9 мин.

Что нужно русским футболистам, чтобы заиграть в топ-клубе

Готовим Федора Смолова к трансферу в дортмундскую «Боруссию» будущим летом.

1. Забыть о родине

Я уже вижу, как после этого пункта от монитора начинают медленно отсаживаться патриотически настроенные пользователи. Рано, подождите, дайте объяснить. Речь идет всего лишь о том, чтобы по приезде в топ-клуб забыть о том, что где-то продолжает существовать такая уютная, такая понятная и хлебосольная РФПЛ. Лига, которая взрастила тебя и всегда будет рада тебе, если вдруг дела в Европе пойдут неважно.

У «англичан» из поколения-2008 (Аршавин, Жирков, Павлюченко) могло получиться на острове гораздо больше, если бы универсальным ответом на любую трудность, возникающую в процессе адаптации, каждый раз в голове не возникал номер ближайшего рейса до Москвы. Травмы – «А дома я восстанавливался быстрее». Проблемы с иностранным языком – «Как же хорошо было дома, где все тебя понимали». Непопадание в стартовый состав – «Странно, дома с этим проблем никогда не было». Унылый город – «То ли дело ночной Питер».

Это вообще вечная беда русского человека. Мало кто хочет обустраивать свою мрачную действительность, гораздо удобнее, когда придет время, уехать туда, где эту действительность уже обустроили за тебя.

Смолов был арендован «Фейенордом» в 2010-м. Что мы знаем о первом европейском футбольном опыте Федора в Роттердаме? То, что в итоге ему там совсем не понравилось: «Мне предлагали остаться. У меня был контракт до конца сезона, и я мог задержаться до мая, но, посоветовавшись с тренером, мы решили, что лучше будет вернуться в «Динамо». Да я и сам, если честно, хотел вернуться. Было тяжело адаптироваться в плане быта, несмотря на то, что и девушка моя приезжала, но все равно по сравнению с Москвой было все очень непривычно. В раздевалке все было хорошо, хорошо общались с ребятами, но не более того».

Это отрывок из интервью 2011 года. С тех пор Смолов сделал огромный шаг вперед как футболист. Будем надеяться, что некоторые свои приоритеты, связанные с выбором развития карьеры, он тоже пересмотрел.

2. Быть открытым и прокачивать самоиронию

Неистребимые занудство и зажатость – вечные спутники среднестатистического русского футболиста. Во всем виновата больная популярность футбола в нашей стране. Чем чаще ты мелькаешь в медиа по неспортивному поводу, тем больше вероятность того, что тебя обольют грязью или нашлют родовое проклятье. А уж если ты еще и играешь довольно посредственно, то пнуть тебя – вообще, святая обязанность каждого.

В Европе этот панцирь с себя нужно снимать. Если единственная достопримечательность города – это футбольный клуб (в Германии так часто бывает), то вся твоя биография автоматически становится известна 60-70% местных жителей. Простой поход в магазин превращается в полуторачасовую автограф-сессию, и это нормально. Ты еще даже не успел толком провести первую тренировку, а местные уже знают про тебя все: кто ты, откуда пришел, во сколько обошелся твой трансфер, сколько ты забивал за предыдущую команду, какую страну представляешь и так далее.

Но нужно готовиться к тому, что вся доступная информация о тебе виртуальном будет употреблена ими очень быстро, после чего они обратят внимание на тебя живого и будут смотреть как на ньюсмейкера. И вот тут этих людей ни в коем случае нельзя разочаровывать. Лучше всего, конечно, начать богоподобно играть в футбол и забивать голы, но существуют также десятки способов быть частью команды, даже не выходя на поле и не участвуя в игре.

Посмейся в твиттере над своим промахом из выгодной позиции в недавнем матче, поблагодари фанатов за поддержку (перформанс), расстройся обидному проигрышу, сожалея о том, что травма опять спутала все твои планы, еще раз скажи спасибо всем болельщикам, которые сопровождали вас на выезде, сфоткай уснувшего в забавной позе клубного врача и выложи в инстаграм. Нужно дать понять болельщикам, что ты так же фанатеешь от этого клуба, как и они, что он занимает все твои мысли не только во время игрового уик-энда. Фанатская отдача в таком случае даже заурядным игрокам помогает совершать бимоновские прыжки. Спросите у Кевина Гросскройца.

Смолову эти основы жизнедеятельности профессионального футболиста вряд ли пригодятся. Последние пару лет он (впрочем, как и весь «Краснодар» как структура) – главный амбассадор европейского футбола в России.  

3. Учить язык

Не для галочки. Не для общего ознакомления. А запойно, расклеивая листочки на предметы в квартире. Язык определяет мышление, помним, да? Лучший способ освоиться в бундеслиге и понять природу всего происходящего здесь – практиковаться в языке каждый день. Про принцип «Мы, два профессионала, поймем друг друга на поле без слов» забыть лучше сразу.

Смолов довольно неплохо говорит на английском языке, но в Германии эти знания ему понадобятся лишь первое время, когда он будет давать послематчевые интервью в микст-зоне. Официальный язык клубов бундеслиги – немецкий, и для того, чтобы чувствовать себя своим, выучить его все-таки придется. Благо немцы в этом вопросе ценят прежде всего старания, а не реальное умение. Слушать немецкие пресс-конференции Гвардиолы было и мучительно, и смешно одновременно, но местным журналистам безумно нравилось то, что испанец делал с их языком. Более того, они даже как-то умудрялись его понимать.

