Александр Шмурнов: «Мое главное стремление – постоянное поддержание бурления жизни НТВ в нас»
Александр Шмурнов, чьим именем (в соавторстве с Игорем Рабинером) названа Школа Спортивной Журналистики, ответил на вопросы студентов третьего курса. Говорили ёмко и интересно. Ведя программу «8-16» (бывшая «90 минут плюс») на одном из тематических каналов субхолдинга «Матч ТВ», Александр Иванович сохранил хронометраж передачи и при первом занятии. Воистину, «привычка свыше нам дана».
А посему, попробуем поиграть. Интервью можно разбить на ведущие темы главной аналитической передачи о российском футболе. Говорили, конечно, не только о нём. Тем интереснее.
Вступление
В самом начале программы «8-16» происходит некая завязка сюжета. В нашем случае все просто – нам интересен сам герой.
- Александр, когда началась ваша карьера спортивного журналиста?
- С работы на радиостанции «Деловая волна» в 1992 году. Был редактором, а в дальнейшем и ведущим. В то время мы хотели чего-то нового в спортивном эфире. Еженедельно к нам приходила некая величина – комментатор, спортивный журналист. Звезда своего дела. С этим человеком и вели беседу. Примером сейчас может послужить программа «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы». Потом был еженедельник «Футбол», спортивная редакция НТВ (выбирая, по просьбе Анны Дмитриевой, между первым и вторым в 95-м году, выбрал газету). Не такого ответа ожидала Анна Владимировна, поэтому на следующие девять лет я пропал из ТВ-редакции.
- Во время комментирования матчей, вы нередко цитируете различные произведения писателей. А какая книга самая любимая?
- Пожалуй, одну конкретную сейчас не назову. Очень люблю поэзию. Из художественных: есть некий спектр книг, читая которые каждый раз, я успокаиваюсь. Это почти все произведения Стругацких. Умберто Эко, Булгаков «Мастер и Маргарита».
- С кем бы из ныне живущих или уже ушедших от нас вы бы хотели побеседовать и почему?
- С Умберто Эко. Считаю, его современная философия необходима человеку, как виду. Недавно прочитал «5 эссе на темы этики». Он потрясающий автор романист и историк. При разговоре, обязательно спросил бы, как мне учить детей? Как относиться к профессии, к жизни, к политике?
Провести такое интервью уже не получится, но в последнее время стал мысленно это делать, представляя, что ответил бы мне Умберто.
Аналитический уголок
Обычно Константин Генич с приглашенным экспертом садятся в студии для разбора матча-тура в статистическом плане. Вот и мы прошлись по важнейшему компоненту игры – цифрам.
- Как вы сейчас относитесь к статистике в футболе?
- Здесь нужно отталкиваться от того, как она влияет на меня. И как на футбольный процесс. Есть два типа статистики. Первый: за меня собрали. Второй: я нарыл сам. Выбирая из них - предпочитаю второй. Мне интересно сесть и углубиться в анализ: сколько замен, на каких минутах, сопоставить цифры и открыть то, что объяснит, почему одна команда сыграла так, а соперник иначе. Для нашей передачи тот же InStat присылает в последнее время слишком развернутую статистику. Я же люблю недосказанность, интригу. Чтобы сам залез и откопал – вот суть! Расскажи, что зацепило тебя - и зритель будет заинтригован. Интересен тот, кому важен процесс. Как не крути, а морковь хороша хрустом.
Матч\тема тура
Лидерство московского «Спартака» сколь неожиданно, столь и интересно. Александр Шмурнов никогда не скрывал, какому клубу отдано его сердце в России.
- В чем сила нынешнего Спартака?
- В свежести. В неком обновлении сейчас. Клуб сам по себе устал, как институт. Слишком много неоправданных ожиданий и загубленных шансов. Три пятилетки пройдено, и лишь под конец владелец команды начинает понимать, что не он все решает. Наиболее близкий и яркий пример в европейском футболе, с судьбой «красно-белых» – миланский «Интер».
При этом на клуб оказывается колоссальное давление. И команда просто не может себе позволить быть условным «Удинезе» или «Сампдорией». Признать, что в текущем сезоне строится игра, примерное 6-7 место не будет для нас провалом. Но температура вокруг команды диктует события внутри него.
Очень долго у «Спартака» не было единой цели, понимания, к чему клуб стремится в перспективе. Сейчас что-то похожее прорисовывается. С тренером, опять же, скорее угадали. Есть слабая надежда на шаг в бок. При этом ни в коем случае это не шаг вперед. Потому что при первых неудачах может начаться все тот же круг, что команда проходила ранее.
Слово в слово
В данной рубрике показывают высказывания спортсменов после, или во время игр, которые подчас изобилуют каламбурами и юмором. При некоторых ответах с хорошей долей самоиронии, Александр был довольно ироничен и по-игроцки вхож в образ.
- Самое интересное ваше интервью?
- Расскажу о провалах. Было их два и оба на ТВ. В 1995 году, на «Первом канале», который тогда назывался «Останкино» брал интервью у Валерия Газзаева для программы «Гол». Случилось это перед игрой с московским «Спартаком». Он тогда тренировал владикавказскую «Аланию». Я ему первый вопрос: - «Как вы готовитесь к Спартаку?» Тут он вскакивает, срывает микрофон и кричит: - «Какого … я должен к нему готовиться?! Пусть они к нам готовятся! Что за вопросы идиотские задаёшь?»
За ним потом все очень долго бегали, чтобы хоть как-то усадить и продолжить разговор.
Было ещё интервью, которое брал у Ролана Курбиса. Работал я тогда в газете «Газета». Что интересно, он тогда тоже тренировал владикавказскую «Аланию» и разговор опять же был перед игрой с московским «Спартаком».
Всем было известно, что Курбис во Франции находился под следствием о финансовых махинациях. А тут, переехал в другую страну, фактически, скрываясь. Плюс еще и миллион заработал на тренерском контракте. Мы с ним тогда и футбол на трибунах посмотрели вместе. Вроде освоились. Начинается интервью, первый вопрос: «Месье Ролан, вы зачем приехали в Россию?» Он посмотрел, и говорит: «Я не буду разговаривать с этим человеком. Не понимаю его французского».
Заключение
В конце передачи подводятся итоги. В нашей беседе, в этой рубрике мы расспросили нашего героя о напутствиях начинающим спортивным журналистам.
- Александр, это далеко не первый курс и не первые студенты вашей школы. Каковы главные разочарования в отношении учащихся?
- Несбывшиеся ожидания. Главная причина всех бед в постижении нового - лень и костность (нежелание выпрыгнуть из собственного скелета). При этом лень присуща и трудолюбивому человеку. Вроде смотришь на него, воодушевленно общаешься три-четыре месяца. Казалось бы, вот - искра! А потом выясняется, что ему это делать просто неохота. Не призвание, как бы кондово это не звучало.
- В своем интервью в 2014 году порталу «Sports.ru», вы говорили, чем гордитесь на тот момент. Чем гордитесь сейчас?
- Многим. С момента переформатирования каналов, мы не похоронили всё, что было у нас на НТВ-плюс. Именно поэтому мое главное стремление – постоянное поддержание бурления жизни НТВ в нас. В сегодняшней среде. Мое личное решение – не дать погибнуть программе «90 минут плюс», чтобы у нас продолжали расти журналисты.
Мы много комментируем теперь вдвоем и поодиночке. Это диаметрально разные стили, как кино и театр. И я горд, что удалось найти общий язык со всеми коллегами.