5 мин.

Атлетик Атлетико рознь

Эускади Та Аскатасуна - "Страна басков и свобода" - знаменитая ЭТА, баскская сепаратистская организация, выступающая за независимость страны басков. Мятежный дух на берегах Бискайского залива. Атлетик Бильбао - ярчайший представитель этого региона в испанской Примере (да простят меня болельщики Реал Сосьедада). Какие точки соприкосновения могут иметь футбол и политика, спросите меня вы? Еще какие, отвечу я. Особенно, в Испании. Особенно, в стране басков.

Если ты не баск - ты совершенно точно был завоеван римлянами, вестготами или арабами. Если ты не баск - в твоей ДНК нет революционного гена. И, наконец, если ты не баск - ты никогда, ни при каких обстоятельствах, не выйдешь на футбольное поле в красно-белой футболке клуба из Бильбао. Кантера Атлетика держится на самых чистых баскских корнях. Подобный шовинизм, пожалуй, мешает клубу добиваться высочайших результатов, но для абсолютного большинства болельщиков уникальность клуба и его традиции важнее трофеев и наград.

Стадион Сан Мамес, Бильбао, оплот футбольной баскской независимости. Название свое получил в честь святого, брошенного римлянами на растерзание львам. Субботним вечером на растерзание "львам", как называют здесь местных футболистов, был брошен мадридский Атлетико.

На поле встретились не просто тезки - названия клубов одинаковы и имеют лишь разное происхождение: Athletic - английское, Atletico - испанское, - но, выражаясь хоккейным языком, основная команда со своим фарм-клубом. Дела давно минувших дней, но это факт: мадридский Атлетико был создан в 1903 году именно как филиал Атлетика Бильбао, даже цвета формы повторяли расцветку "рохибланкос" - красно-белых. В 1907 году столичный клуб стал полностью самостоятельным, и с этого момента начался путь будущего победителя Лиги Европы и Суперкубка УЕФА в высшем футбольном свете Испании.

С той поры утекло много воды в Эбро, Дуэро и Тахо, ход веков достиг полного совершеннолетия, остановившись на числе 21, а поединки со "львами" для Атлетико до сих пор считаются одними из самых принципиальных матчей чемпионата, разумеется, после мадридского дерби с Реалом.

Вы когда-нибудь бывали на стадионе Али Сами Йен в Стамбуле? Или на Црвене Звезде в Белграде? Там болеют до истерики, до хрипа, там болельщики - единый живой организм, впавший в состояние берсерка и своей энергией питающий любимую команду. Сан Мамес смело можно поставить в один с ними ряд. Пришедшие вчера на стадион болельщики в едином порыве требовали оросить священный баскский газон жертвенной мадридской кровью. Крови и зрелищ, никакого хлеба, хлеба им хватало вдоволь.

И футболисты Атлетика, с присущей им баскской дерзостью и наглостью, начали матч жестко и агрессивно. Первые 10 минут мяч не держался подолгу у одного отдельно взятого футболиста, быстро пересекал центр поля как в одну, так и в другую сторону, а инициатива, футбольная жрица любви, откровенно ходила по рукам. А на 11-й минуте мадридцы, окруженные "львами", быстрой, как пламя, атакой опалили львиные гривы. Агуэро с левого фланга проскочил между двух защитников, прострелил в штрафную, Симао пяткой мягко сбросил мяч Форлану, и последний, своей статью и внешними данными сам очень напоминающий царя зверей, пробил точно в угол ворот Ираисоса. 0:1, и стадион на мгновение застыл в тишине. Почуяв запах жженой шерсти, Атлетико не стал сбавлять обороты. Активно действовали оба фланга атаки, Агуэро слева, Рейес, из глубины, справа, кудесник Симао раз за разом старались доставить мяч до Форлана, а лучший игрок прошедшего мундиаля постоянно искал возможности для удара. Атлетик же начал разрушать игровые схемы гостей. В прямом смысле. Хозяева играли максимально жестко, иногда откровенно грубо. Хулиганистый защитник Аморебьета, с татуированными руками и перебитым носом, должен был быть удален еще в первом тайме, Ауртенече, при каждом удобном случае, укладывал на газон Рейеса, да так, что тому после этих ударов долго не удавалось подняться. В оправдание им стоит сказать, что и мадридцы не терялись в единоборствах и часто выходили за рамки правил, но целенаправленная грубость хозяев была слишком очевидна. Всем, кроме главного арбитра матча, Ундиано Мальенко Роберто. Того самого, который несколько лет назад был приглашен обслуживать московское дерби Спартак-ЦСКА. Матч в Бильбао он отсудил, предельно скупясь на предупреждения. И пусть 9 желтых карточек, показанных им, не вводят никого в заблуждение, на деле половина из них должна была превратиться в удаления.

Атаке хозяев, как до перерыва, так и после, хватало и ума, и страсти, не хватало лишь самого главного - быстроты принимаемых решений. Льоренте, уже вышедший один на один с де Хеа, зачем то сделал лишний шаг, вместо удара с ходу, и его накрыл Годин. Токеро, отчаявшись забить ногами, пустил в дело руки, приняв мяч в падении, на волейбольный манер. Эти двое были самыми заметными фигурами в первом тайме, правда все тот же Токеро получил сполна за опасную игру в чужой штрафной - в одной из последних атак в первом тайме он бросился в ноги защитнику, неудачно приземлился на правую ногу и - покинул поле в сопровождении врачей, повредив заднюю поверхность бедра.

После перерыва публика, перестав просить зрелищ, требовала жертв и крови бестактных гостей, приехавших со своим уставом в чужой монастырь. Эти жертвы не замедлили появиться. Защитник хозяев Гурпеги и не думал играть в мяч, когда въехал в ноги Куну Агуэро на линии своей штрафной. Еще не успев встать на ноги он уже показывал судье место, в тридцати сантиметрах от белой линии, где он сбил Агуэро, не отрицая своей вины, но протестуя против назначения пенальти. Агуэро унесли с поля на носилках, пенальти не назначили. Гурпеги, к слову сказать, тоже не смог продолжить игру и был заменен.

Вышедший вместо Токеро Икер Муниаин попытался вдохнуть свою 18-летнюю свежесть и молодость в баскскую атаку, но при отменной технике ему все же не хватало дерзости для завершающего удара, войдя в штрафную он старался скорее расстаться с мячом, но внимательная оборона мадридцев работала без сбоев. И тут сработали замены Кике Санчеса Флореса, главного тренера гостей. После подачи углового у ворот Де Хеа подскользнулся все тот же Муниаин, мяч подхватил вышедший вместо Агуэро Диего Коста, спуртовал через все поле, отдал пас под удар Симао, Ираисос с первым выстрелом справился, но на добивании уже был Тиаго, заменивший Рейеса, наполучавшего по ногам на несколько матчей вперед.

Все? Как бы не так! Баски не были бы басками, сдайся они на этом. Забыв о грубости, они наконец-то начали играть в красивый футбол, разыграв на 88-й минуте дивную комбинацию, в которой молодость Муниаина оказалась быстрее опыта Година. Уйдя от защитника, баск прострелил в штрафную точно на ногу Льоренте, удар, гол, 1:2.

Финальный свисток растворился в реве бушующей толпы. Баски сохранили лицо, но не более того. Мадридцы приобрели три очка, но на три недели потеряли Агуэро. Организация ЭТА выступила с заявлением об отказе от вооружённой борьбы.

Кстати, брошенного к ним на растерзание святого Мамеса львы так и не тронули. "Львам" из Бильбао "мадридский Мамес" тоже оказался не по зубам.