14 мин.

11 лучших игроков «Ювентуса» в XXI веке

Алексей Логинов собирает свою команду. 

Джанлуиджи Буффон

Лучший вратарь мира. Возможно, что и за всю историю футбола. А ведь роман со «Старой синьорой» мог и не состояться. В 2001 году Джиджи решил покинуть «Парму». И что же выбрать? Те, кто упрекают его в погоне за легкими титулами, видимо забывают, что в начале нового тысячелетия футбольным центром Италии был Рим. Скудетто только что взяла «Рома», за которую тогда играли одни звезды. И именно «джаллоросси» проявили к Буффону наибольший интерес. Сделка была почти закрыта: «Парму» устраивала предложенная сумма, а отец Джиджи и его агент Сильвано Мартина съездили домой к Франко Сенси и обговорили все детали.

Вдруг нарисовалась «Барселона» и предложила 110 миллиардов лир. Джиджи был за. Семья, естественно, против. А потом Мартине позвонил человек, который привел Пруццо и Анчелотти в «Рому», Паблито Росси – в «Ювентус», Кареку и Алемао – в «Наполи». А также приложил руку к созданию «Торино» с Лентини, Шифо и Казагранде, про который до сих пор слагают песни. Короче, человек, который всю жизнь менял судьбы футболистов. Великий и Ужасный. 

– Какого хрена тебя мотает по Европе? Приезжай завтра, я тебя жду.

Вскоре «Ювентус» взял Буффона у «Пармы» за 100 миллиардов. Вдобавок «бьянконери» избавились от Джонатана Бакини, которого оценили в 30 миллиардов. Лучано Моджи до сих пор считает, что та сделка – лучшая в его жизни.  

Фабио Каннаваро

Если бы он был воспитанником «Ювентуса», его место было бы в другом рейтинге – где-то между Иудой Искариотом и Олдричем Эймсом. Однако детство и юность на берегу Неаполитанского залива, подвиги в Парме и короткий, но поучительный опыт с «Интером» – достаточные причины, чтобы оправдать желание поиграть за «Реал» сразу же после победы на ЧМ-2006.

В «Юве» у Фабио было два сезона, во время которых он достигал таких высот, куда до него добирались разве что Факкетти да Барези II. Однако больше всего он поразил в 2009 году, когда вернулся в Турин к старому другу Чиро. Для этого требовалась безумная отвага, тем более что Каннаваро знал – силы уходят. Конечно же, болельщики освистывали, эксперты ухмылялись, а «бьянконери» провалились. Но кто знает, может быть, если бы «Ювентус седьмых мест» так больно не ударился о дно, Аньелли не сделал бы ставку на людей, меняющих ДНК клубов.  

Лилиан Тюрам

Общественный деятель, интеллектуал, борец с расизмом, политик, писатель. Его книгу я минут пятнадцать листал в магазине, но так и не уловил сути. Нет, я сейчас не про Барака Обаму, а про Лилиана Тюрама. Этот француз всегда выделялся. А за свои очки à la студент университета он часто становился объектом розыгрышей со стороны партнеров. Но Лилиан и сам обладал великолепным чувством юмора, не боясь самоиронии.

Однажды «Юве» встречался с «Миланом» на «Делле Альпи». Хозяева вели в счете. И тут Андреа Пирло, как обычно, завозился с мячом у чужой штрафной. Контратака. Дель Пьеро бросает в прорыв Тюрама. Гол. После матча француз смеялся. Озадаченным же журналистам он заявил: «Тюрам, забивающий гол, это смешно!».

Андреа Бардзальи

Да, я выбираю именно его, а не Кьеллини или Бонуччи. Всегда восхищался бесстрашием Кинг-Конга – защитника, обладавшего в молодости задатками, благодаря которым он мог бы пойти по другому пути. Кто помнит их неожиданную связку с Пануччи на Евро-2008 – подтвердит. Бонуччи? Телеуправляемые пасы и умение выходить из-под прессинга свидетельствуют о том, что для него быть центральным защитником – слишком мало. Марио Скончерти однажды высказал революционную для итальянца гипотезу, что в футболе есть простые и сложные роли. И что, например, великий фантазиста не равен великому терцино. Так что, Лео, извини.

Вместе с Андреа Бардзальи другие защитники «Юве» преображаются. Редкое качество – заставлять других блистать рядом с собой. Так, Бонуччи совершает меньше глупых ошибок, а у Кьеллини проявляются былые признаки интеллекта. Если уж таких партнеров Андреа превратил в «ювентийскую стену» – сильнейшую защиту Европы, то страшно представить, как бы прославилась эта линия «бьянконери» в предложенном мной варианте. 

Мауро Каморанези

Сейчас аргентинцами в «Ювентусе» никого не удивишь. Но когда в июле 2002 года в Турин перебрался крайний полузащитник «Вероны», на это обратили внимание. Ведь прошло 40 лет с тех пор, как земляк Диего Марадоны в последний раз надевал «черно-белую» футболку. В кальчо минуло три эпохи – от Омара Сивори до Мауро Каморанези. И хотя представитель волшебного трио играл во времена куда более героические, вклад в историю клуба обоих аргентинцев вполне сопоставим. Ведь именно техника и фантазия Мауро делали более поворотливой ту махину, в которою Фабио Капелло превратил «Юве».                       

