Дождь, золото и немного красного
Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты...
За эпиграф неслучайно взят Маяковский - его нервозность описания ночи очень подходит к матчу в Бильбао. Действительно, знаете ли вы, сколько золотых дукатов, победителей минувшего Мундиаля, было "выброшено" на зеленый газон Сан-Мамеса? 9 человек. 8 из них вышли на поле в сине-гранатовых футболках. Девятым стал Фернандо Льоренте, гордость и предубеждение страны басков. Золотой блеск на поле с первых минут потускнел под проливным дождем, пригнанным откуда-то на побережье Бискайского залива. Карлес Пуйоль стал похож на мокрого пуделя, а футбольное поле - на картофельные грядки. И 20 старательных тракторов эти грядки принялись окучивать.
Дождь нисколько не остудил баскский пыл, игру они начали по-хозяйски, жестко, местами грубо. Предыдущий тур принес им первую крупную победу в Примере, со счетом 3:0 была бита Мальорка, закрепить успех второй домашней победой подряд, да еще над Барселоной - было мечтой каждого баска в этот вечер. Впрочем, мечтой вполне осуществимой. Барса в этом сезоне уже успела показать, что может и умеет проигрывать. Если в этом и оставались какие-то сомнения до начала чемпионата, то матч с Эркулесом развеял их, подобно морскому бризу. Отсутствие травмированного Месси и невыразительная игра в последних матчах также дарили надежду болельщикам "рохибланкос".
Но в Барсе есть два человека, которые даже в самый сильный дождь несут в себе тлеющие лучины, не дающие погаснуть окончательно огневой мощи сине-гранатовых. Это сердце Барсы, его правый и левый желудочки. Это лучшие друзья на поле и в жизни. Это Хави и Иньеста.
Первый на 10-й минуте вывел на ударную позицию Сейду Кейта, второй, чуть позже, буквально вложил мяч Вилье в ногу, бей - не хочу. Оказалось, не хотят. А может и хотят, но не могут. Кейта неуклюже пробил прямо в Ираисоса, а Вилья в касание отправил мяч в штангу.
Отвратительно выглядел на левом фланге Адриану. Из раза в раз он терял мяч, совершал ошибки при передачах и вообще выпадал из игры, как птенец из гнезда. Напротив, правый фланг полному своему контролю подчинил Дани Алвеш, чья выносливость позволяла и атаковать и защищаться, и делать это одинаково хорошо.
Все смешалось в атаке Барсы. До дома Облонских, конечно, далеко, но разброд мыслей налицо. Вилья отрабатывает в защите, а Пике и Адриану разыгрывают комбинации у чужой штрафной. И если Пике успевает вернуться на свое место, то бразильцу явно стоит подумать о целесообразности своих действий. Санкций от Гвардиолы долго ждать не пришлось. После перерыва на месте Адриану появился более стабильный Максвелл.
Атлетик тоже атаковал, но как-то вяло, без должной доли серотонина в мозгу. Льоренте бил в любезно подставленные ноги каталонских защитников, Гурпеги поскальзывался на ровном, но мокром месте, а количество передач Хави Мартинеса оператор все время сравнивал с количеством передач барселонского "Хави". Надо ли говорить, что разница в качестве и количестве была чудовищной?
А на 34-й минуте случилось то, чего лично я ждал со второго тура Примеры. Все тот же хулиган Аморебьета, который не давал покоя Рейесу в дерби двух Атлетиков, грубо въехав в ноги Андресу Иньесте, моментально увидел перед собой красную карточку. Обескровленный лев отошел в оборону и в оставшееся до перерыва время численным преимуществом каталонцы не воспользовались.
Едва истекла первая десятиминутка второго тайма, исправляться взялись Вилья с Кейтой. Первый нашел в штрафной Сейду, в касание продолжив передачу Иньесты, а последний был точен, на мгновение опередив стража баскских ворот. Вилья не собирался ограничиваться одними лишь передачами, но его ударам не хватало точности. Этакий испанский Кержаков - бил, бью и буду бить.
Увидев бесплодность попыток своих товарищей по команде, за дело взялся тот, кто завершает атаки собственными ударами только по очень большим праздникам. Хави принял мяч метрах в 30-ти от штрафной, прокинул на ход и от души ахнул в ближний угол. Картофельные грядки, в которых плотно засел Горка Ираисос, помешали ему сгруппироваться и среагировать на удар. 0:2.
Атака за атакой, атака за атакой, Давид Вилья искал свой "аленький цветочек", а нашел "аленькую карточку". Все-таки он guaje, деревенский задиристый парень, иначе бы не поддался на провокацию защитника Атлетика и не отмахнулся бы от него с досадой. А дальше - дело актерского мастерства, схватиться за лицо и упасть на землю. Ох, намочил дождь магическую бородку Вильи, не шла у него игра с самого начала, не смог он ее доиграть и до конца.
Атлетик, почувствовавший восстановление утраченного равновесия сил, пошел на штурм. К этому моменту Хави и Иньеста, сделавшие свое дело мавры, отдыхали на скамейке, а значит центр поля был куда менее боеспособен и надежен. Его-то баски и форсировали в течение нескольких атак, одну из которых завершили взятием ворот Вальдеса. Осио навесил со штрафного, Хави Мартинес пробил головой, буквальное отсутствие почвы под ногами Вальдеса не помешало ему в прыжке выбить мяч из самого угла, но на повторный пас и удар Габилондо не успели ни защита, ни вратарь. 1:2 на 90-й минуте.
В следующей атаке вперед пошел даже Ираисос, подгоняемый промокшей до костей, но подогреваемой изнутри жаждой крови публикой. Сан-Мамес встал со своих мест в едином порыве и...стал свидетелем третьего мяча Барселоны. Педро, барселонский перпетуум мобиле, убежал от защитников, отдал мяч под удар Бускетсу и Серхио, ударом в дальнюю девятку открыв счет своим голам в этом сезоне, закрыл счет голам в этом матче.
Болельщики Барселоны улыбались, били в барабаны и держали над головой шарфы ярких клубных цветов. Заканчивался матч, заканчивался вечер, заканчивался дождь.
Я, чувствуя платья зовущие лапы,
в глаза им улыбку протиснул, пугая
ударами в жесть, хохотали арапы,
над лбом расцветивши крыло попугая.