РФС – выборы программ или амбиций?
Мысли старого болельщика
Уважаемые господа и товарищи, кому как больше нравится, вам не показалось, что этой осенью мы находимся в стадии перманентных выборов? Не прошло еще недели с выборного воскресения 18 сентября, как завтра настанет выборная суббота! Нет, конечно, масштабы, значимость и сама процедура несопоставимы, ибо неполную неделю назад во всей нашей огромной стране прошли всенародные выборы в один из главных органов государственной власти – Законодательное собрание (Госдуму), играющее серьезную роль в вертикали власти в целом. А завтра пройдет всего лишь узкий междусобойчик, именуемый конференцией Российского футбольного союза, то есть - ограниченного круга лиц, который и выберет всего лишь своего президента. Там выборы, которые во многом определят вектор развития страны, а тут… Но, как бы не показалось смешным – тут тоже будет выбран определенный вектор развития, который, я имею в виду футбол, отнюдь не безразличен большой части этого народа.
И некоторые параллели напрашиваются сами собой. Во-первых – и там и там мы наблюдаем схожую ситуацию в развитие событий: есть две противоборствующие силы, а на поверку, в общем-то – одна, которая, с вероятностью до девяноста процентов, и победит. Во-торых, есть еще несколько спойлеров, которые ничего не решают, но отвлекают на себя внимание общественности. В-третьих - эта главная сила, стоящая нынче у власти, не вызывающая общих симпатий у избирателей, делает упор на одном – да, мы находимся в плачевном положении, но мы реально работаем и обещаем сделать лучше, у нас в наличии рычаги управления и опыт. А, вот, если к власти придет другая сила, то будет значительно хуже! Большие выборы на самом деле показали, что этот главный лозунг – сработал, так же, судя по всему, будет и завтра. Что лучше, а что хуже мы обсудим ниже.
Самое интересное здесь то, что у главного претендента незадолго до выборов появился реальный документ, провозглашающий стратегию развития, а у претендента, сколько я лично не искал такой Манифест на просторах Сети, его нет. Есть только несколько популистских тезисов, которые, если взять за пример, прошедшие выборы, больше походят на лозунги карманной оппозиции – за все хорошее, против всего плохого. Собственно, если мы назовем вещи своими именами, тезисы Газзаева больше походят на лозунги его партии, от которой он теперь прошел в депутаты. А «Стратегия развития футбола до 2030 года» Мутко и его команды– это документ все-таки больше похожий на бюджетное послание правительства, с расписанными в ней шагами по решению ряда вопросов и конкретным финансированием направлений. Причем, как и на высшем уровне, это послание никто не решается назвать новым страшным словом – реформы, просто стратегия, а в лагере претенденты упорно призывают к реформаторству, что, иногда, сильно пугает рядового болельщика. Знаем мы эти реформы – будет только хуже!
Как и на больших выборах, где-то за недели две до процедуры главные кандидаты начали публичную открытую дуэль на плевках в сторону друг друга, которую с готовностью подхватили СМИ. Однако большинству зрителей и читателей заранее известно из чьего тела доктор вынет эту липкую пулю… Еще одной приметой, характеризующей похожесть процессов, является опора футбольной власти на регионы, а главного претендента на интеллигентские круги московской «элиты» тренерского цеха (ООТ), и некоторые эшелоны «дружественных» им администраторов из чиновничьего аппарата. Но и здесь мы прекрасно понимаем – в чьих руках будут главные козыри.
Фигуры и симпатии
Перейдем к конкретике. Главными сторонами борьбы за кресло президента РФС завтра будут: господин Мутко и, скорее, товарищ Газзаев, поскольку фигуры Прядкина и Ефремова все-таки явные сателлиты и тайные советники. За Виталием Леонтьевичем стоит вся мощь родного государства, за Валерием Георгиевичем узкая группа людей, называющими себя профессионалами, в лице объединения отечественных тренеров и несколько влиятельных лиц в футбольных кругах кукловодов. Самое интересное, что ни та, ни другая фигура не вызывает симпатий у большинства людей, так или иначе, интересующихся футбольной игрой. Но, как это частенько принято у нас – будут выбирать из двух зол меньшее.
