Robbengate
В мировом футболе разгорается скандал, который грозится стать вторым «делом Босмана». Суть такова: собственник «Бавария» сдал в полуторамесячную аренду своего футболиста по фамилии Роббен. Арендатор Королевский футбольный союз Нидерландов (КФСН) вернул «товар» в ненадлежащем состоянии. Теперь собственник намеревается взыскать с арендатора компенсацию за «испорченное имущество». Цена вопроса: десятки миллионов евро.
Проблема взаимоотношений клубов и сборных зреет в мировом футболе давно. И только теперь многолетний нарыв, похоже, готов прорваться. Раньше отношение к национальной сборной было трепетно-идиллическим, в том числе со стороны клубов. Считалось (и справедливо), что сборная команда – это лицо национального футбола, за которым надо всячески ухаживать и следить. Но постепенно суммы контрактов футболистов росли, а их временная нетрудоспособность стала обходиться работодателям во всё большую копеечку. И уже в конце XX века некоторые наиболее строптивые клубы начали, как говорится, быковать: то на товарищеский матч своего лидера не отпустят, то сошлются на несовместимую с жизнью травму, а в следующие выходные выпускают игрока в основном составе и он, аки конь, носится все 90 минут. Одним словом, идиллии пришёл конец.
Однако вернёмся к «делу Роббена». По данному вопросу существуют две противоположных позиции. Одни поддерживают умеющую считать деньги «Баварию», другие – голландский футбольный союз, которого иск немецких толстосумов вполне может низвести в ранг нищего на паперти. Но ведь есть и третий способ решения проблемы, о котором почему-то не подумали баварцы, – взыскать деньги с FIFA. Ведь, если разобраться, то именно FIFA обязывает клубы отпускать сборников в стан национальных команд, именно FIFA наживается во время проведения чемпионата мира на таких суперзвёздах, как Роббен, Роналдо или Месси. И при чём тут КФСН, бюджет которого вряд ли превышает траты мюнхенского суперклуба на свою юношескую команду 1994 года рождения?
Да и в чём противоестественность требований «Баварии»? Они заплатили за Роббена 25 млн. евро, положили ему нехиленькую зарплату, а теперь ещё и вынуждены лечить его за свой счёт. То есть теперь каждый врач национальной сборной может во время чемпионата мира или Европы вколоть своему травмированному подопечному лошадиную дозу обезболивающих, чтобы тот позащищал честь страны за счёт собственного здоровья, и ничего ему (врачу) за это не будет? Тем более, в данном конкретном случае речь идёт о самом «хрустальном» (после Марата Измайлова) футболисте мирового футбола.
Тем не менее, решение данной проблемы кажется мне (может, по недоумию) простым и понятным. FIFA вроде никогда не жаловалась на убыточность Мундиалей. Так почему бы не выделить из этой немаленькой суммы средства на формирование так называемого страхового фонда футболиста? Скажем, 100 млн. евро. И застраховать каждого участника чемпионата мира на сумму, соответствующую величине его клубного контракта. Довольны будут все. Даже FIFA, которой не придётся больше отбиваться от гражданских судов, которые так и тянут свои клешни к святая святых – мировому футболу.
Конечно, существует ещё проблема отборочных игр, в которых риск получения травмы не меньший, а доходность от данного турнира не идёт ни в какое сравнение с финальной частью. Но здесь уж мой скудный ум уступает инициативу чиновникам мирового футбола. Пусть обсуждают, создают законодательную базу… и пусть, наконец, уже разрубят этот гордиев узел своим волевым чиновничьим решением. Потому что дальше так продолжаться не может.