12 мин.

Чемпионат Грасии. Как живет самый загадочный клуб Премьер-лиги

В течение этих двадцати пяти лет в чемпионате России засветилась тонна самых разных команд. Но побеждают тут всегда избранные − закрытая группа из Москвы и Питера. За все время было только два клуба, которые расталкивали тесную касту. Первый − владикавказская «Алания» − сейчас тонет на границе между профессиональным и любительским спортом. Зато второй до сих пор в игре и летом всеми способами намекал, что готов вернуться поближе к «золоту». Еженедельник «Футбол» съездил в Казань, увидел новый проект «Рубина» изнутри и разобрался, кто его создает.

 

Новички Рубина

Водное поле

− Молодой человек, не подскажете, что сегодня в цирке дают? − женщина указывает на здание, похожее на бетонную тарелку НЛО. Стадион от него в паре сотен метров.

Тариф безлимитный. Илья Казаков - о казанском «Рубине»

«Центральный» назван предельно логично. Он расположен в главном туристическом и архитектурном районе Казани, на спуске от того холма, где мечеть Кул-Шариф упакована в кремлевские стены. Кремль, цирк, стадион − весь русский футбол в одной панораме. Но вообще здесь действительно удобно. За пару часов до матча пешком можно обойти все главные исторические красоты города и вернуться вдоль набережной под Фрэнка Синатру из динамиков. Один минус − «Центральный» устарел, как шутки про «Оскар» Ди Каприо или флешмоб с обливанием.

По словам чиновников, в Татарстане около 250 футбольных полей. Самое продвинутое открыли летом 2013-го. «Казань-Арена» − большой, модный и красивый стадион, с которым «Рубин» должен был широко прыгнуть навстречу Европе. Только он от клуба постоянно уплывает. Иногда в прямом смысле слова. В 2015 году там прошел чемпионат мира по водным видам спорта. Из-за него клуб долго не выступал на «Казань-Арене»: ни до, ни во время, ни после соревнований. Стадион то переделывали под бассейн, то собирали обратно. Год спустя ничего не изменилось: в новом сезоне «Рубин» не сыграл там ни одного матча.

Есть несколько версий, почему сейчас так. Все − на уровне слухов и непрочных инсайдов. Первая. Чемпионат мира по водным видам и корявая подготовка к нему угробили важные системы в начинке арены. Теперь ее затапливает, и там плохо растет газон. Вторая. Город боится провала на Кубке конфедераций, поэтому на всякий случай бережет поле к лету 2017-го. Третья. Рядом с «Казань-Ареной» находятся комплексы элитного жилья, владельцы которого недовольны шумным футбольным соседством. Беспокоить их на крупных статусных матчах пару раз в год − можно. Раздражать каждую вторую неделю − тоже можно, но лучше не надо.

Газон, международный турнир или что-то другое − в чем там дело, не так важно. Важно другое: клуб, который претендует на «золото», еврокубки и разные сладкие штуки, не пускают на отличный стадион, лишая главного ресурса. 

 

Казань Арена

Кто он в пальто

Со второго, и последнего, чемпионства «Рубина» промчалось семь лет. С последнего трофея − четыре года. За этот период линия казанцев стерлась. Сейчас абсолютно неясно, кто они в пищевой цепочке РФПЛ. Для середняка у них слишком высокий бюджет и цитируемость в прессе. Для лидера − слишком слабые результаты. Среднее арифметическое по местам в последних шести сезонах − 6,5. Одновременно Казань − единственный город, кроме Краснодара и двух столиц, где более-менее регулярно колосятся трансферы, громкие либо по именам, либо по ценам. Главный вопрос − были ли те чемпионства одноразовым всплеском или «Рубин» поднялся по-настоящему − по-прежнему без ответа.

Хави Грасия вскакивает с тренерской скамейки и машет руками своим игрокам. Сделав пару таких забегов, он без отрыва взгляда натягивает пальто поверх костюма.

− О, замерз, − толкает один зритель второго. − Бердыев бы не надел.

От сравнений с лучшим тренером в истории клуба не уйти даже его самому интересному преемнику. Хотя эта характеристика скорее безальтернативная, потому что до Грасии у «Рубина» была фактически одна попытка − свой Ринат Билялетдинов, которого из-за отсутствия лицензии Pro в разное время заменяли Владимир Маминов и Валерий Чалый.

Последний потом еще поработал главным, когда Билялетдинова убрали. Идея вырулить на знакомых специалистах рухнула: они здорово развивали молодежь, но не давали результата. А роль провинциального клуба-инкубатора для монетизации и респекта Казань не устраивает.

Оправа «Рубина». Как казанский клуб строит новую жизнь

Делить на ноль

Никто четко не объяснил, почему именно Грасия. Его «Малага» разово щелкала по ногам топ-клубы, но в целом была середняком и запомнилась мутными проблемами в руководстве. Эксперты по теме Испании не могут рассказать о нем ничего интересного, а сам тренер прямо говорит, что у него в общем-то нет своего стиля. При этом «Рубин» так хотел Грасию, что заплатил «Малаге» 1,2 млн евро, назначил, по разным данным, зарплату от 2,5 до 4 млн и зачеркнул в трансферном списке максимум пунктов.

