Честнословаки
Приехала к нам «Жилина» – уехала от нас «Костылина». Накостыляли, значится, ей по полной, и на костылях она отчалила. Вообще, от души над ней поглумились. Отдельные даже вознегодовали: что это, мол, деется в европейском да футболе, раз такое барахло в калашный ряд выставляется?
А «Жилина»-то эта, между тем, не такая уж и безнадежная. Нынче совсем уж безнадежных еще поискать – ПСВ, к примеру, поискал. «Локомотив» в этом году, «Зенит» – в прошлом. Есть такие команды: вроде нечем крыть – ни классом, ни порядком, – а поди ж ты, как упрутся рогом. Или вдохновение словят. Ну, не словили словаки в этот раз, не уперлись. Не все же время так. Что-то же должны решать в футболе деньги, опыт, мастерство.
До второго тайма, кстати, со «Спартаком» играли еще и чистословаки. После перерыва на лужниковскую поляну выскочил-выпрыгнул чернокожий хлопец, пару раз даже что-то с мячом изобразил – надо полагать, он в команде быстрее всех бегает и выше всех прыгает. Помнится, и у нас таких держали. И в нашем спорте команда на четыре миллиона считалась богатенькой.
Разница, конечно, есть: игроки «Жилины» оценены адекватно – наши те стоили бы дороже, кабы их легко было взять и разместить где-нибудь в Европе. Размещались не все и, случалось, как бог на душу положит: кто в «Миллуолл», кто в дрезденское «Динамо», кто в «Овьедо».
А сейчас у нас все больше наоборот: сограждане-футболисты стоили бы на-амного дешевле, кабы их так просто можно было спровадить. Разборчивые все стали, требовательные. При этом даже пять человек в состав отрядить – проблема. Для сборной ближайший резерв сформировать – проблема. Это, а также то обстоятельство, что от важнейшего для всех других лиг контракта с телевидением клубы имеют по миллиону-другому на рыльце, красноречиво свидетельствует о том, что уровень чемпионата сильно завышен и не отвечает ни уровню подготовки спортивных кадров, ни состоянию рынка.
Можно ведь просто абстрагироваться от текущих раскладов и оценить ситуацию как бы с исторической точки зрения. Фарс, самый настоящий фарс откроется оценивающему. Знаете, теоретически любая западноевропейская держава может мобилизовать ресурсы на выигрыш той же Лиги чемпионов. Скажем, Голландия может напрячь свои компании, своих миллиардеров, свое население – и тогда «Аякс» перебьет деньгами кого угодно: хоть «Реал», хоть «Челси». Просто негоже родине буржуазной революции прибегать к методам из практики раннего феодализма.
Неадекватное спонсорское участие лишает адекватности весь российский футбол.
Тогда как уровень словацкого чемпионата соответствует балансу национальной школы футбола и показателей национальной экономики. Там о мировой гегемонии не мечтают и цели перед собой ставят более приближенные к реальности.
И что в итоге? В не самой богатой стране с не самым многочисленным населением, в городке на 150 тысяч жителей клуб со стадионом на 11 тысяч мест может позволить себе распоряжаться четырьмя миллионами евро – не высасывая что-то из спонсоров.
Что из этого следует? Любой Липецк, любой Белгород, да даже любой Урюпинск мог бы создавать свое ходовое зрелище на основе спорта номер один, номер два, номер три… Миллион долларов – он везде миллион долларов. И спортивные школы сделались бы успешными коммерческими предприятиями. И конкуренция бы возросла на всех уровнях.
И «Спартак», конечно, должен быть богаче «Жилины». Другое дело, что один он не может создавать эффективные деловые механизмы. В свое время нужна была программа, нужна была воля на уровне РФС – но там предпочли соблазниться легкой наживой. И получили колоссальную трату времени и денег. Времени – потому что этим все равно придется заняться. Денег – потому что конечная цель все равно достигнута не будет. Если бы спонсорские деньги с самого начала пошли не на покупку результатов, а на развитие коммерческой инфраструктуры футбола, возможно, «Спартак» смог бы позволить себе заполучить в состав Алекса, Веллитона, Макгиди и без федуновских пожертвований.
Пока вроде бы на нашей улице праздник. Разнесли в пух и прах этих словаков. Вот только какой нюанс упускается: все, что может появиться в словацком футболе классного, остается в нем до первого востребования из более денежных сообществ. Легионеры, если и едут в эту страну, то не в тех количествах, чтобы сдерживать их лимитом. На такие деньги хватит и своих охотников – благо, соответствуют.
И что, убило (какой же, все-таки, дурацкий глагол в данном контексте!) постоянное обескровливание словацкий футбол? Как же. Сборная Словакии сыграла на чемпионате мира, вышла из группы. Начала новый отборочный цикл… ну, вы в курсе.
