарубежных многонациональных команд, а также победами «Марселя» Бернара Тапье, со временем превратил «Лион» в топ-клуб, который с 2002 по 2008 годы безраздельно властвовал в Лиге 1. В этот же период «Сент-Этьен» докатился до Лиги 2. «Зеленые» не могут выиграть национальное первенство уже с 1981-го года, когда в их составе блистал Мишель Платини, хотя до сих пор по количеству титулов они опережают «Лион, имея 10 титулов чемпионов Франции против 7 у соседей.
Само «Ронское дерби» является относительно молодым, так как до 1951 года оно не игралось, ведь только за год до того случилось преобразование «Лиона», который был воссоздан на базе старых клубов города. Дерби молодое, но пылкое. В 1995-м году, когда во Франции шли ожесточенные споры по поводу законности ядерных испытаний, которые французские власти проводили на атолле Муруроа в Полинезии, во время одного из дерби торсида «Лиона» развернула большой баннер со следующими словами: «Остановите испытания в Муруроа. Пусть они пройдут в Сент-Этьене».
«Сент-Этьен» и по сей день ощущает себя народной командой с большими традициями. Клубом с корнями, верной и страстной торсидой, который позволил скромному городу, где на протяжении многих десятилетий работали люди с черными от копоти лицами и больными легкими, насмехаться над своими соседями, о которых жители Сент-Этьена думали, что те никогда не пачкают рук и живут в шикарных квартирах. Так, во время еще одного дерби «зеленые» продемонстировали лионцам баннер со следующими словами: «Лион» – это как вино Божоле. Продажное и отвратное», намекая на то, что «Лион» может сейчас считаться грандом только благодаря деньгам Ола. Что этот клуб - просто мода, а не традиция. В «Сент-Этьене» гордятся тем фактом, что их стадион заполнялся даже на матчах Лиги 2, и напоминают, что их соседи из Лиона, играя в низших лигах в 80 годы, полных трибун и близко не собирали.
В 1987 году президент «зеленых» Андре Лорен заявил, что в мире футбола «Лион» - это не более чем предместье Сент-Этьена». Ответ от фанатов «Лиона» пришел в 2002-м году в виде ироничного баннера «Милан-Сент-Этьен. Только на Play Station». Еще один запоминающийся баннер «Аристократов» в адрес соседей гласил: «Пока ваши деды умирали в шахтах, наши изобретали кино». Суровая, но правда: именно в элегантном Лионе, богатом городе с роскошными ресторанами, сто с лишним лет назад братья Люмьер изобрели синематограф. Сент-Этьен же городом-белоручкой и баловнем судьбы никогда и не был, а вырос во время промышленной революции, когда уголь превратился в настоящее сокровище. Однако с началом кризиса в угольной промышленности Сент-Этьен стал терять деньги и население, что в конце концов сказалось и на клубе.
Разумеется, для города дерби считается одним из главных футбольных событий сезона: при средней посещаемости домашних игр «зеленых» в районе 26 тысяч человек, матч «Сент-Этьена» и «Лиона» на стадионе «Жоффруа Гишар» собрал 37 тысяч болельщиков. В текущем розыгрыше это рекорд . Правда, впереди у «зеленых» игра в Лиге Европы против «МЮ», а последний матч в рамках Лиги 1 «Сент-Этьен» проведет с «ПСЖ», где тоже ожидается нечто близкое к аншлагу.
Перфоманс фанатов «Сент-Этьена» перед «Дерби Роны»
«Сент-Этьен» тщательно охраняет репутацию непафосного клуба, продавая билеты по ценам от 10 до 40 евро.
Еще один клуб, который с уверенностью можно назвать непафосным, дрезденское «Динамо», оказавшись в 1995-м году из-за финансовых проблем в четвертой категории немецкого футбола, последние 20 лет курсирует между Региональной Лигой и Второй Бундеслигой. Сезон нынешний у клуба откровенно задался: текущее пятое место и отставание от третьей позиции, выражающееся всего в четырех очках, позволяют фанатам «желто-черных» помечтать даже о том, чтобы следующий сезон начать в Бундеслиге. Почему бы и нет? Хотя еще пару лет назад это казалось чем-то из области фантастики, а «Динамо» для того, чтобы покрыть долги, приходилось проводить благотворительный матч с «Баварией». Перестроенный в 2009-м году стадион «Дрезден» (сейчас он называется «DDV Stadion») способен принять 32 тысячи зрителей, и уже сейчас заполняется на 90 процентов практически на каждом домашнем матче «Динамо», что правда не позволяет «черно-желтым» быть самой посещаемой командой Второй Бундеслиги. Сейчас по цифрам домашней аудитории «Динамо» занимает пятое место в лиге, существенно уступая только «Штуттгарту», а получивший четыре звезды от УЕФА стадион помимо матчей «черно-желтых» также принимал игры женского Мундиаля и хоккейную Зимнюю Классику между «Дрезденскими Львами» и «Лужицкими Лисицами» из Вайсвассера (обе команды выступают во втором дивизионе), собравшую на трибунах 31 тысячу человек.
