9 мин.

Addio, Italia. Где я не буду никогда

Про Италию, как о первой любви

 

Италия всегда манила к себе. Притягивала каким-то неведомым магнитом. Воображение рисовало прекрасную благодатную землю, где всегда тепло, ярко сияет солнышко и приятный морской бриз в лицо. В детстве Италия ассоциировалась со сказкой. Со светлой сказкой, в которой все проходимцы и алчные хапуги получали по заслугам. Где деревянный человечек своим золотым ключиком отворял дверь в волшебную страну всеобщего счастья и радости. Где происходили самые невероятные чудеса. В той сказочной стране обитали герои книг Джанни Родари и Рафаэлло Джованьоли, Этель Лилиан Войнич и Александра Грина. В той сказочной фантасмагории Чиполлино с друзьями, не желая жить под гнётом разных синьоров Помидоров и принцев Лимонов, низвергали тиранов, а неустрашимый предводитель восставших рабов Спартак вёл своих гладиаторов на всемогущий Рим. Там мужественный Овод, не сломленный тяжкими ударами судьбы, демонстрирует величие духа, а на берегу моря мечтательница Ассоль ждала своего капитана Грэя на корабле с алыми парусами. И хоть в повести Грина эта романтическая история происходила в несуществующем городе придуманного государства, я всегда её ассоциировал с Италией. Ведь только там, в этой таинственной загадочной стране, юная красивая девушка могла мечтать о своём принце, не обращая внимания на насмешки окружающих. Потому что Италия – это и есть любовь!

В этом всё больше и больше начал убеждаться, когда и в моём сердечке начало проявляться это волнующее чувство. Когда зазвучали сладкоголосые песни Сан-Ремо с их «Феличита» и «Лашате ми кантаре», которые так нравились и волновали, буквально завораживая с первого аккорда всю твою сущность. Когда был просто в диком восторге, и заливался весёлым смехом от гусиной походки Адриано Челентано. Когда начала нравится не сказочная девочка с голубыми волосами по имени Мальвина, а реальная сногсшибательная красавица с потрясающей фигурой - Орнелла Мути, укрощающая строптивого. Тогда я начал познавать Италию заново, рассматривая её под другим углом, заценяя уже юношеским, более взрослым взглядом. При этом хотелось, как и герой Челентано, кричать во все горло: «Я люблю-ю-ю-ю! – добавляя при этом, - Какой будет твой положительный ответ?». Италия отвечала: «Да!» своими потрясающими фильмами, джинсами RIFLE, RIORDA и GЕNESIS (моя первая фирма, заработанная мозолями в лесхозе на летних каникулах в 1984 году), «звёздами» эстрады и спорта. Футбола в первую очередь.

Игрой миллионов я начал по-настоящему болеть с 1982 года. И сразу же чемпионат мира, куда после двенадцати лет отсутствия пробилась сборная СССР. Конечно же, автор этих строчек всей своей душой переживал именно за нашу команду. Но гвоздём программы всего испанского Мундиаля стала именно Италия под руководством Энцо Беарзота. Италия тогда – это серость в групповом этапе без побед и поражений, когда только благодаря большему количеству голов, чем у Камеруна, вышла во Второй групповой раунд. Италия тогда – это Джентиле, который после очередного жёсткого единоборства подошел к плачущему Марадоне и сказал, что «Футбол, это мужская игра, мальчик, а не балет». Италия тогда – это потрясающий «хет-трик» Росси кудесникам мяча, демонстрирующих какой-то фантастический инопланетный футбол. Только вот со «Скуадрой Адзуррой» подопечные Теле Сантаны, демонстрируя всем Бразилию в решающем матче за выход в полуфинал, не учли одного важного фактора. Они-то забьют сколько захотят, только вот итальянцы смогут на гол больше. И поехали «моральные чемпионы мира» домой задолго до решающей схватки за мировую корону. Зико, Фалькао, Сократес, Эдер, Дирсеу, которым все заранее прочили победу, покинули Мундиаль, опустив голову в печали. Но на их место пришли новые герои: Паоло Росси, Дино Дзофф, Алессандро Альтобелли, Бруно Конти, Марко Тарделли, Франческо Грациани, Гаэтано Ширеа, Антонио Кабрини, Клаудио Джениле. Эти «звёзды» так ярко засияли после победы над Аргентиной (2:1) и Бразилией (3:2), что ослепили поляков (2:0) и уставших после полуфинальной зарубы с французами западных немцев в решающем поединке (3:1). Италия – чемпион мира! И я ещё пуще прежнего влюбился в эту страну. В её ФУТБОЛ.