Мутко
Большинство простых болельщиков в нашей стране склонно считать господина Мутко злом большим, чем Газзаев! Это и показывают некоторые голосования на нашем сайте. Но так ли это? Лично я считаю, что нет! Конечно, Виталий Леонтьевич мало кому симпатичен, как человек из власти – все эти «фром май харт», косноязычность, неистребимый южно-русский говор, режущий слух москвичам и питерцам. Виталия Мутко неоднократно подвергался критике за непрофессионализм и безответственное отношение к спорту. Часто его обвиняли в нежелании защищать права российских спортсменов, которые оставались без наград по причине ряда случаев некомпетентного судейства на Олимпийских играх, в провалах в борьбе за права российских спортсменов перед Олимпиадой в Рио, массе других более мелких претензий.
Но одного у Мутко не отнять – он свой в коридорах власти, он ориентируется в хитросплетениях политической борьбы и дворцовых интригах на самых верхних этажах башен, как рыба в воде. А в создавшихся в стране координатах управления государством на сегодня – это одно из главных умений приносить пользу своему ведомству на конкретном месте! Кстати, почему-то мало кто заметил, как ловко, и, внешне незаметно, Виталий Леонтьевич избавился от явно тяготившей его приставки в своей должности: «… спорта, туризма и молодежной политики»?! И потом, за валом критики разве можно забывать несомненные успехи дяди Витали? Например, именно при нем на той же должности президента РФС в свой первый приход (2005 – 2009) были достигнуты наибольшие успехи в нашем постсоветском футболе, и, прежде всего, в сборной России (Евро-08)! А еще ранее – именно при нем «Зенит» встал на дорогу суперклуба.
Да, и на посту министра (с 2009 года) именно при Мутко страна добилась права на проведение ЧМ-18, успешно организовала и провела Универсиаду в Казани, чемпионат мира по легкой атлетике в Москве, Олимпиаду Сочи-14, ряд других крупнейших соревнований в России. Мне возразят, мол, это не благодаря, а вопреки, время такое было нефтедолларовое, любой дурак бы справился… Нет, ребят, не любой, вспомните провалы в Турине и Ванкувере при Фетисове. Хотя, что тут говорить, все эти аргументы понятны и отчасти справедливы, но почему про другую – положительную часть объективного портрета чиновника мы все время забываем.
Вернемся вновь к РФС. За время после Толстых, о котором еще скажем ниже, Мутко вновь удалось сделать для футбола многое. Сегодня почти ликвидирован дефицит бюджета РФС, оставленный в наследство Фурсенко, и приумноженный Толстых до катастрофического предела. Правда, большой вины самого Толстых тут лично я не вижу – человека обложили флажками, как загнанного волка, и в прямом смысле сожрали его враги. Кстати, в этой травле активно поучаствовал наш второй претендент на пост главы РФС – Валерий Георгиевич, да еще на той памятной конференции с мандатом от уже мифического к тому времени – оргкомитета ОЧ!
О времени хозяйствования в нашем футболе г-на Фурсенко и говорить не хочется, хотя сегодня в критике Мутко об этом все как-то подзабыли. Один только неподготовленный и волюнтаристский переход на систему «осень-весна» чего стоит! В общем, как мне кажется, сегодня Мутко фигура безальтернативная, хотя и отнюдь несимпатичная по человечески! Особенно в сравнении с претендентом.
Газзаев
Не хотелось бы переходить на личности, поэтому за основу критики позиции Газзаева возьмем его т.н. «Программу развития футбола», которую, повторюсь, в цельном варианте, печатном или виртуальным, раздобыть так и не удалось.
Тезис первый. Реформа структуры проведения футбольного чемпионата.
Если кто-то не помнит, то Валерий Георгиевич предлагает: расширить Премьер-Лигу до 18 клубов, а первую лигу поделить на три дивизиона – «Запад», «Центр» и «Восток» по 12 клубов в каждом. В основе разделения дивизионов будет лежать географический принцип с целью сокращения транспортных затрат клубов. Расширение состава первой лиги до 36 участников позволит увеличить возможности региональных клубов сделать шаг в Премьер-Лигу. Вторую лигу предлагается сделать полулюбительской – владельцы клубов будут сами решать, сохранять профессиональный статус или нет (кто и как – непонятно и не прописано).