Журналисты часто задавали Каморанези один и тот же вопрос: почему он никогда не поет гимн Мамели? В Турине, колыбели Рисорджименто, такое поведение порицалось. Во время трансляций крупный план как будто нарочно задерживался на ориундо. Вот послушно открывающий рот Симоне Перротта, который родился в Англии. Вот тоже итальянец Фабио Каннаваро, хотя неаполитанцы – это другой народ. Вот самозабвенно орущий Буффон. Смотрите, а вот Маурито, плотно сжимающий губы. В какой-то момент Каморанези не выдержал и ответил: «Уже три года все меня достают разговорами про итальянский гимн. Этот вопрос обычно задают только для того, чтобы спровоцировать. Боже мой, да я с десяти лет не пою и аргентинский».

Джанлука Дзамбротта

Вся жизнь на бровке. Словно кто-то скрестил Кафу и Антонио Кабрини. О том, что Дзамбротта великолепен на правом фланге, было известно еще по «Бари», где Эудженио Фашетти использовал его на позиции крайнего форварда. Но только в «Юве» раскрылся подлинный универсализм Джанлуки. После ЧМ-2002 он получил тяжелую травму, потребовавшую операции. Тогда Липпи настоял на покупке Мауро Каморанези, который отлично адаптировался к его схемам. Но после возвращения Дзамбротты возникла проблема – у тренера в составе оказалось двое сильных футболистов, играющих на одной позиции. Как поступить?

Липпи колебался, но попросил Джанлуку перейти на левый фланг. Тот согласился, хоть и понимал, что сильно рискует. И не только карьерой в Турине – Паоло Мальдини объявил о завершении выступлений за Национале, но тогда никто не верил, что Трапаттони не уговорит его передумать. Уже через несколько тренировок Липпи был поражен – Дзамбротта слева выглядел даже лучше, чем справа. Интересно, что через несколько лет – уже на ЧМ-2006 –  Марчелло вновь пришлось поставить футболиста на привычное место – справа. Без этого решения не было бы феномена Фабио Гроссо, который поверил в свою избранность и совершил удивительные вещи в Германии. 

Павел Недвед

Железный человек. Таких теперь почти нет. Сейчас все поголовно больны «синдромом Пато»: чуть что – бегут к врачу. Недведу же все было нипочем. В феврале 2003 года, накануне важнейшего матча в Лиге чемпионов против «МЮ», почти весь состав «бьянконери» подхватил вирус. Буффон, Ди Вайо, Салас и Биринделли не могли даже встать с кроватей. У Феррары, Таккинарди и Трезеге наблюдались первые симптомы болезни, и они, несмотря на то, что прилетели в Англию, не могли играть в полную силу. Кроме того, были травмированы Конте, Тюрам, Тудор и Дель Пьеро. С огромным трудом Липпи, у которого тоже была высокая температура, смог найти 11 человек для стартового состава. В запас попал даже Даниэле Гастальделло, который впоследствии так и не сыграл ни одного матча за «Юве». И хотя туринцы уступили, Недвед был лучшим на поле. Победить вирус оказалось проще, чем справиться с командой Алекса Фергюсона.

Недвед тяжело адаптировался в «Юве», не мог забить аж до декабря, чего с ним не случалось целых 13 сезонов. Казалось, что звезда «Лацио» уже не засверкает в Турине. Однако перед Рождеством Марчелло Липпи вдруг перебросил чеха с левого фланга, на котором он играл всю жизнь, в трекварти. Газеты писали, что это абсурд, что тренер сошел с ума, что Недвед не обладает нужными характеристиками для роли Зидана. Однако экспромт Липпи стал первым шагом к одному из самых незабываемых скудетто «Ювентуса». По крайней мере, только ему посвящена отдельная книга     

Клаудио Маркизио

Как ни старается руководство показать миру, что «Ювентус» – нечто большее, чем просто клуб из Турина, время от времени в состав «бьянконери» попадают настоящие пьемонтцы. Чистопородные жеребцы с голубыми глазами, будто сошедшие со страниц модных журналов, любители трюфелей и напитков из винограда сорта неббиоло. Им чужд пролетарский дух «Фиата» и они держатся подальше от квартала Сан Сальварио.   

Всю свою жизнь Клаудио Маркизио последовательно идет к одной цели – стать символом «Ювентуса». Он не обладал выдающимся талантом, но смог многому научиться у правильных людей: сначала у Дзанетти, а потом у Пирло. В результате получился один из самых разносторонних и универсальных полузащитников новейшего времени. Но, на мой вкус, вышло пресновато.

