Московских окон негасимый свет
Эмоции должны остыть.
Ритм красно-белого сердца должен выйти на холостые.
Это было дерби. Было.
И мы его выиграли.
Вернёмся в суровую реальность, с «гоняйте на выезда», спектаклями, грязью и зенитом.
Я специально не стал ничего писать сразу после дерби – эмоции должны остыть. Пересмотрел матч на следующий день – спокойно, без шума. Весь эффект дерби был искусственно (и, надо признать, умело) накручен как медиаметодами, так и самими болельщиками – впечатляющий перфоманс (респект, без вопросов), футбол в кинотеатрах под охраной ОМОН (интересно, это в каких конкретно показывали?), столкновения болельщиков до, вовремя и после матча. Да и Валерий Георгиевич (который до сих пор с усами) постарался, умело развлёк красно-белую публику. Впрочем, реальность выпирала даже через субботний адреналин – бездарная организация трансляции на платном, замечу, канале, дичайший пиар как бы почти уже «чемпиона страны» с берегов известно какой реки, проходной подбор комментаторов.
Не особо интересуюсь тематикой отечественного футбола, но даже рядовые матчи «Спартака», которые мне доводится смотреть, начинались с объёмной болтовни в студии, плавно переходящей на прямые включения со стадиона, где главные тренеры дают обязательные с некоторых пор предматчевые интервью, различные нафталиновые эксперты получают шанс напомнить о себе, игроки в модных наушниках весело топают в раздевалки. «Главное дерби страны» началось ровно за пять минут до его начала и ровно через пять минут же и закончилось. Это при официальном начале трансляции в 17:45 – халтурно работаете, лазоревые. Примитивно. Впрочем, такова ваша суть.
А наша суть была в том, что матч оказался совершенно рядовым – молодая, дерзкая банда затоптала сборную пенсионеров и проходных игроков. Приятно, конечно, но… Но лично для себя я отметил, что работа Массимо Карреры возвращает мне интерес к своей любимой команде. Это не вернёт «ту самую» любовь к прошлому, в которой уже куда больше романтического флёра, нежели реальности – достаточно просто включить, скажем, без кавычек легендарный чемпионский матч против киевского «Динамо» с голом Шмарова, чтобы оценить дохлые скорости, простенький антураж и тому подобное, — но скучный быт давнего брака обретает новые ощущения. Или хорошо забытые старые, но всё же свежие здесь и сейчас ощущения. Я давно не питаю никаких иллюзий относительно нашего так называемого «чемпионата» (к слову, не питаю и относительно чемпионатов в других странах – в умении делать шоу мы действительно серьёзно отстаём от главных стран Западной Европы) и поэтому весь шум относительно спектаклей вида «Урал» — «Терек» вызывают у меня только желание дежурно постебаться. Уровень спектакля зависит только от того, насколько его создатели заинтересованы отработать бюджет.
Вот играли «главное дерби страны» (для тех, кто не в курсе, обращу внимание на подмену понятий – «главное дерби страны» это «Спартак» — «Динамо», что московское, что киевское, а игры с клубом лыжников, не говоря уже о каком-то ленинградском noname, в этой категории никогда не присутствовали и не будут), сразу ясно было, что после матча будет много шума (вне зависимости от результата), так зачем напрягаться в прочих матчах-то? Вот и не напрягались в Екатеринбурге. Не надо лишнего шума.
Работа Массимо Карреры, который даже в своей Италии не особо котировался (просто посмотрите западную прессу) – контрастное отражение истинного уровня отечественного футбола. Я понимаю, что болельщикам красно-синих и лазоревых цветов приятно ощущать себя в топе, но даже тонированные стёкла членовоза и услужливо расставленная по обочинам челядь не спасает от грязи, летящей из луж по скучным законам физики, которой всё равно, что вы о ней думаете – она о вас не думает, она работает. Российский футбол мёртв, если работа далеко не первого помощника рядового перспективного тренера в нашем чемпионате внезапно видна даже тому, кто и в футболе-то особо не разбирается.
Без обид, сеньор Каррера. Вы просто честно делаете свою работу и, внезапно, она выглядит чем-то свежим, чем-то уровневым. Внезапно игроки «Спартака» начали бить по воротам из любых позиций. И не только бить – попадать в створ! Внезапно, «неуровневый» состав уже 12 туров идёт на первом месте вопреки травмам, полям, погоде, мнениям экспертов, однофамильцу одной известной марки пива. Внезапно команда научилась перестраиваться по ходу матча и отыгрывать разные схемы. Да, чёрт возьми, она внезапно вообще научилась учиться! Вспомните хотя бы нереализованный момент Зе Луиш – Промес, когда финальный выверенный (!) пас (!!) Зе Луиша (!!!) просто чудом пятки Фернандеса не дошёл до Квинси – буквально пару матчей назад точно так же прошёл пас игрока «Ростова», который не смог переиграть Реброва. (А по Реброву вообще можно много восклицательных знаков поставить.) Значит, тренер работает – он увидел момент, он его разобрал, он не стесняется учиться и использовать полученный опыт для собственной практики. А что, так можно было?!
Я не питаю иллюзий относительно нашего «чемпионата». Я не питаю иллюзий относительно Массимо Карреры. Я не знаком с ним лично, не знаком как с человеком, а по внешности не судят, но лично мне он симпатичен – и потому, что очень похож на одного из моих наставников в реальной жизни, и просто потому, что работает. Потому что он – профессионал среди нашего чванливого чиновничества. Оно сожрёт его, но это будет потом.
А сейчас – я снова любуюсь игрой моей любимой команды.
Я снова интересуюсь, когда следующий матч. И не важно, где он пройдёт. И с кем.
Я снова начинаю смотреть эти матчи в прямом эфире, выкраивая время.
Я снова вижу негасимый свет московского «Спартака», который мне действительно дорог с давних лет, но на который просто больно было смотреть последние лет пятнадцать. На это тусклое, замызганное окно в новостройке, которое сейчас отмыл Массимо Каррера. И ничего ещё нет в комнате – только голые стены и лампочка. Но сейчас в ней есть надежда на самобытную новую жизнь. И наплевать на мажорных соседей с их вечной свитой холуёв – у нас здесь, кажется, есть шанс на жизнь. Нашу жизнь. Полновесную. Интересную.
Спасибо, Массимо.
p.s. В цитатнике: песня «Московские окна», композитор — Тихон Хренников, автор текста — Михаил Матусовский.