Единственной здесь здравой мыслью, как мне представляется, является разделение Первой лиги (ФНЛ) на три части, лучше на две, по географическому принципу. Расширение РФПЛ до 18 команд сегодня неактуально, поскольку добавит еще пару недееспособных клубов условиях стагнирования экономики. А, по сути - ликвидацией ПФЛ, Газзаев как раз этим предложением сегодня и нажил себе массу врагов в регионах страны, готовых голосовать за Мутко двумя руками. С какого это, извините, боку там будут за нас решать – убрать ли курский «Авангард» или брянское «Динамо» из стройной структуры первенства страны, сложившийся, в принципе, с 1970 года?! Лично я, как активный провинциальной болельщик – против!
Тезис второй. Финансирование.
По мысли Газзаева должно иметь место преобладание частного финансирования, а государственное финансирование должно быть целевым и находиться под строгим контролем. При этом к строительству инфраструктуры должны привлекаться частные инвесторы, получающие взамен определённые преференции со стороны государства. Чтобы соответствовать правилам финансового фэйр-плей, необходимо привести структуру доходов наших клубов к европейской модели, отмечается в программе Газзаева. Соответственно доля доходов от продажи медиаправ должна увеличиться с 9% до 40%, доля так называемых доходов игрового дня (билеты, атрибутика, кейтеринг) с 3% до как минимум 10%. Соответственно зависимость от спонсоров снизится с 88% до 50%. Если эти предложения удастся реализовать, российским клубам действительно будет проще соблюдать финансовый фэйр-плей.
Кто бы был против! Да только у нас не Англия, не Франция, не Германия, не Италия, и даже не Испания и никаких двухсот миллионов у.е. (!) за телеправа никто и никогда не заплатит! Бред абсолютный, повторяющий бред с выплатами за телеправа в ОЧ, но там хотя бы была надежда на миллиард Миллера, а здесь?!
Сегодня, начиная с этапа лет так примерно 7-10 назад, когда в стране появились шальные нефте-газовые бабки, наш спорт потихонечку стал возвращаться к государственной модели развития, когда за все платит бюджет. Она, бесспорно, эффективна в большинстве видов спорта, хотя и приводит к некоторым казусам (искажение отчетности ради выделения средств, палочная, очковая система подсчета достижений, в том числе и на этапе детско-юношеского спорта и т.д.), но в футболе такая система уже безоговорочно проигрывает интенсивной модели частного предпринимательства.
Сколько у нас сегодня частных клубов? Три-четыре-пять: «Краснодар», «Спартак», «Анжи», ЦСКА с некоторыми оговорками, еще несколько можно отнести к частно-государственному партнерству, хотя, по сути, и «Зенит», и «Локомотив», и «Рубин», и «Терек» живут за счет государственного или республиканского бюджета, поскольку компании их содержащие как ни крути с имеют долю государственного участия более пятидесяти процентов. Остальной футбол хоть РФПЛ, хоть ФНЛ и, естественно - ПФЛ находится на бюджетах республик, краев, областей и городов. То есть, там везде сидят руководители, которые, в принципе, не заинтересованы, или заинтересованные крайне мало в развитие инициативы по выводу своих клубов на самоокупаемость, или хотя бы частичную окупаемость. Им это не надо, им дай бюджет и готовые средства, тут они горазды пилить их с агентами, необоснованно завышать контракты с футболистами, в общем - крутить, как это они умеют! Нам сейчас Газзаев говорит, что это дело надо прикрывать! Хорошо, прикроем, и кто будет играть - вышеупомянутые три-пять клубов? Мы вовсе потеряем футбол в таком случае, как игру! А частник, кроме нескольких чокнутых в хорошем смысле людей типа Галицкого, Федуна или Керимова в этот бизнес не идет, поскольку понимает, что прибыли здесь не получишь, только расходы лишние - нет индустрии. Вот, и приходится им искать какие-то дополнительные выгоды, которые дает право владения, например, «Спартаком» (проект Тушино), «Краснодаром» - фанатизм хозяина и, вероятно, благоприобретения в развитии сети «Магнит» и т.д.
