5 мин.

Недоделанная машина vs Отлаженный гужевой транспорт

По прошествии трех месяцев работы Каррера убедился, что знает все особенности и характеристики деталей своей машины, и может переставлять их достаточно смело, создавая практически любую конфигурацию в зависимости от профиля дороги и соперника на трассе.

После матча с "Уралом" я попенял Итальянцу на не вполне должную подготовку к матчу, на что мне возразили, что он подготовил две схемы, и если хотя бы на 30-й минуте перешел на правильную, значит, мои претензии не верны. В этих словах была доля истины, но все-таки мне кажется, что по-настоящему хорошо подготовившийся тренер угадывает правильную схему с первой минуты. И в матче с ЦСКА мы увидели, как оно бывает в таком случае. 

Четыре изменения в старте, новая схема, сработавшие задумки - вот составляющие того, что команда была готова играть против конкретного соперника и не изменила себе, даже когда что-то шло не так.

Не удивлен тем, что после игры Массимо говорил о травме Боккетти, но вижу в этом скорее политику: уж больно логичным оказался выход Таски. Во-первых, против Траоре приходится больше бороться корпусом, чем бегать и играть и на опережение.  Во-вторых, Ещенко нужна была подстраховка, так как очевидно, что Ионов будет и обыгрывать один-в-один и убегать Андрею за спину, иногда жертвуя обороной. В первом Таски сильнее Боккетти, а во втором - Кутепова. Да, Боккетти сильнее при выходе в атаку, но ЦСКА никогда не славился прессингом, и этот фактор можно было игнорировать. (Вчера примеры командного прессинга у ЦСКА были, но во-первых, это были лишь фрагменты, а во-вторых, для его разбивания и навыков Таски хватило: по крайней мере в чистом виде мяч кажется не был потерян ни разу). А Боккетти останется основным защитником, и свою роль еще сыграет.

Схема 4-1-2-2-1 с переводом Зобнина и Глушакова в полуфланги, и вообще узкая атака, имела две цели:

Во-первых, конечно, максимально нагрузить центр обороны ЦСКА пасами между центральными и крайними защитниками. Крайние защитники ЦСКА неплохи при игре 1 в 1, но не слишком дисциплинированно (особенно Щенников) держат горизонтальный разрыв с центральными. Ну а навесы с игры - это подарок для обороны ЦСКА. Таким образом, атака Спартака должна была развиваться исключительно через полуфланги, а при обороне функции распределялись не симметрично: Глушаков и Промес играли по прямым оппонентам (Головин и Щенников), а вот Жано и Зобнин имели другие задания. О задании Зобнина разговор по втором аспекте специфики выбранной Каррерой схемы.

Второй аспект, видимо, был хитрее. Весь матч казалось, что мы играем вдесятером - Зобнин в обороне караулил пустые зоны, причем в одной точке, а в атаке толком не участвовал. Почитав комменты болельщиков ЦСКА, я кажется понял замысел Карреры. Как я понимаю, чуть ли не основной маневр ЦСКА в атаке сейчас, это смещение Тошича в центр и забегание Марио. Зобнин свои постоянным присутствием в этом полуфланге, одновременно не оставлял места Тошичу для смещений, и присматривал за Марио. Это стало бы опасным, если бы у ЦСКА в этой же зоне был атакующий центральный полузащитник: но у ЦСКА в этой зоне был Вернблум, который играет сколь дисциплинированно столь и предсказуемо. И его опекой можно пожертвовать.

(Здесь, конечно, следует задаться вопросом, почему один оборонительный треугольник у ЦСКА составляют Фернандес-Вася-Вернблум, а второй Щенников-Игнашевич-Головин, то есть где каждый элемент слабее симметричного. У меня нет на него ответа. По крайней мере, теперь прояснились удивившие меня цифры, что Головин чуть ли не во всем чемпионате лидирует по отборам и фолам - просто все команды лезут через его зону, вот он и отобрал лавры разрушителя у Вернблума). 

Ну а теперь можно собственно перейти к аналогии в заголовке, навеянной понятное дело, отчасти такими банальными элементами как фамилия тренера Спартака и многолетним никнеймом противника.

ЦСКа сейчас все больше напоминает давно и хорошо отлаженный трамвай на гужевой тяге: ездит по расписанию, все элементы подогнаны, но и лошади подустали, и езда по рельсам все реже способна привезти к нужной цели. При наличии Еременко есть хотя бы человек, способный пустить этот вагон по рельсам, но по пяти разным маршрутам, моментально переключая стрелки, а сам он - как стрелочник, успевающий переместиться к разным развилкам. Теперь стрелки переключать некому, за стрелочника вчера выступал даже не Миланов, а Ионов, что конечно, не лучшим образом говорит о потенциале. Кстати, Ионов-то свое дело сделал - и голевой момент в конце первого тайма, и гол - плод почти исключительно его работы.

Спартак же похож на первую машину эпохи начала автомобильной эры. Еще не все элементы/запчасти до конца проработаны (например, вратарь так играющий ногами, в автомобильную эру должен уйти на пенсию), какие-то просто остались от предыдущей эпохи (Ещенко с его ограниченным - пусть и неплохим - функционалом), но уже сейчас очевидно: Спартак готовится к перемещению по любой дороге, легко меняет цели и направление движения от матча к матчу, и способен к ускорениям и общему росту.

Да, не будем обольщатья - это пока "опытный экземпляр", который, возможно, окажется и неспособен проехать нужные 30 километров, (тогда как опытный гужевой транспорт может ехать и дальше в одном ритме, набрав свои 56-58 очков к концу сезона). 

И было бы ошибкой сказать, что матч вчера был выигран "в одни ворота": вторая половина первого тайма была ужасной по качеству, десятиминутка после 2:0 - не лучшей по уверенности в себе. И конечно подарок от Акинфеева изрядно помог. (Хотя можно сказать и что этот подарок помог ЦСКА начать играть в футбол, а не стоять на последних 30 метрах, боясь выдернуться лишний раз). Но что радует однозначно: где-то пол-состава за эти 3-4 месяца стали играть лучше или показали новые грани своих возможностей: Жано стал выносливей, Ребров - спокойней, Зе Луиш - эффективнее и разнообразнее, от Глушакова - стало больше пользы, чем суеты, Зобнин - помогает универсальностью, Ромуло - тоже понял, чем помочь команде. И пожалуй, никто не стал играть хуже. С другой стороны видно, что потолок в талантах Комбарика и Ещенко, в эффективности Попова - это сигналы к их скорейшей замене, поиску по-настоящему "автомобильных" деталей на эти позиции. Кстати, если Промес сейчас позажигает за сборную, возможно, следующее лето станет пиком его возможной продажи. Хотя, конечно, если выйдем в отбор ЛЧ (а не основную стадию) это будет очень рискованно. 

Каррера как тренер строит, может, и неидеальный, но автомобиль, и в этом пожалуй, его отличие от Аленичева, который не имел в голове конечного образа, и метался от одного проекта к другому.