Душевная боль
16 июля 1950 года. Рио-де-Жанейро. Перед финалом чемпионата мира. Через два часа лучшая команда турнира сборная Бразилии должна в первый раз стать чемпионом мира. Вокруг стадиона выстроились десятки артиллерийских орудий, готовые просалютовать великим игрокам из Бразилии, уже заготовлены открытки и победное шампанское, 200-тысячная "Маракана" буквально дышит своим триумфом. А сборная Уругвая прибито жмётся к своим воротам, за первый тайм считанное количество раз переходя на чужую половину поля. В начале второй половины артистичные бразильцы добиваются-таки своего, открывая счёт в матче. И тут же несутся громить и потрошить уругвайцев, как они до этого выпотрошили испанцев и шведов (6:1 и 7:1 соответственно), и нарываются на кинжальной остроты контратаку, которая завершается голом уругвайского футбольного гения Хуана-Альберто Скьяффино. Ну всем же очевидно, что это какое-то недоразумение! Бразильцы осаждают ворота своего южного соседа и получают обухом по кучерявой голове: 79-я минута, Гиджа - 1:2. Это было всё. Ошарашенным победителям уругвайцам даже не вручают Кубок, дабы не ярить обезумевшую толпу. Уже после матча легендарный основатель FIFA Жюль Римэ в подтрибунном помещении неуклюже сунет "Золоту богиню" в руки капитана уругвайцев.
А по всей Бразилии тем временем суициды и сердечные приступы, огромная страна погружается в траур. В истинный траур, чай не Дорогой Леонид Ильич преставился. Тут дело потрагичнее будет.
18 ноября 2009 года, уже плавно переходящее в 19 ноября того же года. Где-то около полуночи. Расположение автомобильной роты батальона обеспечения учебного процесса одного известного военного ВУЗа страны. Шестеро солдат срочной службы, матерясь вполголоса и приговаривая: "Вот пидоры кривоногие, опять всё на свете просрали!", выключают телевизор и тихо расходятся по своим скрипучим армейским койкам. А на соседних кроватях мирно посапывают, либо строчат в аське свои незамысловатые сообщения подругам на гражданку другие солдаты срочной службы (в количестве не менее ста человек) и им глубоко наплевать, что сборная России только что в очередной раз со свистом пролетела мимо главного праздника четырёхлетия. Они лежат, мечтают о бабе, выпивке и, конечно, о дембеле, который все это им за пазухой принесёт и любезно выложит.
Такой литературный приём, по-моему, называется контраст. Одним словом, почувствуйте разницу (могу сразу оговориться, что отношение к футболу, а вернее - к Футболу, в Бразилии за эти 60 лет существенных изменений не претерпело).
К чему это я? А вот к чему. Всё время, сколько я себя помню, наше общество обсуждает патологическую кривоногость доморощенных футболистов, КВН-щики на этой теме порой выигрывают целые игры, а потом по ресторанам превращают её (тему) в дензнаки. Вот только никто не задумывается, а действительно ли Россия заслуживает конкурентоспособную сборную. Я думаю: однозначно нет. Нет, нет и нет! Немцы, бразильцы, итальянцы, аргентинцы, португальцы, англичане - да, а мы - нет!!! Почему мы этого не заслуживаем, я описал в первых двух абзацах.
Но вот ведь вопрос, как же так получилось?! Как могла страна с ТАКИМИ футбольными традициями (тот, кто говорит, что мы, мол, испокон веков ничего не могли в ножном мяче, просто ни черта в этом виде спорта не смыслит) просто охладеть к этому самому демократичному развлечению? Могли ли времена, когда великий спартаковец Игорь Нетто поднимал над своей головой первый Кубок Европы, когда Бескова с позором выгоняли из сборной за то, что он завоевал "всего лишь" серебро на Евро, когда после полуфинала чемпионата Европы-1988 с итальянцами европейская пресса наутро вышла с такими заголовками: "Чёрная икра показала Пицце, кто здесь деликатес, а кто фастфуд", могли ли эти времена кануть в лету? Многоточие.
Футбол. Самая демократичная из спортивных игр. Ведь, в сущности, чтобы играть в футбол нужны только три вещи: мяч, хоть какая-то площадка, откуда не гонят злые бабки и злющие автовладельцы, и желание в него играть. Мяч не является большой проблемой. И даже если ты растёшь на просторах Сьерра-Леоне, ты в состоянии с пацанами вскладчину его купить или на худой конец смастерить из подручных средств. "Приподъездные" старушки и "дворовые" автолюбители, у которых есть деньги на новый BMW , но жёстко не хватает на гараж или круглосуточную стоянку, вообще тема для отдельного разговора. Остаётся желание. Но тут уж без комментариев.
Футбол - супердемократичен. Футбол может понимать и хорошо в нём разбираться портовый грузчик и профессор математики, в него в разные времена гениально играли хромой индеец из Бразилии (Гарринча), североирландский алкоголик (Джордж Бест), настоящие дистрофики (Ван Бастен, Кройфф) и толстяки (Марадона, Пушкаш), неисправимые кретины (всё тот же Джордж Бест и Пол Гаскойн) и дипломированный врач, названный в честь великого мудреца древности (Сократес). Футбол не предъявляет человеку никаких ограничений. И если в баскетболе или волейболе есть явный антропометрический ценз, в шахматах - интеллектуальный, а в теннисе или автогонках - финансовый, то футбол открыт для всех.
Мы уже долго и мучительно ищем национальную идею. А она ведь лежит на поверхности и только ждёт, когда мы обратим на неё внимание (и не раз в четыре года) - это спорт, а в частности самый массовый - футбол. Почему футбол в качестве национальной идеи годится ханжам-англичанам, патологическим весельчакам бразильцам, своенравным болтунам итальянцам, рассудочным немцам или до безобразия романтичным французам, но не годится для безалаберных и непредсказуемых русских?!
В общем, чемпионат мира опять прошёл без нас. И самое трагичное, что для нас это нисколько не трагично.
Что касается вопроса о том, как так можно было сильно сдать позиции за последние годы в области футбола, то ответ на него несложен. Причины те же, по которым наша страна за последние 25 лет из 18-ти позиций мировой товарной номенклатуры, где мы имели лидирующие позиции, осталась лидером только в 1-ой позиции - добыче природного газа...