Может, на старости лет вы что-то поймете и содрогнетесь, а может, до этого дозреют только ваши потомки. Я все же надеюсь, что город пусть медленно, но исправляет вас, а не вы – его.
Экономика у нас не нулевая – все-таки, голливудские блокбастеры по 20-50 миллионов собирают. Это уже не актуальная гипербола.
На словацкий уровень равняться я не предлагал. Видите ли, у нас страна с населением в 30 раз больше словацкого. Крупнейший город – в сто крат населеннее Жилины. Несколько клубов рассчитывают на популярность в масштабах всей страны, в перспективе могут выйти на мировые рынки. Вот только даже популярность в масштабах страны в прямую прибыль почти что не конвертируется. Телевизионный эрзац-контракт не в счет. Клубы даже в своих городах аудиторию подтягивают еле-еле.
И если «Жилина» без трансферов, без еврокубков зарабатывает в своем уголке 4 миллиона евро – значит, «Спартак» должен собирать как минимум 40-60 миллионов, и при этом не выступать конечным пунктом трансферной линейки.
Да вообще, любой клуб из облцентра мог бы реализовать бизнес-модель и иметь доходы по меньшей мере сопоставимые с жилиновскими, кабы не давние традиции попрошайничества и покровительства. Что для этого нужно? Грамотный режим сверху, воля и умение снизу. Чтобы каждый этап подготовки и использования кадров сулил выгоду. Нынешние условия создают дефицит и спекуляцию им.
Я сначала вот о чем поведаю. В 90-е годы в кинотеатрах показывали все чаще какую-нибудь дешевку, но иногда случались исключения. Помнится, я пошел на вполне добротный и вполне свежий голливудский блокбастер «Призрак и Тьма» – и оказался одним из пяти-шести зрителей. Четвертый «Чужой» шел всего за неделю до «Титаника» – на вечернем сеансе присутствовало не более двух десятков. Потом психология масс изменилась.
К чему это? Низкий рейтинг, низкая посещаемость – следствие низкого качества мер по популяризации. Тот же самый концертник при грамотной раскрутке может собрать местная группа. И игры спортивной команды могут стать важным событием городской жизни (спортивной+культурной+развлекательной+деловой), эдаким местечковым феноменом.
Что для этого нужно? Скоординированные действия спортивных клубов (соответствующих их служб), СМИ, пиар-агентств, спорткомитетов и т.д. При правильном нагнетании будет достигнута точка бифуркации, с которой начнет срабатывать так называемый эффект повального увлечения. В общем, надо завести эту машину с толкача – дальше она поедет сама.
Пока что ее волокут прицепом. И российский спорт выступает гонкой прицепов. Пока деньги поступают в виде щедрого подаяния, стимулы к их зарабатыванию не так тверды. Поэтому в клубах за связи с прессой, с общественностью зачастую отвечают совковые администраторы, которым куда как важнее угодить могущественному благодетелю. Общественность и пресса такое отношение к себе распознает запросто. Оттого и нет народу на трибунах – он все больше в ресторанах, кинотеатрах, боулинг-клубах. Там, где кровно в его присутствии заинтересованы.
1. Именно «обеспеченные» клубы рфпл активно занимаются популяризацией футбола разворачивая всякие пиар-компании (от тупо рекламы на щитах до проведения игроками мастер классов в простых школах и т. д.).
2. В спорте популярность и успех сиамские близнецы. В Питере именно после событий 2007-2008 г. ( золото ЧР, КУЕФА, Евро 2008) о результате прошедшего матча можно было поговорить даже с женщинами из бухгалтерии :) .
2. В 1984 тоже был успех. Спустя несколько лет были 18-е места в первой лиге. Все преходяще. Барская милость в том числе.
Я не говорю, что деньги вредны вообще, а успешность не влияет на популярность. Просто для того, чтобы создать успешный клуб в многомиллионном городе, необязательно делать из него общенациональный жупел. Методы делятся на современные и архаичные. Популяризация Зенита ведется методами совершенно варварскими. Включающими в себя позорные приписки коммерческих показателей.
Я в своей предыдущей записи (http://www.sports.ru/tribuna/blogs/gauche/114407.html) полушутливо предположил, что означенный переход совершался с целью успеть к созданию новой европейской лиги. По правде говоря, такой маркетинговый путь (создание двух или трех суперклубов) мне представляется наиболее верным в условиях России.
А низшие лиги и должны быть жестко перетряхнуты – усложнение получения денег из местных бюджетов пойдет им на пользу. Ибо спорт должен быть привязан к рынку, а не к чиновничьей конъюнктуре.