Как раз после победы на испанском Мундиале итальянский футбол резко пошел вверх. Эстафетную палочку у сборной перехватили клубы. «Интернационале», «Рома» - эти названия звучали как хиты Сан-Ремо, лаская слух. А туринский «Ювентус» первой половины 1980-х, это вообще было что-то запредельное. На грани фантастики. После Испании-1982 к шести чемпионам мира во главе с Росси присоединились «звёзды» прошедшего Мундиаля француз Мишель Платини и поляк Збигнев Бонек. «Юве» превратился в самую настоящую машину для добывания трофеев. Шутка ли сказать, три подряд финала в Кубке европейских чемпионов и Кубке обладателей кубков, с двумя выигранными решающими поединками в 1984 и 1985 годах.

Боже мой, как же тогда хотелось хоть краешком глаза увидеть игру «старой синьоры», которая стала желаннее любой молодой красавицы. Ведь нам, простым советским болельщикам, было строго настрого запрещено заглядывать за «железный занавес». За целомудрием нашей нравственности строго следила цензура и соответствующие внутренние органы. От этого запретный плод ставал вдвойне, втройне сладок. Неизвестность рождала домыслы. Богатая человеческая фантазия приписывала «Юве» всё новые и новые положительные качества, которые можно выразить восклицательными эпитетами: непобедимый, всесокрушающий, мегазвездный суперклуб мирового уровня. Мы жадно ловили любую информацию, зачитывая до дыр «Футбол-хоккей» с обзорами Серии «А». Вечером каждого воскресенья после программы «Время» мы с огромным нетерпением ожидали начала «Футбольного обозрения» в надежде, что под конец мелькнет хоть маленький сюжетец про матчи зарубежных чемпионатов, особенно итальянского. Как же хотелось тогда видеть игру Платини, Марадоны, Руммениге, Сократеса, Фалькао и других «звёзд» мирового футбола. Почти все «сливки» высшего футбольного общества были собраны тогда в итальянском «сапоге». Да что там говорить, если в период с 1982 по 1994 годы «Золотой мяч» по опросам «Франс Футбола» только дважды покидал Италию. В 1986-ом приз «ускакал» в Киев к Игорю Беланову, а в 1991-ом оказался у Жан-Пьер Папена в Марселе. А так главный игроцкий трофей того времени почти постоянно имел итальянскую прописку Серии «А». Сначала четыре года подряд лидеры «Ювентуса» (Росси и Платини) привозили «Золотой мяч» в Турин. А потом, после Белановского «заскока», те же четыре года знаменитости двух миланских суперклубов (Рууд Гуллит, Марко ван Бастен, Лотар Маттеус) выставляли приз на всеобщее обозрение на одном и том же стадионе, которым до сих пор пользуются по очереди. Ну, как, скажите мне, можно было оставаться равнодушным к итальянскому чемпионату?

Только вот, к большому сожалению, «вживую» увидеть игру команд из апеннинского «сапога» советские любители футбола не имели возможности. Слепой еврокубковый жребий в период наивысших общих успехов советского клубного футбола 1983 – 1986 годов упорно не выбирал нам в соперники итальянцев. А иначе было посмотреть никак. Вот и выходил парадокс, что мы поклонялись «Ювентусу», «Интеру», а затем «Милану» совершенно не представляя, как они играют. Короткие обзоры международных турниров «старого света» не могли дать полного представления про тот, или иной суперклуб. Вот и приходилось судить про мощь и силу того же «Юве» исключительно по результатам официальных матчей, плюс небольшие заметки в советских изданиях про нашего итальянского «мальчика» в лице «старой синьоры», да куцые видео обзоры еврокубков с их участием.

Вот и впитывали мы, футбольные болельщики Союза, всю информацию, поступающую ОТТУДА, как губка влагу со страстью жаждущего в пустыне. Марадона куплен «Наполи» у «Барселоны» за восемь миллионов долларов? Ого-го! Вот это деньжица!!! Они там, на Западе вообще с ума посходили, что ли? Да и ещё деньги с 70 000 зрителей содрали не за футбол, а за появление в центре поля на «Сан Паоло» Диего? Вот это дают, капиталисты. Совсем совесть потеряли на своём прогнившем Западе.

Но в то же время с грустью думалось, что подобные шоу у нас в Союзе невозможны. На руках своего кумира, конечно, поклонники его таланта могут пронести по улицам города, как вот неаполитанцы Марадону. Но чтобы вот так, при аншлаге на трибунах приветствовать появление мировой «звезды», которая будет защищать цвета твоего любимого клуба – это в СССР было исключено. Причем категорически. Мы, конечно, официально осуждали такие вот забугорные штучки, когда всё делается ради прибыли и денег. Осуждали, и… ещё больше влюблялись в Италию. При этом ещё пуще прежнего хотелось воочию посмотреть итальянских грандов на фоне наших родных советских команд. Сравнить их возможности и мастерство. Но «не везло» со жребием, или вот не хватало хладнокровия и точности в пробитии послематевых пенальти, как в случае четвертьфинальной зарубы Кубка европейских чемпионов 1984/1985 между «Днепром» и «Бордо». Французы дальше вышли как раз на «Ювентус». И было вдвойне обидно при осознании того, что против Платини, Бонека, Росси, Ширеа, Тарделли… могли играть не Тигана, Шалана, Жиресс и Лякомб, а Протасов, Литовченко, Краковский и Лютый.