«Динамо Дрезден» – «Унион Берлин», «DDV Stadion». 30153 зрителя
Цены на билеты на домашние матчи Дрездена во Второй Бундеслиге вполне сходны с ценами на домашние игры «Сент-Этьена» во французской Лиге 1: квиток для взрослого поклонника «черно-желтых» стоит от 11 до 37 евро.
Приходят и уходят футболисты, меняются тренеры, а «Базель» так и остается на вершине швейцарского футбола. В XXI веке лишь в пяти случаях чемпионство доставалось другим клубам – «Грасхопперс», «Лугано» и трижды «Цюриху». После золотых медалей «Цюриха» в 2009-м году, «Базель» оформил семь чемпионств подряд и очень близок к тому, чтобы занять первую строчку и по итогам текущего сезона. При этом «Rotblau» сменили за свой золотой период уже четырех тренеров. В плане посещаемости «Базель» также не имеет конкурентов, ближайший из которых – «Янг Бойз» – отстает по этому показателю на 10 тысяч человек. Билеты на домашние матчи «Базеля» на «Санкт-Якоб Парк», являющемся местом главной победы в истории российского футбола, стоят от 19 до 75 швейцарских франков (от 1100 до 4500 рублей по курсу ЦБ РФ). Обычно арена заполняется на две трети, при аншлагах или близко к таковым «Базель» играет в еврокубках против клубов калибра «ПСЖ» или «Арсенала».
«Базель» - «Лугано», стадион «Санкт-Якоб-Парк». 23439 зрителей
Бесплатные билеты на футбол раздают не только в России. Иногда такая невидаль случается и на родине самой игры. 23 января город Милтон-Кинс праздновал свое пятидесятилетие, в связи с чем местный клуб решил сделать подарок местным жителям в виде бесплатного похода на матч.
«МК Донс» - «Болтон», «Стэдиум МК». 21545 зрителей
Презент заинтересовал несколько тысяч человек, живущих в этом 200-тысячном городе – обычно игры «МК Донс» в третьем дивизионе посещают около 10 тысяч человек.
Румынская лига хорошими показателями посещаемости похвастать не может: средняя аудитория матчей чемпионата не превышает отметку в 3 тысячи человек. Лишь матчи вроде столичного дерби между «Динамо» и «Стяуа» способны собрать более 20 тысяч человек, однако и эта аудитория на 55-тысячном стадионе «Лия Манолиу» не представляется чем-то впечатляющим. В провинциальных городах большого интереса к матчам национальной лиги тоже не наблюдается за исключением тех ситуаций, когда в город приезжает «Стяуа» или «Динамо». Так на прошедшей неделе матч «армейцев» в городе Клуж-Напока, где квартирует трехкратный чемпион страны «ЧФР», собрал на десять тысяч больше обычного. Да и здесь немалая доля заслуги принадлежит фанатам «красно-синих», которые активно ездят на гостевые матчи. Увы, но довольно сильная по потенциалу лига погрязла в коррупционных скандалах, а судьбы многих румынских клубов решаются не на поле, а судах. И болельщики голосуют ногами.
«ЧФР Клуж – «Стяуа», стадион «Константин Рэдулеску». 14500 зрителей
Несмотря на чудовищные проблемы, банкротство и последовавшую за этим реорганизацию клуба, в Парме свой клуб не бросают. «Парма», дважды завоевавшая в свое время Кубок УЕФА и Кубок обладетелей Кубков и добиравшаяся до второго места в Серии А, стала жертвой скандала, разразившегося в 2003-м году, когда ее главный спонсор, компания Parmalat, была уличена в незаконных манипуляциях на бирже. Калисто Танци, основатель фирмы, ставшей одним из мировых лидеров в производстве молочной продукции, получил 2 тюремных срока, а самой компании пришлось пережить длительный процесс реорганизации. С проблемами у Танци начались проблемы и у «Пармы». В 2007-м году в клуб пришел новый руководитель – бизнесмен Томмазо Гирарди, ставший на тот момент самым молодым президентом клуба в Серии А. При Гирарди «Парма» вылетела в Серию Б, потом вернулась в элиту, а когда впервые за последние 8 лет добилась выхода в еврокубки, не смогла получить лицензию УЕФА по причине неуплаты 300 тысяч евро налогов на доходы от трансферов. Без еврокубков и с каждым годом все нараставшими долгами, Гирарди решил продать клуб кипрскому офшору Dastraso Holdings. Новые хозяева назначили президентом «Пармы» некоего Эрмира Кодру, 29-летнего албанца. Потом клуб снова был продан – на сей раз его покупателем стала словенская компания Mapi Group. Эта компания поставила во главе «Пармы» Джампьетро Маненти, - человека, который пообещал оплатить долги по зарплате работникам клуба, но вскоре оказался в тюрьме. В конце концов, «Парма» с долгом порядка 200 миллионов евро была признана банкротом и расформирована.