Мы упустили время к переходу на частное владение клубами, которое давало бы определенные льготы бизнесу (налоговые скидки, например, приоритеты в развитии местного бизнеса и т.д.). На местах о помощи командам со стороны бизнеса вообще никто слушать не хочет, пока сам президент («Томь»), республиканский руководитель (Кадыров, Шаймиев и т.д.), или губернатор (Голубев) не нагнет в стойку - плати или..!
Та же история и околофутбольными доходами. В мире многое изменилось с конца семидесятых, но там, на условном Западе, спорт и в частности футбол, стал мощной индустрией, такой же, как торговля или сфера обслуживания. У нас за 25 лет спорт и футбол индустрией не стали, а черты присущие старому строю - от массовости к мастерству - иссякли. У нашего человека, в сравнение с европейским болельщиком, нет таких средств платить за футбол (100 у.е за билет, 50-70 у.е на еду и сувениры на стадионе, 50-100 у.е в месяц за телетрансляции), чтобы превратить футбол в индустрию. У нас в стране нет экономических причин для такого превращения! Хотя условия развития молодежи (ТВ и компьютерная зависимость, общее хиление или, наоборот - ожирение) примерно те же, даже там, на Западе более выраженные, но там государственные программы, если они принимаются - имеют свойство работать, у нас - только пилить средства на это выделенные. И никто не будет работать, чтобы привлечь зрителей на стадион, если это не частник! Зачем? Наш спортивный менеджмент приучен не зарабатывать бабки, а только тратить их, и еще пилить - это же не заработанное, а государственное бабло , которое, кстати, так привык тратить сам Газзаев!
Тезис третий. Ликвидировать лимит на легионеров.
И здесь я не согласен. Не хочется повторяться, я уже писал об этом не раз, здесь можно ознакомиться с моей аргументацией, но мысль о том, что чуть ли не единственной и главной проблемой росфутбола является лимит, кажется мне смешной – вот уберем лимит, с сразу все изменится, заживем, как в Германии…
Есть еще и четвертый тезис Газзаева – о развитии детско-юношеского футбола, но тут его взгляд принципиально от существующего в «Стратегии» Мутко почти ничем не отличается.
Так что, завтра выборы нового президента РФС, и в данной ситуации я отдал бы свой голос, если бы он у меня был, за Мутко. В заключение хотел бы привести один образный пример, который недавно привел в статусах один мой друг, сравнив ситуацию при Мутко с периодом брежневского застоя, а газзаевскую программу реформ росфутбола с «перестройкой», затеянной Горбачевым. Это, как, пишет Иван о проекте Мутко, если бы вы жили в старом захламленном доме, и строили бы все время планы о его евроремонте. Ну, строили бы планы и жили бы себе потихоньку, время от времени подклеивая новые обои на старые дыры в стенах, но откладывая мысли о капитальном ремонте постоянно и в долгий ящик. А в программе Газзаева - это другое, тут вам не нравится свой дом, и вы его хотите переделать, но денег и возможностей тоже нет. Тогда вы берете, выбиваете все окна, открываете все краны – газ, воду, бросаете спичку за спину, и уходите… Выгорит дом дотла – придется заняться строительством нового!
Игорь ВАСИЛИАДИ
Что касается структуры первой лиги, то тут очень легко найти аналогию со ступенчатостью ракеты - блоков первой ступени много(2 лига), а вот вторая ступень хоть и окружена первыми но одна, только удлиненная. Отсюда принцип: у 1 лиги появляется младший собрат - переходная лига в 12 команд. Из 1 лиги опускаются в переходную, и только через сезон - во 2-ю. А из 2-й - сразу в основную...Ну и маршевый двигатель - Высшая лига - тоже нуждается в увеличении мощности.
Но все это упирается в деньги...Безусловно - завтра можно только Вышку чуть расширить. (Гинер уже как-то обмолвился). ... и надо твердо понимать: 30 игр в Чемпе - это давно вчерашний день. Тут выбора нет - или мы идём в ногу со временем -- или вообще завязываем с Большим Футболом.