В «Рубине» Грасии важен не только упитанный контракт. Его тренерская карьера никогда не видела таких целеустремленных команд. Мелкие клубы из глубоких лиг, пара середнячковых проектов в Греции и серый пакет «Осасуна», «Альмерия» «Малага» − на этом фоне для сорока шести лет «Рубин» со своими финансами и планами выглядит гигантом. Наверное, поэтому Грасия сразу погрузился в новую работу так глубоко. Арендовал в Казани квартиру, перевез жену и нашел тут школу для троих своих детей.

Спустя четыре месяца Хави Грасия − по-прежнему тайна. На пресс-конференциях он ведет себя банально и аккуратно, а игра, которая моментами выглядит перспективно, в итоге закругляется в грустный ноль. 

Казань очень хочет верить в нового тренера. Его первая победа − над «Уралом» (3:1) − вызвала на стадионе бурное радостное волнение. С каждым голом трибуны поднимали децибелы на уровень вверх и в конце отбарабанили уход игроков и Грасии в раздевалку аплодисментами, которые грели сильнее любого пальто.

Через неделю «Рубин» посыпался в Санкт-Петербурге (1:4).

− К Грасии сначала относились очень хорошо, − рассказывает один из местных журналистов под тентовым навесом микст-зоны. − Но пошли плохие результаты, и началась критика. С игроками так же. Думали, Грасия звезд привел, а они вон что.

Благодаря пухлым вложениям испанец − обладатель кредита доверия с самыми низкими процентами во всей Премьер-лиге. Но с каждым пропущенным голом комфорта у него все меньше. Кольцо из критики, турнирной таблицы и слухов об отставке уже сжимается.

Грасия в футболе. Какого испанского тренера заполучил «Рубин»

 

Рубин

Ак «Барселона»

− Куда ты меня сажаешь? Я что, с фанатами должен сидеть? − мужчина в кепке Ленина увлеченно изучает экран около кассового окошка и спорит с девушкой по ту сторону стекла.

Волновался он зря. Радикальные болельщики в этот день не приехали на «Центральный» специально. У них коллективный бойкот против слишком жестоких мер МВД в борьбе за дисциплину. Вместо фанатов − унылая пустота боковых секторов. Один участок трибуны стыдливо затянут рекламным баннером.

Билеты на рядовой матч чемпионата продавались в кассах по 100–600 рублей. Адекватная цена не помогла, и вечером понедельника стадион заполнился в лучшем случае на две трети.

Одну часть аудитории у «Рубина» откусывает хоккей. Присутствие «Ак Барса» − константа, с ней надо или смириться, или как-то использовать. Его золотые годы примерно совпадают с рубиновскими. Только если после казанский футбол напряженно ищет себя, то «Ак Барс» крутится около вершины. За два часа до начала игры с «Уралом» на ледовой «Татнефть Арене» стартовал важный матч с ярославским «Локомотивом». Успеть последовательно на два события трудно и дорого. Так что некоторые горожане просто выбирали ту игру, где теплее, комфортнее и интереснее.

Остальное «Рубин» приносит в жертву все тому же «Центральному». Начало сентября после захода солнца − уже то время, когда любить российский футбол особенно тяжело. На холодном продуваемом стадионе, растрепанном годами эксплуатации, удобно болеть только гриппом. Тем более с пустотой в графе побед. Поэтому до первого гола трибуны смотрели матч реакционно, как перед телевизором. Есть интрига − вскакивают, нет − просто смотрят.

− Давай, Сонг, как в «Арсенале», − сжимает кулак один из немногих активных в минуты затишья зрителей. Но Сонг дал, как в «Барсе»: идет вперед и теряет мяч.

От того, что происходит сегодня с «Рубином», его фанатам жутко неуютно. Здесь привыкли к другим вещам и другим эмоциям и очень боятся отвыкнуть. Поэтому безмятежный стадион так завелся после гола, а к счету 3:0 вокруг стало совсем хорошо, и гол «Урала» от Романа Павлюченко словно никто не заметил. Это история не про «Будут победы − будет поддержка», а скорее про толпу, у которой давно не было долгой радости и которая хочет почувствовать ее снова. Дайте ей сейчас реальную надежду − и вас с удовольствием забросают любовью.

Марко Девич: «После гола на «Энфилде» понял, зачем перешел в «Рубин»

− Заметно, что на этом стадионе легионеров не особенно тянет выкладываться. Но в любом случае они профессионалы и должны играть везде. Нам перед ними ни за что не стыдно. Город красивый, болельщики хорошие, зарплаты большие. Все есть, − говорит мне коллега.

В этот момент из подтрибунных лабиринтов выходит Алекс Сонг. Около машины его за секунду окружает толпа. Он минут десять вежливо раздает автографы, подставляется под вспышки камер и проходит через сотни объятий. Чуть позади его громко подкалывают приятели-африканцы. Когда начинается дождь, Сонг волевым движением проталкивается на пассажирское сиденье, но его не отпускают, пока он еще немного не попозирует − уже из кресла, развернувшись боком.