Новая «Парма» была основана неравнодушными болельщиками, а также людьми из городской мэрии. Очень быстро клуб, образованный в баре, добрался до отметки в 10 тысяч членов сообщества, готовых помогать команде материально. Лицом новой «Пармы» стал старый знакомец российских болельщиков Невио Скала, с которым неразрывно связаны лучшие годы клуба. Скала был избран болельщиками «Пармы» президентом клуба, а финансовую поддержку команде стала оказывать компания, выпускающая известную во всем мире марку пасты «Барилла». «Парма», заручившись такой поддержкой, назначила спортивным директором Лоренцо Минотти, - капитана клуба в 90-х. А на тренерский мостик пришел еще один любимый всеми болельщиками клуба игрок – Луиджи Аполлони, одна из ключевых фигур обороны команды в конце прошлого века.
В первый сезон в четвертом дивизионе «Парма» прошлась катком по соперникам и обеспечила выход в Легу Про. Нынешний же сезон для клуба начался не так здорово – в первых четырнадцати матчах «Парма» одержала всего 7 побед при 4 ничьих и трех поражениях. Вроде бы не трагедия, но тренер Аполлони был отправлен в отставку. С этим не смирились ни Скала, ни Минотти, которые покинули клуб вслед за наставником. Все это, конечно, спровоцировало бурные споры среди болельщиков, но если взглянуть на результаты, то перестановки в тренерском штабе дали свои плоды – сейчас «Парма» идет второй, отставая от идущей на первой позиции «Венеции» всего на 3 очка.
23-тысячник «Эннио Тардини» на матчах третьего дивизиона заполняется чуть менее чем наполовину, благодаря чему «Парма» является самой посещаемой командой своей группы. Своей подгруппы, но всего третьего дивизиона, разделенного на 3 части. Лидирует же по цифрам домашней аудитории в третьей категории итальянского футбола «Лечче», - еще один клуб с богатым прошлым в Серии А. Домашние матчи «Лечче» на стадионе «Виа дель Маре» собирают в среднем порядка 12 тысяч человек.
«Парма» – «Пордемоне», стадион «Эннио Тардини». 9667 зрителей
Нельзя не сказать об одном примечательном матче, случившемся на прошедших выходных в Англии. Казалось бы, кого может заинтересовать товарищеская игра между клубами шестого английского и третьего австрийского дивизионов? Тем не менее, даже такой матч способен собрать несколько тысяч человек, в том числе пару сотен болельщиков гостей, приехавших на игру за полторы тысячи километров. Дело тут том, что встречались две команды, которыми владеют болельщики. Два клуба, основанные в один и тот же год как следствие негодования, возмущения и активного сопротивления фанатского сообщества. «Юнайтед оф Манчестер» и «Аустрия» из Зальцбурга.
У фанатов «Аустрии», в отличие их братьев по несчастью, пришедшие в 2005-м году новые владельцы концерна Red Bull отняли все. Цвета, символику, название стадиона. Актив не смирился с такого рода захватом и учредил свой собственный клуб, которому предстояло начать свой путь с седьмого дивизиона. За 4 года «Аустрия» поднялась до третьей лиги, где дело застопорилось. У клубов такого рода всегда есть предел. Два года назад вопреки всему «Аустрия» поднялась во второй дивизион, но участие в профессиональной лиге обрекло клуб на долги в размере миллиона евро. Такой суммы не нашлось, «Аустрия» с трудом уговорила кредиторов подождать, завершила сезон на девятом месте и отправилась в региональную лигу, где дела у «фиолетово-белых» также идут не лучшим образом – от зоны вылета их отделяет всего пара очков.
Товарищеский матч «Юнайтед оф Манчестер» - «Аустрия Зальцбург», стадион «Бродхерст Парк»
Тем не менее, фанатский актив «Аустрии» не отчаивается, массово отправляется на выездные игры, в том числе и на такой вот дружеский матч в Англии.
Атмосферу такого выезда отлично передает известный голландский ютубер PI Alfa. Там и проход по закоулкам Манчестера с английским вариантом известной кричалки в адрес попадающей в поле зрения фанатов симпатичной девушки, там и братающиеся с австрийцами олдовые английские перцы, которых давно уже не увидишь во время трансляций игр Премьер-лиги или Чемпионшипа. Мир, дружба и against modern football.
Фото: gettymages.ru ; Instagram.com ; twitter.com/jamesseymouruni