Зато сколько было радости, когда в 1989-1991 годах советским клубам стали попадаться итальянцы. Мы осознавали, что после встреч с клубами Серии «А» наши могут пролететь мимо еврокубков, как фанера над Парижем. Но чувство тревоги заглушалось стремлением увидеть, что же из себя представляет это итальянское чудо? Да, болели за наших. Но при этом наслаждались ФУТБОЛОМ, который демонстрировали «Аталанта», «Фиорентина», «Наполи» и «Рома». Когда с мячом оказывались Стрёмберг и Каниджа, Роберто Баджо и Марадона, Хесслер и Фёллер, то сердце в полнейшем восторге замирало в груди и уходило от тревоги в пятки одновременно. И какая же была невероятная эйфория после гладиаторских поединков «Спартака» на аренах Бергамо, Неаполя и Москвы. Оказалось, что наши хоть и уступают своим соперникам из Серии «А» в технике владения мячом, в скорости мышления на поле, но берут своё характером и неуступчивостью.

Это было время полнейшего доминирования итальянского клубного футбола в «старом свете». «Милан», «Сампдория», «Наполи», «Ювентус», «Интер», «Фиорентина»… «Сапоги» давали пинком под зад почти всем своим соперникам, не имея себе равных во всех трёх клубных евротурнирах. «Реал», «Бавария», «Бенфика», «Боруссия» Дортмунд, «Андерлехт», «Атлетико» Мадрид, «Бордо», «Пари Сен-Жермен», «Динамо» Киев, «Гамбург», «Вердер», «Астон Вилла» - вот неполный список пострадавших от итальянского пинка представителей топ-чемпионатов и команд-фаворитов того времени. Больше того, впервые за всю историю футбола представители одной футбольной лиги выиграли в одном сезоне (1989/1990) Кубок чемпионов, Кубок кубков и Кубок УЕФА. И это была Италия. Подобного не повторялось никогда. А спустя год новый рекорд. Семь команд Серии «А» пробились в четвертьфинальную евровесну во всех турнирах. И только «Наполи» с Марадоной был остановлен романцевским «Спартаком» в 1/8 финала Кубка чемпионов в серии послематчевых пенальти после нулей в игровое время. Что было тогда вдвойне приятно. Нет, даже втройне, потому как все видели, что сильнее как раз неаполитанцы, которые, тем не менее, остались за бортом соревнований.

Развалился СССР. «Железный занавес» исчез немного раньше, во время горбачёвской перестройки. По телевидению всё чаще начали показывать не только финалы Кубка чемпионов, как в поздние советские годы, но и матчи Кубка Англии, плюс обширные евроспортовские обзоры национальных чемпионатов. Возникла Лига чемпионов. Италия стала одной из многих, а не единственной в своем роде. Исчезла таинственность и связанная с этим романтика. Представители Серии «А» по-прежнему нешуточно зажигали в евротурнирах. Но уже не было того преклонения перед ними. Исчезло куда-то почитание, хотя уважение осталось.

Последний всплеск интереса к итальянскому чемпионату произошел, когда наш Андрюша Шевченко в «Милан» перешёл. Но и он постепенно угасал, как одинокий уголёк на пепелище, и окончательно зачах вместе с переходом Шевы в лондонский "Челси". Та Италия, которая так к себе манила непреодолимым магнитом, навсегда осталась там, в детстве и юности, которые не вернутся никогда. От той солнечной Италии, нарисованной и придуманной в радужных мечтах, остался только разбитый временем Колизей иллюзий и надежд. Не спорю, эти надежды часто сбывались. Но, увы… Прошла любовь, завяли синьоры Помидоры. Теперь остаётся только с грустью констатировать, немного перефразируя хит «Наутилуса Помпилиуса» перестроечных времён:

 

Когда умолкнут все песни

Которых я не знаю

В терпком воздухе крикнет

Последний мой бумажный пароход

 

 

Addio, Italia, о-о

Где не был никогда

Прощай навсегда

Возьми Амати, сыграй мне на прощанье

Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла…

 

Мне стали слишком малы

Твои тертые джинсы

Нас так долго учили

Любить твои запретные плоды

 

Addio, Italia, о-о

Где я не буду никогда

Услышу ли песню

Которую запомню навсегда