В последние годы камерунца все дальше уносит от счастливой жизни. Переход в «Барселону» закончился функциями статиста, аренда в «Вест Хэм» закрепила превращение в обычного игрока-работягу, а мутная дикость сборной Камеруна так надоела, что он выбросил железное место в старте и остановил международную карьеру. Даже «Рубин» оформил его трансфер лишь после того, как сорвался вариант с Романом Нойштедтером. Но тем счастливым пацанам, что разглядывали маркерные росчерки камерунца, подставляя бумажки к фонарю на парковке стадиона, все это неинтересно. Для них Сонг − звезда и человек-успех. В Европе вряд ли существует более приятное место для личной перезагрузки.

 

Рыжиков

Игра в народы

Официально Сонг перешел в «Рубин» бесплатно. За остальных новичков клуб суммарно заплатил €39,6 млн − это около половины от всех денег, которые клубы РФПЛ тратили в межсезонье. Восемь иностранцев плюс вернувшийся из аренды Ян МʼВила довели общее число легионеров в команде до 15 − теснее всего лимит обитает именно в казанской раздевалке. 

Пока Хави Грасия колдует над тем, как превратить эту пеструю компанию в синхронный организм, у всех остальных своя задача: разобраться, как вообще относиться к каждому ее участнику. Или хотя бы запомнить все лица.

− А это кто? − спрашивает журналист из Москвы у казанца.

− Кажется, Рочина.

− Рубен, Рубен, − догоняет он несущегося по микст-зоне испанца.

− Не-не. Я Самуэль, − улыбается тот, сдвигая козырек кепки.

Самуэль − это Саму Гарсия, один из двух (вместе с Серхио Санчесом) испанцев, которых Грасия привез в память о «Малаге». Третий − Рубен Рочина − прошел академию «Барселоны» и выделяется среди новичков техникой и коллективной игрой. Испанцы плюс высокий бразильский форвард Жонатас из Ла Лиги − новый костяк «Рубина». Кроме них каркас в опорной зоне формирует Сонг, в защите − Карлос Самбрано и Моритц Бауэр. В поисках игроков скауты клуба летом объездили пол-Европы: Германия, Швеция, Голландия, Греция. Похоже, тогда «Рубин» увлекся и правда забыл про лимит. Заметно, как Грасия с трудом ворочается в сжатом пространстве регламента 5+6. Впрочем, россиянам еще тяжелее. Стабильность есть лишь у Максима Канунникова и Сергея Рыжикова − остальные конкурируют за каждое место с легионерами и друг другом.

Теория и практика эволюции

Для «Рубина» важнее любых тренеров и игроков трансфер президента. Год назад им стал мэр Казани Ильсур Метшин, и в городе все, с кем удалось поговорить на тему «Рубина», считают, что скоро он все исправит. Причин для оптимизма три. Во-первых, начальники последних лет работали плохо и вели клуб совсем не туда. Во-вторых, у мэра есть влияние, которое не получил бы ни один функционер. В-третьих, в истории так уже было: в середине 90-х мэр Казани Камиль Исхаков взял «Рубин» под опеку − и команда вскоре долетела до высшего дивизиона, где потом выиграла бронзовые медали.

Наиболее известный случай с Метшиным два года назад обсуждала вся Россия и сегодня бережно хранит Википедия. Он о его заявлении против эволюционной теории Дарвина: «К моему удивлению, я узнал, что до сих пор в школах детям преподают теорию Дарвина. Я лично читал в научной литературе, что выдающимися учеными давно доказано, что одинаковых клеток у обезьяны и человека нет. Почему мы продолжаем обманывать детей? Я бы не хотел, чтобы мои дети думали о том, что все мы произошли от обезьяны, а не от воли Всевышнего».

Еще одна история − снова от разговора с местными. В прошлом ноябре в Казань приезжал «Ливерпуль». Метшин посчитал, что такой матч обязательно должен пройти на новом стадионе, и дал строгое указание как угодно, но подготовить бедовый объект к игре. Слова мэра подействовали: «Казань-Арену» все-таки открыли, и фанаты были довольны, даже несмотря на поражение.

Метшин поставил задачу: к 2020 году «Рубин» выиграет еврокубок. Осталось три сезона. Получится или нет, вряд ли знает даже он сам. Как нет ясности, надолго ли пришел дорогой испанский тренер и что покажет целая команда неизвестных, но вроде бы талантливых легионеров. Зато один важный результат «Рубин» уже оформил: вокруг клуба снова говорят о целях и амбициях, а не сдувают пыль с музейных трофеев, обреченно наблюдая состав из неизвестных ребят вперемешку с закатными звездами.

Рубин

Казань

Текст: Роман Абрамов 

Фото: официальный сайт ФК «Рубин», Global Look Press

 

Скачайте приложение еженедельника «Футбол»!                                                               

App Store: https://itunes.apple.com/ru/app/ezenedel-nik-futbol-zurnal/id957851524?mt=8                                                         

Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=net.magtoapp.viewer.weeklyfootball&hl=ru

    

Аппстор
googleplay 90 минут