Даже автобиографию Клаудио не доверил никому их тех журналистов, кто так элегантно умеет ввернуть слово cazzo или же на основе реальных фактов сочинить байку про то, как главный герой унижал тренера и сенаторов на городской площади. Причем так, что потом обходится без судебных исков. Маркизио же собрал в социальных сетях вопросы своих поклонников и ответил на те, которые посчитал интересными. Похвалил всех, кого только можно – от Джеррарда до Погба. Его дети, племянники, бабушки и двоюродные братья – «ювентини» с рождения, футболка «бьянконери» – вторая кожа, в детстве в комнате висели постеры Роналдо, Зидана, Веа, Оуэна. Самое страшное признание – аэрофобия.

Разумеется, нельзя не включить Маркизио в эту символическую сборную. Ведь он не обязан оправдывать чьи-то завышенные ожидания. А может быть, времена парней, которые носили пистолеты, воевали в раздевалке и переворачивали небо, навсегда ушли в прошлое? 

Андреа Пирло

Все знают эту историю: скудетто завоевали, когда ты сидел на скамейке или на трибуне. Подпишешь контракт на один год, а там посмотрим. Радуйся, что вообще не указали на дверь. И еще – будешь играть не перед обороной, а там, где скажет тренер. А у него есть одна идейка. Тебе уже 32, ты состарился. Ну, и куда ты ломишься? Ты че, не «красно-черный»?

А потом приезжают из одной далекой и очень богатой страны. Здравствуйте, уважаемый. Дом, несколько «Феррари», школа для детей, десять миллионов евро в год. Мало? Двенадцать. Тринадцать! Только одно слово, Маэстро-джан, и вам никогда больше не придется думать о деньгах.

Если все эти люди ставили целью разозлить Андреа и подтолкнуть его к переходу в «Ювентус», где он провел лучший сезон в жизни, трудно было придумать более эффективный способ. Как в старые времена Пирло вел всю игру, придумывал комбинации, стелился в подкатах, вдохновлял партнеров. Даже эгоистичный Конте, привыкший всегда быть в центре внимания, смирился с тем, что гигантская воронка гнева Пирло в последний раз сотрясает серию А и заодно утягивает за собой целый клуб, преобразуя его судьбу. Дорогой «Ювентус», мне очень повезло, что мы встретились. Но и ты не остался в убытке.     

Давид Трезеге

В «Ювентусе» лучше других иностранцев проявляли себя французы и аргентинцы. Давид же сочетал в себе преимущества двух этих наций – южноамериканская техника у него уживалась с европейским хладнокровием. В памяти остался день, когда Трезеге обогнал Джона Чарльза. Валлийский гигант остановился на рубеже в 105 голов за клуб, а накануне встречи с «Баварией» у Давида было 104. Всю первую половину матча он нервничал и упустил несколько выгодных моментов. Однако во втором тайме он не только открыл счет, но и забил победный мяч, показав выдержку истинного бомбардира. Чарльз остался позади. В итоге лишь семи мячей не хватило Трезеге, чтобы догнать Роберто Беттегу и стать самым результативным центрфорвардом в истории «Ювентуса». После его отъезда из Турина родилась шутка с привкусом горечи: «бьянконери» перешли на схему 4-3-2-0.

Алессандро Дель Пьеро

Наследник Баджо. Пинтуриккьо. Травма в ноябре 1998-го. Божественные штрафные. Половина того Алекса, который мог бы быть. Промахи на Евро. Победное возвращение. Тот гол «Реалу». Кто круче – он или Тотти? Чемпион мира, еще сыграем. Нет, уже не сыграем. Тысячи колонок, прославляющих Алессандро Дель Пьеро, содержат примерно одно и то же. Однако я не буду продолжать эту традицию.

16 декабря 2010 года. Лига Европы. «Ювентус» – «Манчестер Сити». Это было еще до травмы Квальяреллы, после которой команда Дельнери окончательно посыпалась. 67-я минута. На поле выходит юный полузащитник «Ювентуса». И через несколько минут комментатор произносит слова, от которых пошли мурашки: «Дель Пьеро пасует на Бониперти». Сколько воспоминаний в одной фразе! Прошло ровно 49 лет с последнего матча Джампьеро – тогда туринцы победили «Интер» со счетом 9:1. А теперь в этом никому не нужном турнире за обреченную команду дебютирует его внук – Филиппо.

Бониперти и Дель Пьеро. Даже если за 120 лет у гоббов не было бы больше никого, этих двоих достаточно, чтобы считать «Ювентус» великим клубом.  

1

11 лучших игроков «Милана» в XXI веке

11 лучших игроков «Интера» в XXI веке

11 лучших в XXI веке: от «Реала» и «Барселоны» до «Химика» и «Калуги»

Всем, кто любит Италию, мы говорим GRAZIE!

Последние материалы блога:

Какой итальянский клуб на самом деле подходит Диего Симеоне

Эксперты 80-го уровня. Кто рассказывает о футболе на итальянском ТВ

Фото: Gettyimages.ru/Shaun Botterill, New Press (2,5,11), Sandra Behne/Bongarts, Valerio Pennicino, Michael Steele, Moritz Winde/Bongarts, Marco Luzzani; globallookpress.com/imago/Insidefoto; Gettyimages.ru/Grazia Neri/Allsport