Петр Потешкин: «Детей с площадки просто не выгнать»
В Шебекино, 45-тысячном районном центре Белгородской области, открылся новый футбольный интернат. В 30 километрах от Белгорода собрали 78 мальчишек в возрасте от 12 до 15 лет. Средства выделили из регионального бюджета. Через год должны прирасти новым полем и площадками для занятий, а к финансированию проекта должны присоединиться три областных профессиональных клуба – «Салют», «Губкин» и «Металлург-Оскол».
Петр Потешкин, в свое время игравший за белгородские команды, а затем их тренировавший, совмещает должности директора интерната и его главного тренера. О том, как строится его работа, и чем шебекинская школа будет прирастать, Пер Алексеевич рассказал в интервью НФПМ.ру.
– Решение о создании интерната было принято в мае, а уже в сентябре он начал работать. Не было ли это авантюрой?
– Ни в коем случае! Мы же не пришли на голое место. В наше распоряжение передали учебный корпус. Спальни, столовая – все под одной крышей, детям очень удобно. Поле для занятий находится в десяти минутах ходьбы, но нам выделили автобус, и дорога занимает всего около минуты. Детей и отвозят туда, и привозят обратно.
– Но все же у вас есть план развития?
– Могу сказать о первой очереди этого плана. Будет реконструирован спальный корпус, и на территории интерната будет постелено полноразмерное искусственное поле, будут два мини-футбольных поля и универсальная спортивная площадка. Кроме того, снесем старые хозяйственные постройки, возведем новое овощехранилище, новый хозблок, включая гараж. Все работы начнутся в конце сентября и должны быть завершены к началу следующего учебного года.
– Планируется ли подогрев поля?
– В данный момент – нет, но мы пытаемся внести коррективы в проект. Он разрабатывался еще до моего прихода.
– Будут ли у вас условия для занятий в зимнее время?
– Городские власти идут нам навстречу и помогают. Будем использовать шебекинский городской зал, это достаточно большой манеж, он хорошо подходит для мини-футбола.
– При этом профессиональной команды в Шебекино нет.
– А это и неважно, поскольку мы работаем с футбольным клубом «Салют».
– В новостях говорилось, что помимо «Салюта», в проекте примут участие «Губкин» и «Металлург-Оскол» из Старого Оскола. Как будут распределяться роли?
– Пока с этими клубами идут только переговоры. Они не отказываются, но и до конкретных цифр дело еще не дошло. Сейчас интернат содержится на деньги областного бюджета. Но в дальнейшем у нас также будет финансирование из внебюджетных источников, а именномини поступления от нелюбительских футбольных клубов. В разных пропорциях. Наибольшую помощь, я думаю, будет оказывать «Салют», а «Губкин» и «Металлург-Оскол» – в меньшей степени. Сейчас даже приблизительно назвать сумму нашего бюджета я не могу. Цифры только обсуждаются. Наши предложения мы отдали в департамент образования, только в конце ноября появятся контрольные цифры, а к концу года они будут утверждены.
– Предполагается ли создание на базе интерната новой команды?
– Наши выпускники будут вливаться в команду «Салют-2», которая в данный момент базируется в Белгороде и входит в клубную систему. В наши планы входит перевести ее на базу интерната.
– Откуда вы набирали ребят? Преимущественно из Белгорода?
– Собирали по всей области. Есть ребята из Губкина, Старого Оскола, Волоконовки, Прохоровки и более мелких населенных пунктов. Мы были в небольшом цейтноте. Были назначены тренеры в каждом возрасте, и они уже комплектовали группы. Им было проще это сделать – они практически всех ребят в области знают. Разумеется, были проведены обычные в таких случаях тесты – на скорость, на выносливость.
– Сколько в общей сложности пришлось просмотреть детей, чтобы набрать в итоге восемь десятков?
– Просмотрели всю область. Думаю, ни одного более или менее талантливого игрока мы не упустили. Мы же не берем всех подряд – человек, чтобы попасть к нам, должен сначала пройти подготовку в своей спортивной школе. Если не прошел – и речи не может быть о зачислении.
– В будущем количество учеников будет удвоено. Добавятся новые возрастные категории?