А вот как раньше российские футболисты, перешедшие в «Боруссию», учили немецкий язык:

«Пришел ко мне в Дортмунде учитель, но чему он мог меня научить? Немец говорил на ломаном русском, а за каждый его урок надо было 50 марок из своего кармана выкидывать. Я заставил учителя написать на бумажке все футбольные термины, дал 50 марок и сказал: «Передай начальству, что я с тобой занимаюсь два раза в неделю». Немец запричитал: «Ну, как же, разве так можно?!». Я говорю: «Иди, не нужен ты мне». Зачем зря деньги выкидывать? Я сам через полгода стал понимать и говорить. После игр иногда ходил в пивнушку и получал информацию. Я на пиво те же самые деньги тратил».

Если еще не узнали, это Сергей Вадимович Горлукович. Несмотря на то, что предложенной схеме почти 30 лет, она может оказаться все еще рабочей. Но лучше не рисковать.

4. Подпитываться от конкуренции (а не страшиться ее)

Конкуренция. Еще 3-4 года царствования лимита на Руси, и молодым парням с красным паспортом нужно будет объяснять значение этого слова. То, что хоть кто-то из российских футболистов сегодня предпочитает искать зацепки за рубежом – уже заслуживает уважение.

Что ждет Смолова на пути в стартовый состав «Боруссии»?

Во-первых – Пьер-Эмерик Обамеянг, один из лучших форвардов мира, забивший недавно сотый гол за «Боруссию». Перепрыгнуть через голову габонца, который набрал лучшую форму в своей жизни, будет очень сложно. Если, конечно, будет через что перепрыгивать будущим летом – страсть Обамеянга к сливочным тонам давно известна и похоже там все взаимно.

К счастью, нынешняя игровая конструкция Тухеля так сложно устроена, что быть полезным в ней можно, даже играя не на своей излюбленной позиции. Эту «Боруссию» точно нельзя упрекнуть в том, что она не дает раскрыться купленным игрокам и без лишней надобности обкатывает их в играх за молодежный состав. Бартра, Мор, Геррейру, Дембеле, Мерино – за последние полгода все они получили возможность проявить себя. У кого-то это получилось шикарно, как у Дембеле, у кого-то – средне, у кого-то не получилось совсем. Но шанс был дан каждому.

Фишка Тухеля – новомодная схема 3-4-3 (или 3-4-2-1) с лихой кавалерией в средней линии. Художественный беспорядок и весьма условная привязка игроков к их устаканившимся амплуа – главный движок «Боруссии». Такой творческой свободе, которую получают футболисты «Дортмунда» на передовой, позавидуют многие клубы первой бундеслиги. Для форварда важно, чтобы его команда думала об атаке в первую очередь, и нынешняя «Боруссия» как раз такая команда.

Если бы трансфер Смолова был оформлен уже этой зимой, то Федору точно нашлось бы место в атакующей тройке, которая сейчас подпирает центрфорварда – многомиллионные покупки Марио Гетце и Андре Шюррле пока себя не оправдывают.

5. Перетерпеть временные неудачи

Ставить себе цель быть лидером клуба и самым заметным его игроком – решение правильное и важное, но ни в коем случае нельзя опускать руки, если осуществление задуманного вдруг будет поставлено под угрозу. Вспоминаем п.1 и продолжаем бороться.

Попадание на скамейку запасных «Дортмунда» не будет катастрофой. У «Боруссии» есть принцип – никто не забыт. Адриан Рамос, к примеру, в этом сезоне оказался так же важен для игры «Дортмунда», как и Пьер-Эмерик Обамеянг, в те моменты, когда колумбиец весьма недурно подменял последнего на острие атаки. Хотя раньше казалось, что «Боруссия» просто теряет деньги, продолжая платить Рамосу зарплату.  

6. Соответствовать философии клуба

Переходить в «Атлетико», презренно относясь к игре в защите, так же нелепо, как играя за «Дортмунд», пренебрегать скоростной перепасовкой в одно касание и нестандартными действиями. Этот пункт касается не только футбольно-стилистических особенностей команд, но и житейско-бытовых моментов. Если регулярно приходишь на тренировки с ног до головы одетым в D&G и играешь в опереточного русского, в то время как однокубники, не выпендриваясь, носят более бюджетный casual, не нужно удивляться тому, что однажды они возьмут твою одежду и обувь и подвесят к потолку в раздевалке.

«Боруссия» терпимо относится к любым проявлениям индивидуальности своих игроков, но только если они не граничат с излишней показушностью. «Дортмунд» в последнее время решил заметно омолодиться и делает все, чтобы быть современной и модной командой. Тут ей с нападающим «Краснодара» по пути.

7. Уметь играть в футбол

Самый сложный пункт, с которым у русских игроков наметились серьезные проблемы. Визиты сборной России на крупные турниры больше не открывают новых звезд и ничем, кроме коллективного факапа, не заканчиваются. «Мы говно» – исчерпывающая рецензия футболистов на самих себя. Да что там, интереса со стороны европейских клубов больше не пробуждают даже те, кто раньше имели неплохие шансы уехать из РФПЛ на повышение. Все, что остается журналистам – раз в полгода раздувать тлеющие угли слухов о возможном переходе Алана Дзагоева в один из клубов английской премьер-лиги. С каждым сезоном в эту сказку верится все меньше. Российские клубы прощаются с еврокубками так быстро, что заграничные покупатели не успевают рассмотреть лица потенциальных новичков.

Во всем этом беспросветном кошмаре приглашение из «Дортмунда», адресованное лучшему русскому бомбардиру, – спасательный круг размером с небольшую яхту. Смолов – самый прогрессирующий футболист чемпионата России прямо сейчас. Уж если и брать кого-то западным топ-клубам на свой страх и риск из далекой России, то только его.

Фото: РИА Новости/Владимир Песня