– Да, на будущий год к 1995-му, 1996-му, 1997-му и 1998-му годам добавится 1999-й. Еще через год добавится шестая группа – 2000-го года рождения. И шесть групп будут пределом. Ребят мы будем продолжать брать только с 12 лет. Тренеров для новых возрастных групп мы будем назначать заранее, и у них будет достаточно времени, чтобы просмотреть и отобрать лучших ребят из области. И к сентябрю команда будет сформирована. Как это было сделано и в этом году – просмотр тренеры начали еще в июне, и у них было на это три летних месяца.
– Откуда набирали тренеров?
– В основном они из Белгорода. С каждой возрастной группой работают двое – старший тренер и его помощник. Плюс у нас будет тренер по физподготовке и тренер по работе с вратарями. Но пока их еще нет – их ставки запланированы из внебюджетных источников. Как только клубы определятся с цифрами, мы будем приглашать специалистов.
– По какой методике будет работать интернат? Какой философии придерживаться? К какой модели склоняться?
– Методику будем подбирать, исходя из наших собственных возможностей и способностей игроков. Она не будет жесткой или закоренелой, она будет гибкой. Хотим к работе подходить творчески и разрабатывать собственную программу подготовки.
Мне лично импонирует голландская система критериев отбора молодых футболистов TIPS. Первая буква – это «техника». Приглашая молодого игрока, мы смотрим на его обученность, смотрим, как он владеет мячом. Вторая буква – «интеллект». Это оперативное мышление, применительно к футболу. Это сообразительность, подвижность психических процессов. Третья буква – «personality». Это личные качества, это умение свое эго подчинить интересам команды, целеустремленность, волевые качества. Последняя буква – «скорость». Это скорость не только бега, но и мысли, и работы с мячом. Вот именно в этом направлении мы будем работать, на этих принципах будем строить отбор. Все это основа, на которую нужно в первую очередь обращать внимание в работе с юными футболистами. А что касается «конечного продукта», от нас должен выйти хороший спортсмен, но и порядочный образованный молодой человек. Поэтому большое внимание мы уделяем общеобразовательной программе.
– Учителей приглашаете к ребятам, или они ходят в обычную школу?
– В штате нашего интерната есть учителя. Мы и называемся полностью – Шебекинская общеобразовательная спортивная школа-интернат «Салют». Все учителя квалифицированные, они тоже прошли отбор. Родители приезжают, все держат под контролем.
– Как часто они могут приезжать? И могут ли забирать ребят на выходные?
– Могут забрать ребенка в любой день, написав заявление и получив мою визу. Просто так мы, конечно, никого не отпускаем.
– В каком режиме ребята работают?
– Они тренируются по два раза в день с понедельника по пятницу, суббота игровой день, а воскресенье выходной.
– В каких соревнованиях они принимают участие?
– В чемпионате области. Например, в группе 1995-го года рождения собраны преимущественно белгородские ребята из двух команд. Мы попросили областную федерацию в текущем чемпионате заявить этих ребят за одну команду, чтобы они играли за интернат, а не разъезжались по своим клубам. Нам пошли навстречу, и мы будем доигрывать в этом первенстве области одной командой.
– Планируете участвовать в международных соревнованиях?
– Не исключено, что будем выезжать куда-то на неделю, на десять дней. Но основными для нас станут областное первенство, первенство межрегионального объединения «Черноземье» и первенство России.
– Можете ли вы, как директор и главный тренер, сказать, что результат во всех этих соревнованиях во главу угла ставить не будете?
– Мы, конечно, будем нацеливать ребят на максимальный результат, но результат самоцелью являться не будет. Если жестко давить на результат, это будет лишней психологической нагрузкой на игроков. Это их закрепостит и не даст полностью раскрыть свои возможности.
– Если так случится – а это случится обязательно, – что лучших из ваших воспитанников заприметят и «уведут», что вы скажете? Вы готовы к этому?
– Мы здесь собрались как раз для того, чтобы этот процесс прекратить. Если все наши планы реализуются – а мы в этом уверены, – то процесс будет обратным. Это мы будем забирать ребят из других регионов. Что касается наших воспитанников, то мы подготовим соответствующие договоры с родителями. Если они соизволят ребенка куда-то перевести, они должны будут вернуть нам те деньги, которые потрачены из внебюджетных источников. А все, что дает государство, для них бесплатно.
– У вас достаточно амбициозные планы. Будете ли сотрудничать с другими академиями?
– Я собираюсь выехать в некоторые аналогичные учебные заведения. Допустим, в Казань – там интересно посмотреть, как все устроено, там интернат тоже относительно недавно образован. В «Сатурн», где давно все налажено, в Краснодар, где созданы неплохие условия. А что касается сотрудничества, его возможности можно обсудить. Можно обмениваться тренерскими кадрами, учебными группами – чтобы они поехали на какое-то время там пожить и потренироваться.
– Для тренеров стажировки предполагаются, в том числе зарубежные?
– В собственном соку мы, конечно, вариться не собираемся. По поводу тренеров есть в программе Российского футбольного союза предложение – направлять их на стажировки в разные ведущие клубы Европы. Мы планируем в этой программе активно участвовать.
– Вы сказали, что у вас есть все для работы.
– Все самое необходимое.
– А как обстоит дело с питанием?
– Готовим в нашей собственной столовой. Пока это не специфическое спортивное меню, но ребята не жалуются. Хотелось бы, конечно, питание разнообразить и усилить, скажем так.
– Но это опять-таки, наверное, будет связано с внебюджетными источниками?
– Вы правильно подметили. Того, что мы даем ребятам сейчас, вполне достаточно, если проводить тренировки один раз в день. А когда двухразовые тренировки, этого для восполнения энергетических запасов молодых спортсменов уже будет недостаточно.
– Такой внебюджетный источник, как средства родителей, вы не рассматриваете?
– Мы будем рассматривать этот вариант, но только после того, как у нас окончательно и на постоянной основе сформируется контингент. Сейчас у нас все ребята находятся временно, на три месяца, это новая для нашей области форма образовательного учреждения. И не каждый ребенок способен адаптироваться. Кто-то не сможет, кто-то по маме соскучится, кого-то родители заберут. Хотя я пока не предвижу отсева по вышеназванным причинам, но всякое бывает. Один мальчишка приехал к нам первого сентября – и не захотел оставаться. Еще один побыл неделю – и тоже не захотел.
– Значит, изначально ребят было ровно 80?
– Да, но этих двоих мы даже приказом не зачисляли.
– А каков социальный состав воспитанников? Нет ли проблемных детей?
– При отборе мы внимательно смотрели на личные качества. По причинам дисциплины мы от некоторых ребят изначально отказались. Узнавали, допустим, что они пропускали занятия в школе или были на плохом счету. Да, они подают надежды, как футболисты, но с дисциплиной у них непорядок. Так что с ребятами, которые у нас отобраны, проблем нет. Они, конечно, с характерами, но знают, как себя надо вести.
– А что вы делаете, чтобы футбол ребятам не приелся, чтобы они друг другу не надоели? Предусмотрена ли культурная программа?
– Конечно, предусмотрена. Будут экскурсии, дискотеки, встречи – как в любой обычной школе. У нас рядом находится интернат для одаренных девочек.
– Не спортивный?
– Нет. И мы уже договорились с его руководителями, что будем проводить совместные мероприятия. А пока у ребят есть телевизоры, теннисные столы, спортзал и земляные спортплощадки, куда они выходят поиграть в волейбол, баскетбол.
– Неужели после двух тренировок у них еще остаются силы во что-то играть?!
– Да их не выгонишь! Дети есть дети – они быстро устают, но так же быстро и восстанавливаются. Кстати, тренировки сейчас проходят со средней интенсивностью, все-таки уже конец сезона, и перегружать ребят не стоит. В основном поддерживаем технико-тактические данные.
– Кстати, а почему именно Шебекино было выбрано для организации вашего интерната?
– Это ближайший к Белгороду крупный населенный пункт, где инфраструктура позволила такой интернат создать. Здесь раньше была школа-интернат для детей-сирот. И с каждым годом их число сокращалось. При расчетной вместимости в 157 человек их осталось меньше сорока. Ребят распределили по другим интернатам в области, а освободившееся здание передали футбольной школе.
– Нет ли у вас в школе кого-то из тех ребят?
– Нет. Хотя с некоторыми из них я даже в футбол успел поиграть.